Показатели интенсивного и экстенсивного использования СВП
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Система показателей эффективности использования ОПФ предприятий авиационного транспорта включает две группы: общие и частные. Общие показатели дают оценку уровня использования всей совокупности основных средств предприятия. Частные показатели эффективности характеризуют уровень использования отдельных видов ОПФ, прежде всего самолетно-вертолетного парка.
К общим показателям эффективности использования СВП относятся показатели фондоотдачи и фондоемкости. Показатель фондоотдачи характеризует выпуск продукции за год (тонно-километры) на 1 р. основных производственных фондов. Фондоотдача на предприятиях АТ определяется путем отнесения суммы доходов, полученных от выполнения авиаперевозок к среднегодовой стоимости основных фондов. Показатель фондоемкости характеризует необходимую стоимость основных фондов для получения 1 р. доходов.
К частным показателям эффективности использования основных фондов относятся: объем продукции с 1м² площади, выпуск продукции с единицы транспортного средства. Данные показатели необходимы для составления баланса оборудования и транспортных средств, планирования их загрузки и определения производственной мощности предприятия. При оценке эффективности использования СВП используются также показатели экстенсивного и интенсивного использование СВП.
Основные показатели экстенсивного и интенсивного использования СВП представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Наименование показателя | Формула расчета | Расшифровка условных обозначений |
I. Показатели интенсивного использования самолетно-вертолетного парка | ||
1. Производительность полетов | – часовая производительность полетов, т.км./ч; – предельная коммерческая загрузка самолета, т.; – рейсовая скорость самолета, км/ч; – коэффициент использования предельной коммерческой загрузки. | |
2. Процент использования пассажирских кресел | – пассажирооборот фактический; – пассажирооборот нормативный (произведение фактических самолето-км. и предельного кол. кресел рейса); | |
3. Коэффициент интенсивного использования ВС | – фактическая производительность, т.км/час.; – экономическая производительность ВС, тыс. км/час | |
II. Показатели экстенсивного использования самолетно-вертолетного парка | ||
1. Налет часов на один списочный самолет (вертолет) | – налет часов на один самолет, ч.; – списочное число самолетов; – общий производственный налет часов по всему парку самолетов данного типа, ч. | |
2. Коэффициент экстенсивного использования авиатехники в календарном периоде (год, месяц, сутки). | – календарный (плановый) фонд времени, ч. |
К показателям интенсивного использования СВП относятся также:
v коммерческая загрузка самолетов;
v процент использования предельной коммерческой загрузки;
При оценке коммерческой загрузки используются показатели предельной, экономической (нормативной), плановой и фактической коммерческой загрузки.
Предельная коммерческая загрузка ограничена взлетной и посадочной массой воздушного судна и вместимостью конструкции. Она определяются в тоннах, на основе технико-экономических данных при заданной дальности беспосадочного полета. Порядок расчета предельной коммерческой загрузки строго контролируется в аэропортах (службах движения и организации перевозок), соблюдается в целях недопущения перегрузки самолетов и максимального использования грузоподъемности каждого воздушного судна.
Экономическая (нормативная) коммерческая загрузка применяется вместо предельной в качестве норматива для планирования и учета степени использования коммерческой грузоподъемности воздушного судна.
Плановая коммерческая загрузка рассчитывается для каждого типа самолета с учетом числа пассажирских кресел, норматива экономической загрузки, фактического достигнутого уровня загрузки самолета на воздушной, линии за предшествующий период, а также предполагаемых изменений в производительности самолета в планируемом периоде.
Фактическая коммерческая загрузка – это загрузка, принятая на борт самолета для перевозки. Все данные о предельной и фактической коммерческой загрузки отражаются в загрузочной (сопроводительной) ведомости.
Повышение экстенсивного использования СВП означает увеличение времени их работы, т.е. налета часов на один среднесписочный самолет, а интенсивного – повышении степени использования СВП в единицу времени.
При оценке эффективности использования основных производственных фондов на практике применяются показатели движения основных фондов: коэффициент износа, коэффициент годности, коэффициент обновления (ввода), коэффициент выбытия основных производственных фондов и коэффициент прироста. Ниже приведены формулы расчета перечисленных показателей.
Коэффициент износа основных производственных фондов :
,
где – амортизация на реновацию в анализируемом периоде, тыс. руб.; – балансовая стоимость ОПФ, тыс. руб.
Коэффициент годности основных производственных фондов :
;
Коэффициент обновления основных производственных фондов :
,
где – стоимость вновь вводимых фондов в отчетном периоде, тыс. руб.
Коэффициент выбытия основных производственных фондов :
,
где – стоимость выбывших основных производственных фондов в исследуемом периоде, тыс. руб.
Коэффициент прироста основных производственных фондов :
,
где – балансовая стоимость основных производственных фондов на конец периода.