Образное

Наглядно- образное

Наглядно- действенное

По форме (этапы в процессе онтогенеза)

Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышле­ние (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ло­мая.

Предметно-действенное мышление— вид мышления, связан­ный с практическими действиями над предметами. В элементар­ной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенной профессии, которая связана с практическим анализом, конструированием (химик-аналитик, конструктор-изобретатель).

 

Следующая ступень — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрос­лых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

Наглядно-образное мышление— это вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста, а в развитых формах свойствен людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым пред­ставлением тех или иных предметов или явлений (писатели, ху­дожники, музыканты, актеры). Когда учитель рассказывает школьникам о растении, объясняет его строение и при этом де­монстрирует его в натуре или на картине (или вызывает у детей яркое представление хорошо знакомого растения), то он имеет дело с наглядно-образным мышлением школьников.

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, ди­зайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, мате­риалом для решения задачи являются не понятия, а образы — чаще зрительные (у музыкантов - слуховые). Они либо извлекаются из па­мяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от пре­дыдущего этапа является широкое использование словесных конструк­ций в формировании и преобразовании образов, а также использова­ние отвлеченных понятий.