В результате: вместо удобств и довольства в городе, который только что поразил французов своим великолепием, они оказались на пепелище.

После того как все найденные в Москве припасы были разграблены, снабжение французской армии испытывало величайшие затруднения, ибо русские войска перехватывали и уничтожали французские отряды, посылаемые за провиантом и фуражом. Наполеон пытался заключить в Александром I мир, но Александр не отвечал на его послания. Он выразил даже готовность отступить на камчатку и стать «императором камчадалов», но не мириться с Наполеоном. 7-го октября Наполеон дал приказ об отступлении и выехал из Москвы. Французы сделали попытку пройти от Москвы к Калуге, чтобы не отступать по старому, разоренному и опустошенному пути, но в сражении при Малоярославце были отражены и вынуждены повернуть на старую, смоленскую дорогу. Под ударами русской армии, окруженная казаками и партизанами, французская армия таяла в поспешном отступлении, которое к началу ноября превратилось уже в беспорядочное бегство. Общая численность народного ополчения превысила 400 тыс. человек. Дорога назад представляла собой выжженную пустыню, где по словам очевидцев, «даже кошки нельзя было сыскать». Свернуть же с дороги нельзя было: всюду ждала смерть от партизан, крестьян и казаков. Голод, доходило даже до людоедства.

Уже 3-го ноября был издан царский манифест об изъявлении российскому народу благодарности за избавление отечества от нашествия неприятельского; манифест сообщает, что неприятель «бежит от Москвы с таким уничижением и страхом, с каким тщеславием и гордостью приближался к ней. Бежит, оставляя пушки, бросая обозы, подрывая снаряды свои... – неприятельские силы... главною частию или истреблены, или в полон взяты. Все единодушно в том содействовали».

Кутузов не нападал а сопровождал Наполеона, так как не хотел лишних смертей для своей армии и народа. Он говорил: «Я … не хочу жертвовать … ни одним из своих солдат».

К концу года почти вся «великая армия» погибла; лишь жалкие остатки ее перешли границу. Около 30 тыс. войск вернулось во Францию. Наполеон умчался во Францию готовить новую армию. Царский манифест от 25 декабря 1812 года объявил о полной ликвидации неприятельского нашествия, при отражении которого «войско, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу».

Победа России над Наполеоном, безоговорочная и блистательная вызвала потрясение умов буквально во всем мире. Причину ее толковали по-разному. Официальные верхи самой России, не веря в собственный народ, адресовались даже к потусторонним силам: «Зрелище гибели войск его невероятно! – читаем о Наполеоне в Манифесте Александра I от 12 января 1813 года – Кто мог сие сделать? … Да познаем в великом деле сем промысел божий!».

В чем же причины победы русской армии над армией Наполеона? Легенда о том, что Наполеона в России «победил мороз», совершенно не соответствует фактам; морозы только добили французскую армию, отступавшую в состоянии морального упадка и полного разложения; давая приказ об отступлении, Наполеон уже признавал свое поражение, между тем в средней России в конце сентября и в начале октября никто никогда не замерзал. Скажем словами Е. В. Тарле: «Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победило сопротивление народа». Великое испытание поколебало Россию, но не сразило. Дворянство, потерявшее свое имущество, свои имения и дворцы, не отшатнулось от царя. Народ “понял план сопротивления и спасения Родины, которым вдохновлялся император и инстинктивно примкнул к нему. С мрачной покорностью судьбы он сплотился около своего государя – своего отца. В эти торжественные дни у государя и народа была одна душа, одна скорбь, одна молитва…”4.

Советские историки, поднимают Кутузова как военачальника выше Наполеона, и тем самым находят еще одну причину победы русской армии над французами, но они только выдают желаемое за действительное. Очевидно, что гений Наполеона несравненно значительнее. Но даже если бы Кутузов был вдвое-втрое менее талантливым полководцем, все равно Россия выиграла бы войну 1812 года, а Наполеон проиграл бы ее, потому что дело здесь не в Кутузове и не в Наполеоне, а в русском народе. Верно писал об этом B. C. Соловьев в 80-е годы прошлого века: «С начала времен не бывало и не слыхано, чтобы великий народ не мог исполнить своего исторического назначения или отстоять своих жизненных интересов за неимением пригодных людей. Никогда не было такого случая в истории, чтобы дело стало за людьми. Не оказалось у французского короля Карла VII надежных советников и полководцев, — явилась вместо них крестьянская девочка из Дом-Реми; ослабели московские бояре в смутное время, – выручил нижегородский мясник; не было в 1812 году у нас Суворова, – обошлось и с Кутузовым».[1]

Но ни в коем случае не будем умалять и значение Александра I, который упорно, до победного конца стоял на изгнании Наполеоновской армии за пределы России и не отвечал на послания французского императора с предложениями о мире. Тем самым русский император внушал уверенность как в свое ближайшее окружение и армию, так и в весь русский народ. Здесь, кстати, интересно будет вспомнить один из разговоров Александра (с его же слов) с Наполеоном, состоявшийся задолго до войны 1812 года. «Война, – поучал Наполеон Александра, – вовсе не такое трудное искусство… Побеждаешь потому, что позднее неприятеля устрашаешься, и в этом вся тайна. Нет полководца, который бы не страшился за исход сражения; надо только припрятывать в себе этот страх как можно дольше».[2] Думается, Александр внял совету Наполеона и сумел воспользоваться этим проявив мужество и упорство в отечественной войне.

Столь грандиозная победа имела и грандиозные последствия – для России, Европы и всего мира. С одной стороны, она развеяла наполеоновские планы мирового господства и положила начало гибели империи Наполеона, а с другой стороны, как никогда высоко подняла международный престиж России, отвоевавшей у Франции позиции лидера на мировой арене.

В самой России победа над Наполеоном вызвала бурный рост национального самосознания и пробудила лучших людей нации к освободительной борьбе против самодержавия и крепостничества. Зачинатели этой борьбы, декабристы, прямо называли себя «детьми 1812 года».

После уничтожения «великой армии» Александр взял на себя задачу освобождения Европы от ига Наполеона и двинул свои войска в Германию. Пруссия, а потом и Австрия примкнули к нему и начали общими силами (в союзе с Англией) борьбу против Наполеона. В октябре 1813 года в трехдневной «битве народов» под Лейпцигом союзники одержали решительную победу над Наполеоном, и 1 января 1814 года русские войска перешли французскую границу. В марте 1814 года союзные войска вступили в Париж; Наполеон постановлением французского сената был лишен престола, и королевский престол Франции занял Людовик XVIII (брат казненного революцией Людовика XVI). В мае 1814 года союзники заключили с Францией мир, по которому Франция отказалась от своих завоеваний в Европе и возвратилась к границам 1792 года. Наполеон получил во владение остров Эльбу, с сохранением титула императора.Европейские государи и дипломаты съехались на конгресс в Вену для обсуждения и устройства европейских дел после лик­видации наполеоновских завоеваний. В 1815 году, когда заседания конгресса еще продолжались, Наполеон вдруг снова явился во Франции, и армия перешла на его сторону. Союзники снова открыли военные действия, Наполеон был разбит англичанами и пруссаками при Ватерлоо (в Бельгии) и был отвезен англичанами на остров св. Елены (в Атлантическом океане), где он умер в 1821 году.

Постановлением Венского конгресса основанное Наполеоном герцогство Варшавское было присоединено к России, под именем царства Польского; Познань была отдана Пруссии, а Галиция (включая Тарнопольский округ) – Австрии. Собравшиеся в Вене монархи заключили между собой «священный союз» (акт 14-го сентября 1815 года), который, по замыслу Александра, должен был вносить в международные отношения начала мира и правды, взаимной помощи, братства и христианской любви. В действительности этот союз скоро превратился в оплот европейской реакции, стремившейся к сохранению абсолютизма и подавлявшей все свободолюбивые движения народов. В течение 1818–1822 годов собирался ряд конгрессов участников «священного союза» (в Аахене, Троппау, Лайбахе и Вероне), которые принимали решения о поддержке вооруженной рукой легитимных правительств против народных восстаний.