Разум, сознание, мышление.

Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)

Условные рефлексы 2 рода (инструментальные рефлексы)

Инстинкты

Безусловные рефлексы

Глава 2. Концепции филогенеза психики.

Понятие филогенезозначает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:

3. Условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»)

Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая проявляется в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта.

От рассудочной деятельности животных к сознанию человека:

Животным приспосабливаются к внешней среди при помощи рефлексов, а у высших животных есть еще и рассудочная деятельность. Под этим термином понимают способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знания этих закономерностей в новых условиях. Пример: когда обезьяна строит пирамиду из ящиков, чтобы достать подвешенный вверху банан.

Человеку помимо прочего присущи сознаниеимышление.Сознание – есть высшая форма психического отражения, свойственная об­щественно развитому человеку, связанная с речью и сфор­мированная на основе человеческой практики. Мышление - это процесс опосредованного и обобщен­ного отражения действительности.

Человек в отличие от животных может действовать не только методом «проб и ошибок». Прежде чем выполнить предметное действие он совершает действие в уме, а только потом реализует его во внешней среде

 

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1):

№ этапа Название этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное содержание этапа
Развитие сенсорных процессов животных начиная с кишечнополостных животных и червей · развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференциро­вать внешние раздражения; · формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них; · возникновение простейших психических явлений – ощущений; · возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса;  
Развитие перцептивных процессов животных высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные · у животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; · наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведе­нии; · большую роль играют инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; · возникают условные рефлексы; · появляется предметно-образное отражение действительности;  
Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность) у млекопитающих и ряда птиц · появляется способность к интеллектуальному поведению при воз­никновении препятствий на пути достижения цели. при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; · изобретенные способы действий не передаются от одного живот­ного к другому и не являются, таким образом, продуктом видово­го развития.
Развитие сознания человека начиная с древнейших людей – Homohabilis -«Человека умелого» · руки становятся органом труда – преобразования предметов по сознательно намеченному плану; · появляется способность к мышлению; · появляется потребность к общению с другими людьми; · появление речи содействовало развитию абстрактного мышле­ния; · появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности;  
Развитие самосознания человека начиная с современного человека - Homosapiens – «Человека разумного» · развивается познание себя путем познания других; · возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведе­ния; · появляется возможность самоконтроля и самовоспитания.

Ощущения- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред­ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые восприни­мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений – ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор – материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например – тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).