Гангста рэп
И, наконец, самым массовым из новых направлений стал гангста рэп. Его возникновение коренным образом изменило будущее хип-хопа и отношение к нему со стороны людей. Ситуация в конце 80-х на улицах гетто американских городов лучше не становилась. Численность уличных банд постоянно росла, а проблема наркотиков уже давно приобрела размах эпидемии. И если МС раннего периода в хип-хопе затрагивали эти темы косвенно и часто оказывая их негатив, то гангста рэпперы стали читать об этом от лица участников банд, к которым многие из них на самом деле принадлежали. О том, кто же был первым в гангста рэпе спорят постоянно. И как часто в таких случаях бывает, одного родоначальника сложно найти. Некоторые говорят, что первым был Ice T – МС из Лос-Анджелеса, который начал читать ещё в самом начале 80-х, а в конце десятилетия приобрёл звёздный статус. Другие отмечают, что на самого Ice T и его переход к гангста лирике повлиял филадельфийский МС Schoolly D. Среди родоначальников упоминают даже Boogie Down Productions, которые действительно своим альбомом «Criminal Minded» сделали много шума в раннем гангста рэпе.
Однако наиболее часто создателями гангста рэпа называют команду N.W.A., участники которой в 1988-м году выпускают альбом «Straight outta Compton». Диск становится золотым и порождает волну гангста рэпперов, список представителей которой бесконечен. Парадоксально, но главными покупателями записей гангста рэпперов стали белые подростки из семей среднего класса. И это моментально превратило этот рэп в многомиллионный бизнес. В результате очень скоро за участниками банд, в рэп подались и те, кто никогда в этих бандах не был, но читал о своих криминальных похождениях. Так к середине 90-х гангста рэп превратился в набор стереотипов, которые повторялись в многочисленных треках. В 1993-м году на тему фальшивых гангста была снята комедий «Тюремный блок C4», которая отлично демонстрирует все стереотипы, бытовавшие в рэпе тех лет.
При всех негативных аспектах гангста рэпа, не стоит забывать о двух важных его характеристиках. Во-первых, о том, что ранний гангста был неизбежным порождением окружающей среды, в которой сложно было слушать песни о весёлых вечеринках и космических героях телесериалов. То есть изначально он был естественным. Да и нельзя сводить тексты гангста рэпперов только к пропаганде криминала. Некоторые из них затрагивали и социальные темы. Вообще однозначную грань между сознательным рэпом и гангста рэпом провести крайне сложно, уж очень много «пограничных» исполнителей. Во-вторых, ранний гангста рэп внёс колоссальный вклад в развитие музыкальной составляющей рэпа. Dr. Dre – участник N.W.A. в 1992-м году записывает сольный альбом «The Chronic», которые общепризнанно считается первым релизом в стиле g-funk. Этот мелодичный спокойный рэп станет визитной карточкой западного побережья США и будет на протяжении 90-х контрастировать с east coast и hardcore рэпом восточного побережья. Элементы g-funk можно услышать во многих треках рэпперов с западного побережья, а также в раннем южном рэпе. На западе в конце 80-х – первой половине 90-х становятся популярными Digital Underground, Snoop Dogg, Dogg Pound, Warren G, Ice Cube, Sir Mix-A-Lot, Bone Thugs-n-Harmony и конечно же 2Pac. Только первые из этого списка не относились к гангста рэпу даже косвенно.
На востоке в то же время развивается гангста рэп в более жёстком звучании. Одним из классиков становится Kool G Rap, который внёс очень большой вклад в развитие рифм в рэпе. Он одним из первых стал использовать сложные или как из называли сами рэпперы многослойные рифмы. На них в будущем строил свой стиль Nas. Благодаря этим двум МС рэп стал переходить от ритмичных текстов с короткими строками к длинным повествованиям.
90-х нью-йоркский рэп представляют Erick B & Rakim, EPMD, Wu-Tang Clan, D.I.T.C., Nas, Mobb Deep, Notorious B.I.G., Onyx, Gangstarr, Pete Rock & C.L. Smooth, House of Pain, Naughty By Nature. Gangstarr и Pete Rock & C.L. Smooth представляли сознательный хип-хоп, как и KRS-One активно действоваший в сфере пропаганды принципов хип-хоп культуры. Тогда же популярность получила группа The Fugees, отличавшаяся своим мягким и мелодичным стилем. Но на первые позиции вышли именно гангста рэпперы, в частности Notorious B.I.G. Между ним и 2Pac’ом, а точнее между лейблами Bad Boy Entertainment и Death Raw Records начинается вражда, получившая название «войны побережий». Конфликт этот на самом деле имеет корни значительно более старые. Они заключаются в том, что Нью-Йорк часто считается чуть ли не неформальной столицей США, а Лос-Анджелес находится в тени. В хип-хопе суть заключалась в том, что многие представители восточного побережья не считали равными себе МС с запада, особенно волну гангста рэпперов. Те в свою очередь отвечали пренебрежением в адрес Нью-Йорка. Но всё шло более менее мирно, пока молодая поросль бандитского рэпа не начала устраивать бифы друг с другом. Сначала из N.W.A. ушёл Ice Cube, в пдрес которого группа записала дисс. Он ответил. Перэпалка продолжилась. Позже N.W.A. и вовсе распались и Eazy-E стал диссить бывших товарищей, а они отвечать ему. Всё это не шло на пользу хип-хопу, потому что вместо развития музыки народ стал больше требовать «пикантных диссов». СМИ эту волну поддерживали, так как на таких «жёлтых» новостях можно было неплохо заработать. Когда началась вражда между Notorious B.I.G. и 2Pac’ом, которые были самими популярными представителями обоих берегов США, то СМИ подхватили это и превратили в масштабную пиар компанию. Сегодня очень многие МС говорят, что в те годы, больше интересовались их мнением о противоположном побережье, чем их творчеством. За этим искусственно раздутым конфликтом стояли большие деньги. В 1995-м году общий оборот прибыли от рэп музыки в США превысил 1 миллиард долларов. Молодые и часто не отличавшиеся большой сообразительностью гангста рэпперы сыграли свою партию в игре владельцев лейблов и главарей банд, с которыми некоторые из них сотрудничали.
Закончилась война убийством сначала 2Pac’а, а через полгода в том же 1996-м году и Notorious B.I.G. После этого вражда пошла на спад. В попытке сбить накал страстей в бифах в 1997-м году афроамериканская организация Нация Ислама провела специальный саммит, куда были приглашены многие МС с обоих побережий США. Результаты были позитивными, но не оказали масштабного воздействия на более молодое поколение, которое использовало диссы, как способ выделиться из тысяч подобных МС.