Последовательность выполнения этюда фигуры человека на фоне драпировки гуашью

Живописный этюд фигуры человека требует знания:

· пластической анатомии;

· перспективы;

· основных законов цветоведения.

Первый этап – композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате.

1. Внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности конструкции и пластики фигуры человека, костюма, общий колорит постановки

Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Используя приём сравнительного анализа, отметить ракурсы, выполнить прорисовку головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей.

Второй этап – моделирование формы средствами живописи.

2. В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

Третий этап – прописывание деталей

3. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и яркостные отношения.

На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

Четвёртый этап – обобщение этюда фигуры человека

4. Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с этюдом на расстояние, приблизительно, 2 метра. Ежедневные наброски фигуры помогут приобрести бесценный опыт и достичь определённого мастерства в изображении живой натуры.

 

Литература, необходимая для изучения разделов дисциплины «Живопись» и выполнения домашнего копирования

1. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. – 192 с. : ил.

2. Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.

3. Гильман Р. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. – М., 2005.

4. Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 120 с.: ил.

5. Импрессионисты. – М. : Эксмо, 2011. – 240 с. : ил.

6. Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 2-е издание / Иоханнес Иттен. – М. : Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.: ил.

7. Кирцер Ю. М.Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 272 с.: ил.

8. Линдси Дж. Всё о цвете / Дженис Линдси: пер. с англ. – М. : Книжный клуб 36,6, 2011. – 432 с.

9. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. – 144 с.: ил.

10. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М. : «Академия», 2007. – 144 с.

11. Пружан И. Н. Русский портрет конца XIX – начала XX века. Живопись, графика / И. Н. Пружан, В. П. Князева. – М. : Изобразительное искусство, 1980. – 295 с. : ил.

12. Сокольникова Н. Изобразительное искусство: Основы живописи / Часть 2. – М.: Титул, 1998.: ил.


[1] Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. С. 17.

[2] Цесевичене О. А. Цветоведение: учеб. пособие / О. А. Цесевичене. – Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. пед. ун-т», 2011. С. 31-37.

[3] В цветоведении и в изобразительном искусстве происходит путаница с понятием «контраст». Слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. (То же происходит с понятиями «контрастные цвета», их часто путают с дополнительными).

[4] И. Иттен в своей книге «Искусство цвета» перечисляет семь видов контраста: по цвету, светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, симультанный, по насыщенности, по площади цветовых пятен.

[5] Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 2-е издание / Иоханнес Иттен. – М. : Изд. Д. Аронов, 2001. С. 35-63.

[6] Линдси Дж. Всё о цвете / Дженис Линдси: пер. с англ. – М. : Книжный клуб 36,6, 2011. С. 12

[7] Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. С. 12-13.

[8] Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. С. 7.

[9] Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. С. 7.