Организация речевого поведения.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Операция сравнения.
Операция сериации.
Сериация –
1) способность располагать предметы в ряд по нарастанию или убыванию ведущего признака. (У неговорящих детей формируем: Л: «Смотри как холодно, зима, мы будем отправлять птичек в теплые края на самолете, потому что они уже замерзли и сами лететь не могут. Поставь их в очередь, они вежливые, чтобы мы видели, какие они вежливые». Ребенок начал приговаривать: Маленькая, побольше и т.д.). В дальнейшем эта операция перерастает в речь
2) способность соотнести два ряда предметов по ведущему признаку.
Сравнение – способность сравнивать, сопоставлять (главная, т.к. все познается в сравнении) предметы, явления или понятия и находить в них существенную разницу. Первоначально логопед предлагает сравнивать сравнимые понятия (чем похожи и не похожи девочка и кукла? Затем несравниваемые понятия: кот и дым, река и оса. При этом ребенок не должен сравнивать эти понятия, но ребенок может ответить, что кот и дым серый, дым как хвост у кота; река и оса движутся, они красивые, кусаются (холодная вода). Ботинок и карандаш: оба оставляют след). Операция сравнения должна показать, что ребенок может сравнивать по ведущему признаку, который их отличает. Все эти мыслительные операции обеспечивают развитие речи. Обобщение создает основу для того, чтобы ребенок умел группировать словарь в памяти, потому что в памяти слова «застревают» тогда, когда попадают в определенную семантическую группу. Тогда другие слова в этой группе это слово удерживают. Если слова попадают в память как попало, т.е запоминаются не упорядоченно, тогда такой способ не дает слову «застрять» в памяти.
Если человек не просчитывает своего речевого поведения, это приводит к неудаче. Любой речевой акт представляет деятельность, потому что имеет свою программу, в ней выделяются структурные компоненты, такие же как в любой другой деятельности.
Она включает следующие структурные компоненты речи:
1) мотивационно-побудительный компонент;
2) ориентировочный компонент;
3) исполнительский компонент – требует от человека, что бы он произвел действия;
4) контролирующий компонент (уровень контроля);
И.А.Зимняя выделила 4-е вида речевой деятельности:
1) говорение;
2) слушание;
3) письмо;
4) чтение.