Информационно-дидактический материал к занятию

КОНТРОЛЬ

I. Опрос по следующим вопросам:

1. Что такое информационные системы?

2. Что является целью информационной системы?

3. Для чего нужны системы управления базами данных?

4. Какими должны быть таблицы реляционной базы данных?

5. Что такое реляционная база данных?

6. Что представляет собой иерархическая модель данных?

7. Что представляет собой сетевая модель данных?

8. Что представляет собой реляционная модель базы данных?

9. Каким действием можно запустить программу Microsoft Access.

10. Что входит в пользовательский интерфейс Microsoft Access.

11. Способы создания новой БД.

12. Что такое таблица для реляционной базы данных?

13. Назовите основные способы создания таблиц в программе Microsoft Access.

14. каким должно быть имя поля создаваемой таблицы?

15. Назовите основные типы данных в таблице.

16. Где происходит связывания таблиц в Microsoft Access?

17. Назовите основные правила установления связей между таблицами базы данных.

18. Назовите основные параметры устанавливаемой связи.

19. Какие поля называются ключевыми?

20. Какие особенности имеют ключевые поля?

21. Что представляет собой сортировка данных?

22. Что такое фильтрация данных?

23. Какие виды фильтров существуют?

24. В каких случаях используется расширенный фильтр?

II. Выполнение и проверка контрольного задания.

III. Тест-контроль усвоенного материала.


Приложение 1.

Система управления базами данных MS Access. Таблицы, формы, отчеты.

Базы данных являются одним из основных компонентов современных информационных систем. Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации.

Цель любой информационной системы — обработка информации конкретной предметной области. Под предметной областью понимается совокупность связанных между собой функций, задач управления в некоторой области деятельности предприятия, с помощью которых достигается выполнение поставленной цели.

База данных — это информационные структуры, содержащие взаимосвязанные данные о реальных объектах. Особенностями такой совокупности данных являются:

  • достаточно большие объемы информации;
  • максимально возможная компактность хранения данных;
  • возможность извлечения из базы данных разнообразной информации в определенной предметной области; удобные для пользователя вид и форма извлекаемой информации;
  • высокая скорость доступа к данным;
  • надежность хранения информации и возможность предоставления санкционированного доступа к данным для отдельных пользователей;
  • удобство и простота конструирования пользователем запросов, форм и отчетов для выборки данных.

Создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется с помощью специального программного инструмента — системы управления базами данных.

Система управления базами данных (СУБД) — это Программное обеспечение для создания и редактирования баз данных, просмотра и поиска информации в них. По технологии обработки, базы данных делятся на централизованные и распределенные. Централизованная база данных хранится в памяти одной машины.

Создавая базу данных, мы стремимся упорядочить информацию по различным признакам для того, чтобы потом извлекать из нее необходимые нам данные в любом сочетании. Сделать это возможно, только если данные структурированы. Структурирование - это набор соглашений о способах представления данных. Понятно, что структурировать информацию можно по-разному. В зависимости от структуры различают иерархическую, сетевую, реляционную, объектно-ориентированную и гибридную модели баз данных. Самой популярной на сегодняшний день является реляционная структура, поэтому об остальных упомянем лишь вскользь.

Иерархическая структура базы данных

Это древовидная структура представления информации. Ее особенность в том, что каждый узел на более низком уровне имеет связь только с одним узлом на более высоком уровне. Посмотрим, например, на фрагмент иерархической структуры базы данных "Институт": Из структуры понятно, что на одной кафедре может работать несколько преподавателей. Такая связь называется "один ко многим"(одна кафедра - много преподавателей). Но если мы попытаемся добавить в эту структуру группы студентов, то нам понадобится связь "многие ко многим":

(один преподаватель может работать со многими группами, а одна группа может учиться у многих преподавателей), а такой связи в иерархической структуре быть не может (т.к. связь может быть только с одним узлом на более высоком уровне). Это основной недостаток подобной структуры базы данных.