Альтернативы социально-политического развития России в ХVI в. Выбор пути при Иване Грозном: Избранная рада или опричнина.
V.
IV.
Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российской государственности.
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальнойРусской православной церкви. Вопрос о взаимоотношениях православной церкви игосударственной власти - один из ключевых. Средневековая государственность строится на взаимозависимости двух ветвей власти - светской (юридической) и духовной (идеологической). Русская (Киевская) митрополия находилась под юрисдикцией константинопольского патриарха. В силу удаленности Константинополя эта зависимость была чисто символической, не слишком обременительной и заметно не проявлялась. Монголо-татары, у которых веротерпимость была возведена в ранг закона, не требовали выполнения повинностей от церкви. С 1279 г. митрополитам выдавались охранные грамоты (ханские ярлыки) о неприкосновенности православной веры, храмов и церковного имущества. Правда, в середине XIV в. (вероятно, вследствие принятия Ордой мусульманства в 1313 г.) монголы попытались принудить церковь платить дань. Но уже с ярлыка митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстанавливались.
Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. При этом русская церковь как целостность, как организация всегда выступала поборницей государственного единства. Со времен Ивана Калиты (с 1328 г.) митрополиты, по традиции именуемые Киевскими и всея Руси, сделали Москву своей постоянной резиденцией. Собирание земель вокруг Москвы соответствовало политическим идеалам русской Церкви. Однако с XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светских властей, когда решался вопрос о судьбах русской митрополии. В противоборстве литовских и московских князей неоднократно предпринимались попытки разделить единую русскую митрополию, поставить в Киеве особого митрополита. Правители Литвы и Москвы хотели иметь «своих» митрополитов, чтобы при удобном случае подчинить им единоверных подданных соседнего государства. Князь Дмитрий Донской добивался независимой национальной церкви. А его современники митрополит Алексий, Сергий Радонежский и другие церковные иерархи, когда встал вопрос о том, быть ли церкви единой или национальной, отстаивали идею единства. Дальновидным деятелям той эпохи ясна была дилемма: (а) или стремиться удержать единство митрополии, сохранить идеологический, политический, хозяйственный потенциал церковной организации и, тем самым, ослабить ее зависимость от светской власти; (б) или, наоборот, целиком перейти под ее покровительство. Отец Сергий постоянно и твердо отстаивал целостность церковной организации всех восточнославянских земель, поставив церковное выше светского. Поэтому он должен был разойтись с князем Дмитрием, духовным наставником которого был. (Отношения между духовным сыном и отцом были восстановлены только в 1385 г.) Князь признал поражение своей церковной политики, и православие сохранило структуру, которая обеспечивала ей известную степень самостоятельности.[30] Ситуация стала меняться в середине - второй половине ХV в.
В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния о воссоединении христианской церкви Запада и Востока. Римский папа признавался главой единой церкви; православные приняли практически все условия, выдвинутые Римом. Византия пошла на союз, чтобы заручиться поддержкой Рима в противостоянии превосходящим силам турок. Однако католическая Европа не могла и не слишком стремилась спасать обреченную империю. В 1453 г. Константинополь пал и, переименованный в Стамбул, был превращен в столицу турецкого султана. Уния утратила свое политическое значение; впрочем, традиционное православие было официально восстановлено в Византии еще до османского завоевания, в 1451 г.
В работе флорентийского собора участвовал московский митрополит Исидор, грек по национальности. Широко образованный человек, не чуждый идеям западного гуманизма (т. е. умеренного свободомыслия, исходившего из признания самостоятельной ценности человеческой личности), он был горячим сторонником унии. Московский князь Василий II, духовенство и боярство Северо-Восточной Руси не приняли уступок «латинству» (католичеству) и низложили Исидора. В 1448 г. на соборе иерархов русской церкви митрополитом, по настоянию князя, был поставлен рязанский епископ Иона, что означало установление автокефалии русской православной церкви (т.е. ее независимости от византийской).[31] Следствием этого стала большая зависимость русской Церкви от московских князей, с которой отнюдь не все иерархи хотели мириться. Поэтому отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко невсегда было однозначным. Среди иерархов и священнослужителей не было единодушия во взглядах на способы управления Московским княжеством, границы которого постепенно почти совпали с границами Московской митрополии (после 1458г. литовско-русские земли управлялись киевскими митрополитами, независимыми от Москвы); на роль Церкви в складывавшемся государстве.Следует выделить две позиции по данным вопросам.[32]
● Некоторые иерархи Церкви стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве царства и священства; монарх признавался не только главой светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами, император обладал особыми полномочиями в защите православной веры и в следствии этого должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, регулировать взаимоотношения государственной и церковной власти, контролировать замещение высших духовных должностей; слово монарха имело определенный вес при решении догматических или связанных с обрядностью проблем.
После падения Константинополя в Московской Руси постепенно складывались представления о том, что великие князья должны играть в православном мире ту роль, которая ранее принадлежала императорам Византии. При московском дворе стали практиковать пышные ритуалы, заимствованные из империи (женитьба Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог в 1472 г. способствовала укоренению византийских обычаев). Некоторые деятели Церкви охотно восприняли константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры.
Идеи византийско-русской преемственности и наследования царских (т. е. императорских) прав московскими государями обосновывались и позднее. В княжение Василия III псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как о «третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и Рим второй — Константинополь. Патриотически настроенные церковные деятели с сочувствием восприняли концепцию превосходства «русской веры» над греческой, «испорченной латинством». (Постоянные ссылки на якобы- погубившую Византийскую империю Флорентийскую унию были характерны для русской церковной литературы XV—XVII вв.; это был полемический прием, игнорировавший факт отказа константинопольского патриархата от унии вскоре после ее заключения.)
При Иване IV мысли, высказанные Филофеем, получили официальное признание и в государственных, и в церковных кругах. Совершенный в 1547 г. обряд помазания на царство (во многом скопированный с соответствующего византийского ритуала), а также частые упоминания о римско-греческих корнях русской государственности в официальных посланиях и личных письмах Ивана Грозного имело большое значение для взаимоотношений светской власти и Церкви, монарха-самодержца и общества. Готовность подчиниться царю, признать его верховным вершителем не только в мирских, но и в духовных вопросах была, однако, далеко не всеобщей.
● Русское духовенство XV—XVI вв. выдвинуло из своей среды и деятелей, способных по-иному поставить и решить вопрос о взаимоотношениях Церкви с государством. Они требовали невмешательства светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви, занимающей высокое положение вполитической жизни государства. Во главе этого направления стоял Иосиф Волоцкий (отсюда – «осифляне»), долгое время возглавлявший основанный им близ Волоколамска монастырь. Он прославился не только личным благочестием и благотворительностью, но и активным участием в полемике о социальном и политическом значении Церкви. Одной из важнейших задач приходских храмов и монастырей Иосиф считал материальную и духовную помощь страждущим, нищим, униженным, т.е. благотворительность. Теоретическое обоснование социальной активности Церкви сочеталось с конкретной практической деятельностью. В голодное время волоцкие монахи кормили окрестных крестьян; при обители был устроен приют. Подобная благотворительность, отношения взаимопомощи на землях Волоцкого монастыря оправдывали в глазах Иосифа и многих его современников сохранение монастырского землевладения. Действительно, в XV— XVI вв. трудно было найти иной надежный источник средств на нужды социальных низов. Однако многие богатые монастыри в XV— XVI вв. больше заботились об увеличении доходов, чем об их использовании в духе христианской любви к людям. В монашеской среде не редкостью были различные пороки, широко распространилось корыстолюбие. Мирские соблазны легко проникали за монастырские стены, что не могло не беспокоить искренних ревнителей православия. Иосиф Волоцкий надеялся преодолеть эти соблазны строгим соблюдением общежитийного устройства монашеского быта, который ввел Сергий Радонежский в 1377 г. в Троицком монастыре.[33]
Сторонники более глубоких перемен в монашеском быту призывали вообще отказаться от владения селами и земельными угодьями, настаивали на строгом соблюдении церковных правил и обрядов, проповедовали аскетический образ жизни и отказ от мирских удовольствий. Среди приверженцев подобных мер особую известность приобрели Паисий Ярославский и Нил Сорский. Теория «нестяжательства» зародилась в конце XV в. среди монашества заволжских монастырей. Между нестяжателями и осифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. Великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей, так как была заинтересована в секуляризации церковных земель (для раздачи дворянам) [34]. В 1503 г. на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако церкви удалось отстоять свое имущество, а нестяжатели потерпели поражение. Несмотря на это, в первые годы своего правления Василий II все еще поддерживал их. Но вскоре выяснилось, что при относительно слабой великокняжеской власти, ориентация на сильную церковь более предпочтительна. Шаг навстречу сделал и глава осифлян. С 1521 г. митрополичью кафедру удерживали последователи Иосифа Волоцкого, а нестяжатели были отстранены от дел. К середине XVI в. вновь возникла возможность повести наступление государства на церковные владения.
Еще одна область пересечения государственных и Церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей — религиозных движений, отвергающих какие-либо элементы учения официальной Церкви. Центром еретических настроений был Новгород, где в XIV и начале XV в. действовали стригольники, отрицавшие законность церковной иерархии, обличавшие пороки духовенства и делавшие из этого вывод о греховности всей Церкви. В конце XV в. новгородский архиепископ Геннадий утверждал, что ему удалось обнаружить целую организацию еретиков, отвергающих догматы христианства и подменяющих Христову веру иудаизмом (ересь «жидовствующих»).
Распространение критического отношения к догматам православия в среде духовенства, образованных горожан и знатных людей было связано с различными причинами: естественная пытливость человеческого ума, не склонного удовлетворяться готовыми истинами; неустройство в церковной среде, явное несоответствие практики провозглашаемым высоким идеалам; наконец, западные влияния, особенно ощутимые в Новгороде.
Еретики были искренни в своих сомнениях, столь же искренни были и некоторые их гонители, усматривавшие в вольнодумстве серьезную опасность для веры. Архиепископ Геннадий и волоцкий игумен Иосиф, наиболее ревностные и последовательные из этих гонителей. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве. Тем не менее, она проникла даже в великокняжеский дворец и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в 1504 г. осудил еретиков на смерть. Однако нетерпимость к инакомыслию и инаковерию не приобрела в Московском государстве такого размаха, как в католических странах Европы. И процесс 1504 г., и другие антиеретические судебные разбирательства XVI в. в большинстве случаев затевались не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими противниками. Так, соборный суд 1504 г. стал возможным только после того, как в 1502 г. был арестован официальный наследник престола, внук Ивана III Дмитрий Иванович. Его мать Елена Волошанка была обвинена в пособничестве еретикам, и обличение ереси стало политически выгодно сторонникам князя Василия, будущего московского государя.
Обвинение в ереси при Василии III и Иване IV стало удобным средством в разгоравшейся борьбе осифлян и нестяжателей. Как уже говорилось, великокняжеская власть была в принципе заинтересована в том, чтобы поддержать последователей Нила Сорского, среди которых в первые годы правления Василия III выделялся Вассиан Патрикеев, постриженный в монахи родственник государя. До 1521 г. нестяжатели явно одерживали верх над своими противниками.
Таким образом, русская церковь, испытывая сильные потрясения в своей внутренней жизни и, преследуя свои собственные цели, поддерживала великокняжескую власть. В целом Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную национальную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства (когда в симфонии властей, т. е. двуединстве светской и духовной властей, ведущая роль отводилась царю). Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. После распада единого государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Важнейшим результатом союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих – создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.[35]
ХVI век - – важный период вистории России и российской государственности. Основной политический вопрос того времени – кто и как будет управлять государством, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и уделов, но еще не превратилось в органическое целое. Государственная централизация может проходить или в форме сословно- представительной монархии, или самодержавия. Деспотизм личной власти великого князя выступал в качестве тенденции при Иване Ш, но окончательный выбор был сделан в ХVI в.
Становление Московского государства проходило в политической борьбе. Обострилась она и в период регентства Елены Глинской (1533-1538), матери малолетнего князя Ивана IV. Однако ни одна из аристократических группировок, возглавлявшихся семейными кланами Шуйских, Бельских и Глинских, не ставила под сомнение сам принцип единства государственной территории Великого княжества Московского; не стремилась восстановить прежнюю феодальную систему. Борьба велась не ради разрушения формировавшегося аппарата центральной власти, а во имя овладения ключевымипозициями в этом аппарате. И после воцарения Ивана 1У (1547) политическая элита (бояре и дворяне) не сомневалась в необходимости стоящей над обществом наследственной монархической власти, но считала, что царь должен делиться своими полномочиями с верхушкой общества, а она должна «соучаствовать» во власти. Данный боярско-дворянский взгляд на государственное устройство опирался на традиционные средневековые представления о социальной иерархии.
В формирующемся Русском государстве существовала, однако, и иная концепция распределения власти, восходящая к византийским традициям, а также к идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы ордынского владычества,— концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха.Такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный. Он пытался применить на практике теорию безусловной и всеобъемлющей власти царя-самодержца во второй период своего царствования.[36]
Первый период царствования (реформы) -1547-1564 гг.
Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана 1У в том историческом пути развития, который был намечен реформами Избранной рады (Ближней думой) в 1549-1560 гг. Во главе Избранной рады стоял Алексей Адашев, выходец из незнатного, но богатого рода костромских вотчинников. Активными участниками рады являлись князья И.Ф. Милославский, В.И. Воротынский, печатник Н.А. Фуников, дьяк И.М. Висковатый – талантливый дипломат, глава Посольского приказа, и другие [37]. Не входили в состав правительства лица духовного сана, однако митрополит Макарий и протопоп Благовещенского собора Сильвестр оказывали большое влияние на всю правительственную деятельность середины ХVI в..
За несколько лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ, сколько еще не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. С одной стороны, реформы были направлены на укрепление центральной власти.
1. Создание централизованного государства вызвало необходимость перестройки системы органов центрального управления. В середине 50-х гг. XVI в. завершается реорганизация центральных органов управления («изб»), за которыми позднее закрепилось наименование приказов. Главное отличие приказов от предшествующих органов власти состояло в том, что управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу: Посольский приказ занимался только международными делами, Разрядный приказ — центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением, Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов и т. д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся Адашевым. Этот приказ, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. Создание приказов представляло собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Порой отсутствовало четкое разграничение функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Но в целом разветвленная приказная система с ее бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства.
2. Укреплению власти царя способствовали ограничение с 1550 г. на время военных походов местничества и особенно создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) определялся «Уложением о службе» (1555-1556).
3. Несмотря на некоторые колебания, общая политика государства была направлена на уничтожение системы феодальных иммунитетов — системы исключительных прав тех или иных светских и церковных феодалов, освобождавшей их от подчинения общим нормам закона, прежде всего от уплаты налогов.
Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве.
Во время неурядиц 1533—1547 гг. многим церковным иерархам стала очевидна необходимость упрочения центральной власти. Митрополит Макарий (1542—1563), отвергавший притязания князей на монастырские земли, был в то же время сторонником усиления московской монархии. Возвеличивая молодого государя (выше уже упоминалось об осуществленном в 1547 г. помазании Ивана IV на царство; эта ставшая затем традиционной процедура была введена в практику именно благодаря Макарию), митрополит не забывал и об упрочении собственной власти, причем отнюдь не только церковной. В 1547 и 1552 гг., когда Иван IV возглавлял военные походы против Казанского ханства, управление московскими делами по существу было передано Макарию; он вел дипломатические переговоры с Литвой и выполнял ряд иных государственных функций.
Макарий сочувственно относился к реформам. При этом реформаторы (члены Избранной рады) далеко не всегда и не во всем находили общий язык с влиятельным митрополитом, однако в большинстве случаев достигали соглашения на основе компромисса. Так было, например, на Стоглавом соборе 1551 г. (этот церковный собор оформил свои решения, записав их в ста пунктах, или главах). Собор был созван по инициативе царя, уделявшего большое внимание взаимоотношениям с духовенством. Собор должен был дополнить земское устроение устроением церковным. Стоглав подтвердил, что замещение церковных должностей должно осуществляться «не по мзде», осудил сохранявшиеся еще языческие развлечения, дал оценку нововведениям в иконописи, принял решение об основании «книжных училищ» и организации городских богаделен.
Самым спорным стал на Стоглаве вопрос о монастырских селах. Осифлянское большинство собора во главе с митрополитом Макарием не приняло правительственную программу секуляризации церковных земель, но достигло компромисса. После бурной дискуссии собор принял решение об ограничении церковного землевладения. В казну возвращались земли, полученные в период боярского правления, поместья и «черные» (принадлежавшие московским государям) села, в том числе и переданные в погашение долга. Это решение не распространялось, правда, на земли, доходы с которых шли митрополиту. В соответствии с требованием, зафиксированным в Судебнике 1550 г., монастыри должны были вернуть в казну тарханные грамоты, т. е. документы, освобождавшие землевладельцев от выплат в казну. Некоторые из таких грамот затем снова отдали монастырям, но с большинства церковных земель стали взимать государственные налоги.
Компромиссное решение Стоглава позволило Церкви сохранить достаточно большие земельные владения, но их дальнейшее увеличение было поставлено под контроль светской власти.
Отношения между государством и Церковью в последующие десятилетия характеризовались и сотрудничеством, и соперничеством. После покорения Казанского ханства (1552) церковные и светские власти совместно организовывали колонизацию этих земель. Христианизация завоеванных областей не считалась государственной задачей. Однако, отказываясь от массовой и насильственной христианизации (для которой не было сил и средств), царь поощрял добровольный переход бывших ханских подданных, особенно поступавших на русскую службу, в православие. Было создано Казанское архиепископство (новая должность стала третьей по значимости в русской церковной иерархии). Церковь порой больше, чем монарх, заботилась об усилении государственной власти и о разумной централизации управления.
Помимо вышеназванных преобразований, вожди Избранной рады провели такие реформы, которые способствовали формированию условий для будущего ограничения царской власти.
1. Для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики с середины XVI в. стали созывать Земские соборы. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами. Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль. В то же время Земские соборы — это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Состав участников собора - духовенство; боярство; дворянство; дьячество и приказный аппарат; иногда купечество (верхушка посада). Как правило, Земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные вопросы. В период междуцарствия избирали государя.
Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников. Стоит отметить, что в XVI в. Земские соборы еще не были представительными учреждениями в обычном понимании: а) власть царя они не ограничивали, б) не было выборных представителей. Однако это был первый шаг на пути к парламентаризму в России.
2.Значительные изменения произошли в системе местных органов власти. Институт кормлений постепенно был ликвидирован. Функции кормленщиков (сбор налогов, суд, руководство местным народным ополчением) в результате губной[38] (1539-41) и земской реформ (1555-56), перешли к губным и земским старостам. Старост избирали из дворян, зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. Таким образом, в середине и второй половине XVI в. в России стали формироваться институты местного самоуправления.Правда, вводимое в городах выборное самоуправление не распространялось на Москву (столица), Псков и Новгород (исконные вольности которых традиционно внушали царю опасения), Казань (в только что завоеванном крае было еще неспокойно) и пограничные города-крепости. В перечисленных городах власть находилась в руках назначаемых государством воевод.
3. Изменения в системе управления дополнялись преобразованиями в судебной сфере. Наиболее значимым было категорическое требование Судебника 1550 г. об участии «судных мужей» в каждом судебном разбирательстве. «Судные мужи» — выборные представители в наместничьем суде — существовали и в XV в. Однако их участие в суде представлялось великим князем как пожалование, как привилегия. Ни всеобщего характера, ни серьезного значения прежние «судные мужи», по мнению некоторых исследователей, не имели. Введение на местах в середине XVI в. «праведного», то есть справедливого суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия, было важным шагом в направлении создания сословно-представительной государственной системы.
Таким образом, путь развития общества, который был намечен реформами Избранной рады, в перспективе мог привести к укреплению сословно-представительной монархии[39].