ЭТАПЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В современной организации принимается большое ко­личество управленческих решений различного характера. Все они требуют различного подхода к организации про­цесса разработки, методам принятия и реализации, раз­личаются по своей направленности и срокам, масштабам воздействия и т.д. Соответственно можно выделить целый ряд критериев, по которым можно определить классы или виды решений.

Классификация управленческих решенийможет быть представлена в следующем виде.

По функциональной направленности:

• прогнозирующие;

• планирующие;

• организационные;

• координирующие;

• активизирующие;

• контролирующие;

• информирующие.

По организации принятия:

• индивидуальные;

• групповые;

• коллегиальные;

• корпоративные.

По степени структурированности:

• высоко структурированные (запрограммированные);

• слабоструктурированные (незапрограммированные).

По времени действия:

• стратегические (долгосрочные);

• тактические (среднесрочные);

• оперативные (краткосрочные). По содержанию:

• экономические;

• организационные;

• социальные;

• технические;

• научные.

По количеству целей:

• одноцелевые;

• многоцелевые.

По масштабу:

• для организации в целом;

• для структурного подразделения;

• для функциональной службы;

• для отдельных работников. По глубине воздействия:

• одноуровневые;

• многоуровневые.

По направленности воздействия:

• внутренние;

• внешние.

По методам переработки информации:

• алгоритмические;

• эвристические. По числу критериев:

• однокритериальные;

• многокритериальные. По используемым ресурсам:

• с ограничениями;

• без ограничений.

 

Цель принятия управленческого решения — сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возмож­ностей, чтобы добиться определенного результата. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рацио­нальному процессу.

Решение проблем в организации - это процесс, т.е. не­скончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, имеющих определенную последовательность, продолжительность и структуру. Процесс принятия управленческих решений— циклическая последовательность действий субъ­екта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе проблемной си­туации, разработке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия управленческих решений может быть достаточно простым и быстрым. В этом случае часто используется интуитивный подход,при котором:

• субъект решения держит всю проблему в голове;

• по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;

• возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

• может не соблюдаться последовательность этапов принятия решения;

• качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт лица, принимающего решение, не­большой или новая проблемная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей проблемной ситуации.

Таким образом, если проблемная ситуация не так оче­видна, достаточно сложна, а решение ее неоднозначно, то процесс разработки и принятия такого решения не должен быть основан на интуиции и суждениях одного руководи­теля. Он должен быть рациональным. Процесс принятия такого решения требует структуризации,которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее реше­ние (рис. 4.2).

Процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. Количество разрабатываемых вариантов решения (альтернатив) зависит от многих фак­торов, и в первую очередь от главных ограничений - рас­полагаемого времени, ресурсов и информации.

Рис. 4.2. Этапы процесса разработки и принятия решения

 

При более детальном подходе к процессу принятия уп­равленческого решения в каждом этапе можно выделить состав процедур,необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.

1. Появление и диагностика проблемы:

• возникновение новой ситуации;

• появление проблемы;

• выявление факторов и условий, сбор необходимой информации;

• описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решения:

• формулировка требований и ограничений;

• разработка возможных альтернатив (вариантов) решений.

3. Выбор решения:

• определение критериев выбора;

• выбор решений, отвечающих критериям;

• оценка возможных последствий;

• окончательный выбор решения.

4. Организация выполнения и оценка решения:

• разработка плана реализации решения;

• контроль хода реализации решения;

• оценка решения проблемы и возникновение новойпроблемной ситуации.

В процессе разработки и принятия управленческого решения большое значение имеет формулировка ограниче­нийи определение критериеввыбора альтернативы. Многие возможные решения проблем организации не будут реа­листичными, поскольку у руководителя или организации может оказаться недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть факторы внешней среды организации - например, которые руководитель не властен изменить. Ограничения существенно сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса принятия решения, менеджер должен определить все ог­раничения и только потом приступать к процедуре разра­ботки альтернатив.

Ограничения варьируются и могут зависеть от различ­ных факторов — конкретной ситуации, потенциала органи­зации, руководителя. Как правило, для крупной организа­ции существует меньше ограничений, чем для небольшой или такой же, но одолеваемой множеством трудностей.

Лекция 5: ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ