Средние века

Средние века и эпоха Возрождения.

Средневековая культура превыше всего ставила традицию и авторитет Священного Писания и Церкви. Поэтому человек Средневековья испытывал недоверие и проявлял настороженность к любым новшествам. Для него куда важнее было раскрыть потаенную истину, проникнуть в тайный смысл явлений. Все мирское представлялось опасным, греховным, способным разрушить сложившееся духовное равновесие. Его взгляд был обращен к небу. Преходящая земная жизнь осознавалась лишь как подготовка к жизни вечной. Эти особенности средневекового сознания обусловили относительное безразличие средневекового человека к миру новостей. Он не ощущал острой потребности в новой информации. Его кругозор был ограничен повседневными заботами, тяжелой работой, борьбой за выживание. Самые важные сведения и истины он находил в Библии и церковных проповедях. Основная масса населения была неграмотной. На этапе раннего Средневековья светские школы почти повсеместно в западной Европе были вытеснены монастырскими, в которых готовили будущих клириков.

Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Велика была роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в Средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство утратило в Средние века свое былое значение. Это было связано с исчезновением народного собрания, Сената, суда, основанных на состязательности сторон. Сфера публичного слова сузилась и замкнулась в стенах храма. Теперь на события, которые волновали горожан, оказывались в центре общественного внимания, откликалась, прежде всего, церковная проповедь.

Проповедь как жанр ораторской нравоучительной прозы возникла в глубокой древности. Истоки этого жанра – в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Еще в 1-м тысячелетии до нашей эры иудейские религиозные ораторы и проповедники (пророки) в своих речах возвещали народу божественную волю, обличали соплеменников, нарушивших договор с Богом. Предсказывали страшные беды, которые постигнут за это израильтян. В пророческих проповедях содержались элементы публицистики. Пророки откликались на важные внешнеполитические события, войны. Образцами жанра в Новом Завете стали Нагорная проповедь Христа, послания апостолов.

Расцвет жанра пришелся на Средние века. Выдающимися проповедниками в западной культурной традиции были Августин Аврелий (354-430), Франциск Ассизский (1181/1182-1226), Бертольд Регенсбургский (ок. 1210-1272). Августином Аврелием было составлено 500 проповедей. Они отличались живостью интонации и простой стиля. Основатель братства нищенствующих монахов, названного по его имени орденом францисканцев, Франциск Ассизский был выдающимся писателем. Его перу принадлежат проповеди «Похвала добродетели», «Послание брату Льву». Стиль Франциска Ассизского отличался экспрессивностью, повышенной эмоциональностью. Выдающийся немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский стремился быть понятным аудитории, войти с ней в контакт. Для этого он часто использовал прием имитации диалога, во время чтения проповеди монолог прерывался вопросом, якобы обращенным к кому-то из прихожан. Это нарушало монотонность проповеднического дискурса и привлекало внимание аудитории.

Средневековые проповедники, как и их далекие предшественники – иудейские пророки, откликались на важные события общественной жизни. Их авторитетное слово помогало пастве сориентироваться в непростых вопросах и коллизиях окружающего мира. По существу, оно играло роль, которую позднее возьмет на себя публицистика.

Миссия этих проповедников была чрезвычайно важна, поскольку в Средние века письменные источники информации были малодоступны. Во-первых, по причине неграмотности большинства населения, во-вторых, потому что книга была роскошью, драгоценностью, сокровище, как духовное, так и материальное. В те времена при крупных монастырях существовали специальные мастерские – скриптории, где монахи переписывали книги. Это были в основном книги религиозного содержания.

Книги были рукописными, написанными на пергаменте. Производство пергамента началось еще в I веке до нашей эры в городе Пергаме, в Малой Азии. Этот дорогостоящий материал (недубленая кожа, изготовленная из телячьих или свиных шкур) использовался для издания роскошных изданий уже во времена императорского Рима. В X веке нашей эры пергамент окончательно вытеснил папирус. На рубеже античности и Средневековья изменился и внешний вид книг: в IV-V веках нашей эры на смену папирусному свитку пришел кодекс, книжный формат, отличавшийся большей практичностью и сохранившийся поныне.

В средневековых пергаментах буквы образовывали орнамент. Заглавная буква на странице (инициал) представляла собой своего рода миниатюру, часто в виде птицы или фантастического животного. Оклад изготавливали из слоновой кости, металла и украшали драгоценными камнями. Позже, в XII-XIV веках, с подъемом городов и основанием первых европейских университетов появятся большие городские скриптории и значительное число светских книг. Книга из предмета роскоши и объекта почитания превратится в инструмент познания, учебник и товар. Товар дорогостоящий, доступный немногим. Кроме того, рукописные книги в Средние века читались и распространялись чрезвычайно медленно.

С ростом городов, развитием ремесел и торговли постепенно усиливался интерес к земным делам человека. Как следствие этих процессов на этапе зрелого Средневековья в обществе возросла потребность в информации. Основными каналами ее передачи были монастыри, университеты, княжеские дворы. В XII-XIII веках в западной Европе появились гонцы-курьеры, в чьи обязанности теперь входило доставлять корреспонденцию.

Этот возросший интерес к реальной жизни, историческим событиям отразился в хрониках-анналах (XII-XIV века). Средневековое общество приучалось использовать письменное слово. Центрами летописания были крупные монастыри (например, аббатство Сен-Дени во Франции). Написанные на латыни, хроники фиксировали важнейшие события общественной и религиозной жизни, происшедшие за год (от Пасхи до Пасхи). Средневековые монахи-хронисты воздерживались от комментария, не давали объяснения событиям, не связывали их в целостную картину развития человечества или отдельного народа. Кроме того, хроники изобиловали выдумками и фантастическими сведениями, которым средневековые читатели легко верили.

Исключение в этом отношении представляет многотомная «Хроника» Жана Фруассара (1337-1404). Фруассар описал в хронологическом порядке важнейшие эпизоды Столетней войны, воспел подвиги и английских и французских рыцарей как нравственные примеры. Он разыскивал и расспрашивал свидетелей событий, добивался точности деталей. Среди средневековых летописцев его выделяет установка на объективность. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что именно Фруассар стоял у истоков французской журналистики.