ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА,

Основные средства (фонды) – это совокупность средств труда, многократно участвующие в производственном процессе, либо в процессе управления предприятием, постепенно утрачивающие свою стоимость, которая частями, по мере износа переносится на стоимость создаваемого продукта.

В зависимости от характера участия основных средств в процессе воспроизводства различают производственные и непроизводственные основные средства. К производственным относят те средства труда, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (авиационных перевозках, других работах). Производственные основные средства – это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и передаточные устройства. В группу основных производственных средств (ОПС) предприятий авиационного транспорта входят также основные фонды авиационно-технических баз, служб материально-технического снабжения и горюче-смазочных материалов, радиосветотехнического обеспечения, автохозяйства и других производственных подразделений.

Производственные основные средства предприятий авиационного транспорта по характеру выполняемых функций делятся на следующие группы.

1. Здания – строительные объекты, создающие необходимые условия для протекания производственного процесса, обеспечивают сохранность оборудования, защиту его от внешних атмосферных воздействий (аэровокзалы, ангары, здания цехов и мастерских, складов, доки для технического обслуживания летательных аппаратов, гаражи и др.).

2. Сооружения – инженерно-строительные объекты, выполняющие те или иные технические функции по обеспечению производственного процесса (взлетно-посадочные полосы, перроны, места стоянок самолетов, гидроаэропорты, эстакады, резервуары горюче-смазочных материалов, и др.).

3. Передаточные устройства, осуществляющие передачу электрической, тепловой и механической энергии от двигателей к рабочим машинам, а также передачу жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому. К ним относятся линии электропередач, трубопроводы для передачи воды, пара, газа, всех видов ГСМ, воздушные и кабельные линии, телефонная сеть и др.

4. Машины и оборудование:

а) силовые машины и оборудование – машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, а также все виды двигателей, передвижные электростанции, распределительные устройства и др.;

б) рабочие машины и оборудование, предназначенные для непосредственного воздействия на предмет труда либо перемещения предметов труда по ходу производственного процесса. К ним относят металлообрабатывающее оборудование и станки технических мастерских и цехов АТБ, оборудование и приборы для диагностики технического состояния самолетов и их агрегатов, подъемно-транспортное оборудование и погрузочно-разгрузочные механизмы, моечные машины, грейдеры для очистки ВПП от снега и др.;

в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование (амперметры, манометры, вольтметры, барометры, компасы, гальванометры, авиационные тренажеры, радиомаяки, светооборудование взлетно-посадочных полос, приборы и аппаратура самолетовождения, связи и навигации как установленные на самолетах, так и в виде наземного оборудования и пр.);

г) прочие машины и оборудование (пожарные машины, механические пожарные лестницы, магнитофоны, телевизоры и радиоприемники обыкновенные, музыкальные инструменты, холодильники бытовые и т. д.).

5. Транспортные средства, предназначенные для перемещения людей (пассажиров) или грузов, т.е. подвижной состав всех видов транспорта. В составе группы «Транспортные средства» предприятий ГА выделяются следующие подгруппы:

а) «Самолетно-вертолетный парк (СВП)», по данной подгруппе отражаются сведения о наличии воздушных судов (ВС) – самолетов, вертолетов и двигателей на них, а также запасных авиадвигателей;

б) прочие транспортные средства (вагоны, тепловозы, буксировщики, автотягачи, автопоезда, автокары, легковые машины, электрокары, прицепы и полуприцепы и др.).

6. Инструменты и приспособления, применяемые для закрепления предметов труда в процессе их обработки.

7. Производственный инвентарь и принадлежности летательных аппаратов (парашюты и шкафы для их хранения, самолетные стремянки, сигнальные фонари, предназначенные для обслуживания ЛА, рабочие столы, стеллажи, верстаки, оборудование, способствующие выполнению правил техники безопасности и охраны труда).

Для целей анализа технологической структуры основные средства подразделяются на активную и пассивную части. В активную часть входят средства труда, непосредственно воздействующие на предмет труда и определяющие производственную мощность предприятия. К активной части основных фондов относят самолетно-вертолетный парк, сооружения, машины и оборудование. Остальные виды средств труда, обеспечивающие нормальное функционирование активной части основных фондов составляют пассивную часть. Наибольший удельный вес в составе основных производственных фондов предприятий АТ занимают такие группы, как самолетно-вертолетный парк, сооружения, машины и оборудование.