Силы в зацеплении косозубой передачи.
а) б)
Рис. 3
На рис. 3а обозначено: Fn – сила нормального давления, действующая по нормали к профилю зуба, условно приложена в полюсе Р зацепления зубчатых колес, на середине длины зуба.
На рис 3б показано общепризнанное обозначение сил, действующих в цилиндрической косозубой передаче с правым наклоном зубьев, ведущей шестерней и ведомым колесом. В этом случае знак ¤ обозначает окружную силу Ft, направленную к наблюдателю, а знак Ä обозначает окружную силу Ft, направленную от наблюдателя. В этом случае зацепления зубчатых колес условно отодвинуты друг от друга.
. Н – окружная сила, где Hм, d1 – диаметр начальной окружности шестерни, Nд, nд – мощность и обороты двигателя.
В сечении n-n радиальная сила , где вспомогательная сила, угол зацепления в нормальном сечении, . Из основного рисунка , откуда . Таким образом, Н. Осевая сила Н. Возвращаясь к силе нормального давления, из сечения n-n находим . Окончательно
Н. (2)
Прямозубая передача является частным случаем косозубой.
Если , то , , Н.
В шевронных передачах и передачах с раздвоенным потоком мощности осевые силы уравновешиваются (Рис. 4), что позволяет применять большие углы наклона зуба .
Рис. 4 Силы, действующие в зацеплении шевронной передачи.