Разум, сознание, мышление.
Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)
Условные рефлексы 2 рода (инструментальные рефлексы)
Инстинкты
Безусловные рефлексы
Глава 2. Концепции филогенеза психики.
Понятие филогенезозначает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:
3. Условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»)
Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая проявляется в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта.
От рассудочной деятельности животных к сознанию человека:
Животным приспосабливаются к внешней среди при помощи рефлексов, а у высших животных есть еще и рассудочная деятельность. Под этим термином понимают способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знания этих закономерностей в новых условиях. Пример: когда обезьяна строит пирамиду из ящиков, чтобы достать подвешенный вверху банан.
Человеку помимо прочего присущи сознаниеимышление.Сознание – есть высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.
Человек в отличие от животных может действовать не только методом «проб и ошибок». Прежде чем выполнить предметное действие он совершает действие в уме, а только потом реализует его во внешней среде
Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1):
№ этапа | Название этапа развития психики | У каких организмов впервые отмечается | Основное содержание этапа |
Развитие сенсорных процессов животных | начиная с кишечнополостных животных и червей | · развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; · формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них; · возникновение простейших психических явлений – ощущений; · возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса; | |
Развитие перцептивных процессов животных | высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные | · у животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; · наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; · большую роль играют инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; · возникают условные рефлексы; · появляется предметно-образное отражение действительности; | |
Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность) | у млекопитающих и ряда птиц | · появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели. при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; · изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития. | |
Развитие сознания человека | начиная с древнейших людей – Homohabilis -«Человека умелого» | · руки становятся органом труда – преобразования предметов по сознательно намеченному плану; · появляется способность к мышлению; · появляется потребность к общению с другими людьми; · появление речи содействовало развитию абстрактного мышления; · появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности; | |
Развитие самосознания человека | начиная с современного человека - Homosapiens – «Человека разумного» | · развивается познание себя путем познания других; · возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; · появляется возможность самоконтроля и самовоспитания. |
Ощущения- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы
Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений – ощущений.
Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.
Все рецепторы можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).
Анализатор – материальная основа ощущений
Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например – тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).