СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Лекция доц. Мосуновой Т.Г.

5.03.2013

Сумароков часто обращался к конкретному бытовому материалу и на его основе создавал выразительные басенные сценки. В своих баснях Сумароков ориентировался на русский фольклор (на сказку, пословицу, анекдот). В области басен Сумароков один из предшественников Крылова. Сумарокову принадлежат 10 сатир, лучшие из них – «О благородстве».

Большим успехом у современников пользовались песни Сумарокова, в особенности любовные. Им было написано свыше 150 песен. Чувства, выраженные в песнях, чрезвычайно разнообразны, но чаще всего передают страдания муки любви.

Сумароковым написаны первые в русской литературе элегии. Этот жанр был известен еще в античной поэзии, а позже стал общеевропейским достоянием. Содержанием элегий обычно были грустные размышления, вызванные несчастной любовью.

Историко-литературное значение Сумарокова состоит в том, что на основе классицизма он осуществил разработку ведущих жанров новой русской литературы.

 

 

Поздний классицизм (1760-1780гг)

Примерно с конца 60 – начала 80-х гг. XVIII в. русский классицизм вступает в завершающий, наиболее зрелый этап своего развития. В это время в России обострились социальные противоречия между дворянами и крестьянами, вследствие чего развивается просветительская идеология.

Эпоха русского просвещения связана с деятельностью многих писателей, ученых, публицистов и журналистов. В этом процессе, наряду с активным развитием публицистики, огромную роль сыграло творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792).

Самобытным и новаторским произведением стала его комедия «Бригадир». Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характера». В «Бригадире» пороки, особенности речи и поведение действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словестных масок». Речь героев преобладает над действиями. Герои постоянно «проговариваются» о себе. Объединение персонажей комедии реализовано через их глупость.

К началу 1780-х годов относится поэтическое сочинение Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором давалась резкая критика самодержавия. В 1781 году была закончена комедия «Недоросль». Это «комедия нравов», изображающая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье, и тем более, среди своих крестьян. Ее жестокость в общении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который, благодаря ее воспитанию, растет непригодным ни к какому делу. В финале происходит возмездие, Простакова отрешена от своего имения и брошена своим сыном.

Фонвизин, обратившись к жанру комедии, использовал опыт европейско драматургии. В центре комедии – жизнь семьи, что было традиционно, но у Фонвизина семейный конфликт уходит на периферию, его место занимает конфликт политический и социальный.

Гавриила Романович Державин (1743-1816). Он считался первым русским поэтом. Преодолевая эстетику классицизма, Державин создает личностную поэзию. Он совершил переворот в поэзии, когда утверждалось новое представление о человеке, ценность которого определялась не его сословной принадлежностью, а индивидуальностью, личностью. Обновляя оду, Державин продолжил дело, начатое Ломоносовым.

Ломоносов в своих одах выступал как гражданин своего отечества, а Державин преставал не только гражданином, но и частным человеком со своими вкусами, семьей, слабостями.

Державин сделал свою оду автобиографической, способной выразить индивидуальность личности в единстве общего и частного. Главная стилистическая особенность поэзии Державина и его обновленной оды – это шутка.

Известность и слава пришли к Державину после того, когда была напечатана ода «Фелица» (1783г.). В ней Державин воспевает царицу Екатерину, но создает не официальный условный образ монарха, а рисует портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны со свойственными ей привычками и бытом. Он славит Екатерину, и похвала его нетрадиционна, она выражает личные симпатии поэта; он хвалит ее, потому что, как человек, она нравится ему.

Личное отношение Державина проявляется к ее придворным, которые не нравятся ему и потому выражаются сатирически. В обновленной оде оказалось возможным соединить в одно целое похвалу монарху и сатиру на придворных. Державин не только хвалил Екатерину, но и пытался учить ее царствовать, напоминая о высоких обязанностях монарха перед подданными.

Державин славил человека, когда он того заслуживал. Поэтому героями его стихов были Суворов («На взятие из Маила», «На переход альпийских гор», «Снегирь»), славные защитники родины («Осень во время Очакова», «Водопад», и др.), простые крестьянские девушки («Русские девушки»).

Поэзия Державина глубоко автобиографична. Автобиографизм явился величайших открытием русской поэзии XVIII века.

В 1780 году Державин обращается к Анакреону. Он переводил песни Анакреона, но героем этих песен сделал самого себя. Воспевая право личности на счастье и радость, Державин утверждал независимость человека. Вершинным произведением Державина, в котором он подвел итоги своего творчества, является «Жизнь званская».

Художественные открытия и поэтические достижения Державина были усвоены поэтами нового века, прежде всего Пушкиным.

Последние десятилетия XVIII века были ознаменованы небывалой активностью русских просветителей: деятельность журналиста Новикова, Фонвизина, публикация сочинений Радищева, издание сатирических журналов Крыловым.

 

Возникновение сентиментализма (1790-е гг.)

Сентиментализм первоначально утверждается в Англии, Франции и Германии. Формирование этого направления, проходившее одновременно с зарожденнем реализма, сопровождалось борьбой с классицизмом, и в этих спорах рождалось новая эстетическая теория; создавались произведения, по-новому изображавшие жизнь человека.

Сентиментализм провозглашал всесословную ценность человека, и поэтому содействовал демократизации литературы.

Реализм, раскрывая личность, связывал ее с окружающим миром, Реализм стремился объяснить поведение человека условиями его жизни. Сентименталисты, превознося человека, погружали читателя в мир нравственной жизни своего героя, изолировали его от жизни, обстоятельств быта. Сентиментальный герой – это частный человек, пребывающий в своем уединении, стремящийся в любви и семейных радостях найти счастье.

Движение сентиментализма начинается в 80-е годы, а в 90-е сентиментализм станет господствующим направлением.