Методы социологии ее законы и категории.
С начала своего возникновения в социологии формируются специфические методы исследования. Социология изначально ориентируется на эмпирический материал, на опытную проверку и доказательство. Методы социологии можно разбить на две группы:
1. Теоретические методы. Метод теоретической типологизации, структурно-функциональный анализ, сравнительно-исторический анализ.
а). Под теоретической типологизацией понимается группирование исследуемых явлений и процессов на основе введения каких-либо теоретически обоснованных критериев.
б). Структурно-функциональный анализ возник в рамках системного подхода, позволяющий объективно описать и объяснить сложную организацию и механизмы функционирования целостных совокупностей явлений – социальных систем. В целом структурно-функциональный анализ позволяет получить знание и функции и структуры систем, эти функции определяющие.
в). Сравнительно-исторический метод долгое время рассматривался как основной метод социологии. Его суть – выявление логическими средствами сходства и различия, общего и особенного в исторически меняющихся явлениях и процессах, что позволяет понять сущность и направленность этих изменений, дать их возможный прогноз.
2. Эмпирические методы. Анкетирования, наблюдение, опросы, лонгитюдные исследования, контент-анализ, эксперимент и т.д. Они будут подробно рассмотрены нами в последующих лекциях.
Все категории социологической науки принято разделять на несколько групп:
1. Первая группа связанна с определение объекта социологии, а так же с характеристикой связи социологии с общенаучными представлениями о мире: общество, гражданское общество, личность.
2. Вторая группа категорий, охватывает большую совокупность понятий, трактующих предмет социологии: социальные установки, социальное поведение, социальная инфраструктура.
3. Третья группа категорий включает понятия субъектов реального сознания и поведения: социальный слой, маргинальная личность, феральные люди.
4. Четвертая группа касается инструментов социологического познания: программа социологического исследования, гипотеза, опрос, контент-анализ.
5. Пятая группа – это категории, дающие представление о функциях социологии: социальные технологии, прогнозирование, программирование.
6. Шестая группа связана с понятиями, которые одновременно «служат» и социологии и другим наукам. Например: миграция, электоральное поведение, мотивы, потребности и т.д.
Если категории отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта, то законы выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними. Социальный закон по определению Г.В. Осипова, - «относительно и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом, деревней и т. д.»
Социальные законы обладают следующими основными признаками: 1). Закон может вступить в действие только при наличии определенных строго оговоренных условий. 2). При этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений. 3). Условия при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно. Указаные признаки позволяют отличить социальный закон от любого другого утверждения.