Показатели интенсивного и экстенсивного использования СВП

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Система показателей эффективности использования ОПФ предприятий авиационного транспорта включает две группы: общие и частные. Общие показатели дают оценку уровня использования всей совокупности основных средств предприятия. Частные показатели эффективности характеризуют уровень использования отдельных видов ОПФ, прежде всего самолетно-вертолетного парка.

К общим показателям эффективности использования СВП относятся показатели фондоотдачи и фондоемкости. Показатель фондоотдачи характеризует выпуск продукции за год (тонно-километры) на 1 р. основных производственных фондов. Фондоотдача на предприятиях АТ определяется путем отнесения суммы доходов, полученных от выполнения авиаперевозок к среднегодовой стоимости основных фондов. Показатель фондоемкости характеризует необходимую стоимость основных фондов для получения 1 р. доходов.

К частным показателям эффективности использования основных фондов относятся: объем продукции с 1м² площади, выпуск продукции с единицы транспортного средства. Данные показатели необходимы для составления баланса оборудования и транспортных средств, планирования их загрузки и определения производственной мощности предприятия. При оценке эффективности использования СВП используются также показатели экстенсивного и интенсивного использование СВП.

Основные показатели экстенсивного и интенсивного использования СВП представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Наименование показателя Формула расчета Расшифровка условных обозначений
I. Показатели интенсивного использования самолетно-вертолетного парка
1. Производительность полетов – часовая производительность полетов, т.км./ч; – предельная коммерческая загрузка самолета, т.; – рейсовая скорость самолета, км/ч; – коэффициент использования предельной коммерческой загрузки.
2. Процент использования пассажирских кресел – пассажирооборот фактический; – пассажирооборот нормативный (произведение фактических самолето-км. и предельного кол. кресел рейса);
3. Коэффициент интенсивного использования ВС – фактическая производительность, т.км/час.; – экономическая производительность ВС, тыс. км/час
II. Показатели экстенсивного использования самолетно-вертолетного парка
1. Налет часов на один списочный самолет (вертолет) – налет часов на один самолет, ч.; – списочное число самолетов; – общий производственный налет часов по всему парку самолетов данного типа, ч.
2. Коэффициент экстенсивного использования авиатехники в календарном периоде (год, месяц, сутки). – календарный (плановый) фонд времени, ч.

К показателям интенсивного использования СВП относятся также:

v коммерческая загрузка самолетов;

v процент использования предельной коммерческой загрузки;

При оценке коммерческой загрузки используются показатели предельной, экономической (нормативной), плановой и фактической коммерческой загрузки.

Предельная коммерческая загрузка ограничена взлетной и посадочной массой воздушного судна и вместимостью конструкции. Она определяются в тоннах, на основе технико-экономических данных при заданной дальности беспосадочного полета. Порядок расчета предельной коммерческой загрузки строго контролируется в аэропортах (службах движения и организации перевозок), соблюдается в целях недопущения перегрузки самолетов и максимального использования грузоподъемности каждого воздушного судна.

Экономическая (нормативная) коммерческая загрузка применяется вместо предельной в качестве норматива для планирования и учета степени использования коммерческой грузоподъемности воздушного судна.

Плановая коммерческая загрузка рассчитывается для каждого типа самолета с учетом числа пассажирских кресел, норматива экономической загрузки, фактического достигнутого уровня загрузки самолета на воздушной, линии за предшествующий период, а также предполагаемых изменений в производительности самолета в планируемом периоде.

Фактическая коммерческая загрузка – это загрузка, принятая на борт самолета для перевозки. Все данные о предельной и фактической коммерческой загрузки отражаются в загрузочной (сопроводительной) ведомости.

Повышение экстенсивного использования СВП означает увеличение времени их работы, т.е. налета часов на один среднесписочный самолет, а интенсивного – повышении степени использования СВП в единицу времени.

При оценке эффективности использования основных производственных фондов на практике применяются показатели движения основных фондов: коэффициент износа, коэффициент годности, коэффициент обновления (ввода), коэффициент выбытия основных производственных фондов и коэффициент прироста. Ниже приведены формулы расчета перечисленных показателей.

Коэффициент износа основных производственных фондов :

,

где – амортизация на реновацию в анализируемом периоде, тыс. руб.; – балансовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

Коэффициент годности основных производственных фондов :

;

Коэффициент обновления основных производственных фондов :

,

где – стоимость вновь вводимых фондов в отчетном периоде, тыс. руб.

Коэффициент выбытия основных производственных фондов :

,

где – стоимость выбывших основных производственных фондов в исследуемом периоде, тыс. руб.

Коэффициент прироста основных производственных фондов :

,

где – балансовая стоимость основных производственных фондов на конец периода.