Последовательность выполнения натюрморта гуашью

1. Анализ натюрморта. Необходимо развивать целостность видения, которая заключается в том, что разглядывать (писать) каждый предмет по отдельности неверно, необходимо приучить себя видеть всю постановку в целом, не выпуская из поля зрения ни фон, ни предметы (объекты). Для правильной передачи цветовых отношений в натюрморте необходимо определить локальный (натуральный) цвет каждого предмета и изменение этого цвета на свету и в тени. Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном. Живопись – это процесс сравнительного анализа предметов, процесс работы отношениями.

2. Композиционное построение. В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции этюда, выявляются пропорции, характер предметов. Увидеть интересный композиционный мотив не так просто. Помочь в этом может «рамка-видоискатель», которая изготавливается из небольшого листа бумаги. В ней вырезается окошечко прямоугольной или квадратной формы. С помощью «рамки-видоискателя» можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Особое внимание нужно обращать на передний план. Его надо четко строить в пластичном отношении, впоследствии – лепить форму цветом. Работая над этюдом, необходимо помнить закон «от общего к частному и от частного к общему».

3. Выявление цвето-тональных отношений. В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического решения этюда. Например, фон, драпировка на столе, керамический сосуд, яблоко. В цветовом решении фона, стола, драпировки сразу передаются различия по тону, цвету, тепло-холодности.

Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов.

4. Работа с фоном. Прописка фона, драпировок выполняется широкими заливками (акварель) или мазками (гуашь) с мягкими переходами одного цвета и тона в другой.

5. Моделирование формы цветом. На следующей стадии найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени же все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно (мазок на кувшин, а другой в отношениях на плоскость стола, фон и т.д.).

6. Обобщение формы.