Особенности курса и его изучения.

Задачи и содержание курса

«Детали машин и основы конструирования»

Основная задача курса — изучение методов инженерных расчетов и проектирования типовых элементов машин.

Типовыми называются детали и узлы, входящие в состав большинства машин. Это:

соединения (сварные, резьбовые, шлицевые);

передачи (зубчатые, червячные, ременные, цепные и др.);

элементы передач (валы, подшипники, муфты).

Специальные элементы машин, применяемые в отдельных группах машин и определяющие их специфику работы (двигатели внутреннего сгорания, гидравлические машины) изучаются в специальных курсах, но общие методы расчета и проектирования, изучаемые в курсе «Детали машин и основы конструирования», распространяются и на специальные элементы машин. Только в базовом курсе возможна отработка единого метода расчета типовых и специальных элементов машин и устранение недопустимого многообразия форм и методов расчета.

1.2.1. Весьма сложные зависимости работоспособности реальных элементов машин от величины и характера нагрузки, размеров и формы деталей, материалов и их обработки, требуемого срока службы и др. вызывают необходимость введения допущений и поправочных коэффициентов при их расчетах. В этом - основное отличие инженерных методов расчета от общетеоретических.

1.2.2. Многовариантность конструкторских решений и различные методы расчета вызывают необходимость находить оптимальную конструкцию в соответствие с заданными условиями работы не только механико — математическим путем, но и эстетически. Проектирование не только наука, но и искусство.

1.2.3. При расчете число неизвестных может превосходить число уравнений, поэтому расчет приходится вести методом последовательных приближений. Это обязывает уметь выбирать исходные величины близкие к действительным, уметь использовать современные компьютерные программы, облегчающие нахождение оптимального варианта.

1.2.4. Преемственность и место курса в системе обучения.

В курсе «Детали машин и основы конструирования» используются знания студентов по предшествующим курсам: «Сопротивление материалов», «Технология металлов», «Теория механизмов и машин», «Инженерная графика», «Прикладная математика», «Экономика» и др., составляющим общеинженерную ступень высшего образования.

1.2.5. Метод изучения курса.

Основа метода — самостоятельность, ритмичность, научно — исследовательский характер изучения.

Без самостоятельной работы нельзя научиться составлять расчетные схемы, оценивать условия работы, обосновать поправочные коэффициенты и допущения, нельзя овладеть методом совершенствования конструкции.

Без ритмичной работы нельзя освоить огромное многообразие приемов конструирования и разновидностей методов расчета. Несовременная проработка материала прогрессивно увеличивает время самостоятельной работы. Научно – исследовательский характер изучения складывается из изучения рекомендованной литературы [1], [2], глубокого представления физического смысла изучаемых вопросов, непрерывного стремления к совершенствованию компьютерного программного обеспечения, включая модель 3D.