Новые материалы и продуманная экономия

Понятие "экономичность" играет важнейшую роль в проектировании архитектуры будущего. Какой бы невиданный образ ни стремились создать зодчие, они всегда рассчитывают его с точки зрения энергетической прагматичности и целесообразности.

Современное здание (будь то "капля" Фостера или комплекс северонемецкого Ландесбанка в Ганновере архитектурной фирмы "Бенеш, Бенеш и партнеры") только с виду кажется неодушевленным существом. На самом деле внутри таких комплексов идет напряженная жизнь. Пульты управления, датчики, экраны, термометры и гигрометры следят за состоянием "объекта". Стоит повыситься температуре снаружи, как, словно по мановению палочки волшебника, с одной стороны автоматически начинают закрываться жалюзи на окнах, с другой – открываются дополнительные люки вентиляции.

Из современной архитектуры изгоняются "неэкологичные" кондиционеры. На смену искусственному воздуху приходят системы остроумной естественной вентиляции, связанные с учетом "розы ветров" или использованием грунтовых вод. Сплошное остекление фасадов позволяет экономить и на электрическом освещении, максимально используя естественное.

 

Стекло играет сегодня особую роль в архитектуре. После энергетического кризиса начала 70-х архитектор Ренцо Пьяно начал активно использовать двойное остекление с вакуумом между рамами, сохраняющее тепло. Сегодня о стекле в архитектуре можно писать романы. Оно – главный герой многих построек.

Ренцо Пьяно (род. в 1937 году). Начиная с одного из первых своих проектов – Центра Жоржа Помпиду в Париже (1971-1977 годы) – вместе с Ричардом Роджерсом, Пьяно неуклонно развивает свое отточенное мастерство невероятного архитектурного стилиста, сочетающего формы хай-тэка с традиционными материалами, не устает дерзить в архитектуре, задавать моду на целые поколения вперед. Предпочитает гнутое дерево ценных пород и обработанные на компьютере каменные "квадры", но равным образом работает с металлом и стеклом. Притцкеровская премия 1998 года.
Офисы в Генуе и Париже. Суперпроекты последнего десятилетия: музей "НЭМО" в Амстердаме, реконструкция Потсдамской площади в Берлине (благодаря чему в столице Германии возник новый внутригородской центр), проект небоскреба London Bridge Tower на набережной Темзы. Культурный Центр имени Жана-Марии Тжибау построен Пьяно в 1991-1998 годах на оконечности мыса в Новой Каледонии. Вошел в анналы архитектуры будущего как пример синтеза современной экологической архитектуры с местным ландшафтом и строительными традициями аборигенов.

Новые технологии сделали этот материал поистине универсальным. Повышенные свето- и теплопроводимость современного стекла позволяют ему выдерживать морозы и даже самозатеняться: менять цвет и прозрачность, самоосвещаться благодаря электродиодам, вставленным внутрь стеклянных рам, принимать любые формы и занимать любые пространства. Поэтому из стекла строят в Финляндии и Турции, в городах и на морском побережье, под землей и на огромной высоте...

Кроме стекла, последнее десятилетие используются невиданные ранее материалы и технологии. Вот некоторые из них: особый застывающий бетон, имеющий почти скульптурную поверхность (используется в суперпроекте Захи Хадид в Science Center Wolfsburg в Германии), чудо-фольга – легкий заменитель стекла, позволяющий выстраивать гигантские купола (проект "Эден" в Англии), стекловолокно, пропитанное "тефлоном" (крыша самого большого в диаметре здания мира – "Миллениум Дома" в Лондоне, архитектор Роджерс), всевозможные полимеры и сплавы металлов.

 

 

Заха Хадид (род. в 1950 году), уроженка Ирака, архитектурное образование получила в Лондоне, там же находится в настоящее время ее офис. Единственная женщина-архитектор – лауреат Притцкеровской премии 2004 года.
Проекты Хадид вызывают неизменное восхищение профессионалов. К сожалению, реализованы пока немногие. Из построек последних лет назовем: лыжный трамплин в Инсбруке, автофабрика фирмы БМВ в Лейпциге, а также "Зона разума" внутри комплекса "Миллениум Дом" в Лондоне.
"Зона разума" (Mind zone) представляет собой архитектуру внутри архитектуры, интерактивный павильон под куполом "Миллениум Дома". С помощью новейших аудиовизуальных средств и произведений современного искусства "Зона разума" призвана показать сложность человеческого сознания.

Если попытаться определить образ архитектуры будущего, то это – образ причудливых очертаний и, безусловно, состоящий из "стекла и металла" с легкими добавками полимеров, камня, бетона, дерева. Образ – легкий, головокружительный, отвечающий самым "футуристическим" надеждам.

Но легкость эта прямым и непосредственным образом связана с энергосберегающими технологиями. Солнечные батареи – непременный атрибут всех современных зданий. Украшать солнечными батареями сами фасады здания, маскируя их под отделочные панели или плитки – последнее слово моды.

Например, 25-этажный небоскреб CIS Tower (штаб-квартира страховой компании) в английском Манчестере декорирован таким количеством батарей-"плиток", что они дают энергию, от которой внутри здания может бесперебойно работать 1000 компьютеров. И такие проекты множатся.