Турнтэйблизм, трансформинг и жонглирование битом

Несмотря на то, что МС стали всё меньше нуждаться в диджеях для записи альбомов в конце 80-х годов, хип-хоп диджеинг было рано списывать со счетов. Новое дыхание это искусство получило в таком направлении как турнтэйблизм. Суть этого направления заключается в том, что вертушки используются в качестве музыкального инструмента. То есть диджеи научились делать скретчи с высокой точностью, извлекая с их помощью необходимые ноты. Они научились перекраивать композицию, выхватывая отдельные фрагменты длинной пару секунд и играя с их помощью. И всё это в реальном времени!

Ведущими представителями данного направления являются коллективы ди-джеев «Invisible Skratch Piklz», «X-ecutioners» и британская команда «Skratch Perverts». Вообще в Британии турнтэйблизм сейчас на подъёме, множество знаменитых представителей данного направления диджеинга живёт именно в этой стране.

Выжить и развиться в столь сложное искусство хип-хоп диджеингу позволили вечеринки в Бронксе и других районах, где наряду с группами обязательно выступали диджеи, даже в эпоху сверхпопулярности рэп исполнителей.

А развитию мастерства ди-джеев способствовало создание британской организацией ди-джеев «DMC» («Disco Mix Club») и учредителями журнала «Mixmag» чемпионата «DMC World Champ», переведшего битвы ди-джеев в разряд всемирного соревнования. Ещё одним престижным турниром стал чемпионат, проводимый нью-йоркским форумом музыкальной отрасли «NMS». Международная федерация турнтэйблизма «ITF» возникла только в 1996 году. Тогда же прошёл и первый конкурс «ITF». Да и само слово «turntablism» появилось только в 1995-м году, хотя сама идея экспериментов со звуками уходит корнями в 1930-50-е годы в работы композиторов Джона Кейджа и Пьера Шеффера.

Но сами турнтэйблисты с их работами никогда знакомы не были. Зато с работами Великого Волшебника Теодора и изобретённым им скрэтчингом они знакомы не понаслышке. И хотя ещё до него диско-диджей Tyron делал примитивные скрэтчи, на достойном уровне этой техникой овладел именно Теодор. А после скрэтчинг стал активно разрабатывать Grandmixer D.ST.

Grandmixer D.ST (Derek Showard), чей псевдоним говорит о том, что он часто бывал на Деланси-стрит в Манхэттене, вначале был ударником в различных группах из Бронкса. Позже он стал ди-джеем и регулярно выступал в «Roxy». Однажды Jean Karakos с электро лейбла «Celluloid» пригласил Grandmixer D.ST выступить в Париже, где его заметил Herbie Hankock – знаменитый джазовый пианист. В итоге Grandmixer D.ST поучаствовал в записи сингла Хэнкока «Rockit» 1983 года, который прорвал барьер на пути «чёрной музыки», установленный руководством MTV. В штатах клип на трек занял 71-е место (но всё равно был замечен), а в Британии он стал 8-м.

Несмотря на то, что другие музыканты из коллектива Хэнкока не принимали Grandmixer D.ST в качестве полноправного участника, вскоре сам Херби отметил заслуги ди-джея. И не даром, ведь именно ему принадлежат полноценные ритмические скрэтчи, сыгранные по нотам и сделавшие трек «Rockit» хитом.

За год до этого, в 1982 уже упомянутый выше Малькольм Макларен записал песню «Buffalo Gals» в рамках своего проекта «Duck Rock», направленного на сплав популярной музыки с этнической. «Buffalo Gals» заняла 9-е место в английских чартах. Данная композиция продемонстрировала миру скрэтчеров из Бронкса «World’s Famous Supreme Team» (Just Allah the Superstar и C Divine the Mastermind). Популярность хип-хоп диджеинга привела к тому, что рекламщик-копирайтер Стив Стейн, он же Steinski, выпустил целую серию пластинок, представляющую собой звуковые коллажи, основанные на технике скрэтчинга. При этом за неимением навыков диджеинга он использовал возможности студийного аппаратуры. Во многом даже современные клипы, созданные из кусочков различных видеозаписей, можно считать прямым потомком скрэтчинга.

Но и это ещё не всё. Следующим шагом в развитии турнтэйблизма стал трансформинг. Эта техника основывалась на возможности при помощи кросс-фейдера раскроить скрэтч на разные элементы! Первым «трансформером» стал Dj Spinbad из Филадельфии, который активно соревновался с ди-джеями Cash Money и Jazzy Jeff . Cash Money выиграл «DMC World Cup» 1988 года, а Jazzy Jeff записал пластинку с трансформингом «The Magnificent Jazzy Jeff».

Ещё одно техническое направление в турнтэйблизме – это жонглирование битом (beat juggling) – выстраивание с помощью отдельных битов нового ритмического и мелодического рисунка. Пионерами beat juggling’а являются Steve D (The Cut Technician’) и его учитель Barry B (The Cut Producer’) из группы «короля битбокса» Doug E. Fresh – Get Fresh. Впервые свою технику Стив Ди продемонстрировал в 1990-м году на состязании «NMS», который он, конечно же, с лёгкостью выиграл. Ричи Рич и Dj Scratch, бывшие в жюри турнира, смотрели на него огромными глазами, пытаясь понять, как же он делает все эти трюки. Основой beat juggling’а является spinback (обратное вращение) – приём, разработанный ещё Флэшем, только многократно ускоренное. Вот это ускорение и делает его сверхсложным, так как требует от ди-джея навыков и длительных тренировок.