Умения и навыки.

Умения и навы­ки— это компоненты деятельности, которые входят в ее структуру и представляют собой способности человека, свя­занные с практическим выполнением данной деятельности. Когда мы говорим о том, что человек способен выполнять ту или иную деятельность, то прежде всего имеем в виду раз­витие его умений и навыков.

В свою очередь умения и навыкиможно определить как действия или операции, которые входят в состав деятельно­сти и которые человек в состоянии выполнять быстро, точ­но, с высоким качеством. Разница в умениях и навыках за­ключается в следующем.

Уме­нием, называют освоенный человеком способ выполнения дея­тельности.

В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он дол­жен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится при­менять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельнос­ти умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность ста­новится более совершенной.

Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствую­щими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о пра­вописании мягкого знака после шипящих в именах существитель­ных женского рода. Но знание правила не говорит еще об уме­нии грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приоб­ретаются на практике, путем упражнений.

Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двига­тельных умений — умение ходить, плавать, говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила.

 

Естественно, что в результате, долгих упражнений деятель­ность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе, деятельности начинают выполняться автоматизированно, без непосредственного контроля сознании.

Навыком называют такое действие, в составе которогоотдельные операции стали автоматизирдваннылш в результате упражнений. Иными словами, навык это частично автоматизи­рованное действие. Таковы, например, навыки ходьбы на лы­жах— ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения.

Сама деятельность, как мы уже упоминали, всегда соверша­ется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизиро­ванными.

 

Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные на­выки(или навыки в области_умственной работы), например на­выки правописания, навыки решения типовых задач и т. д.

Привычкой называют потребность человека совершать опреде­ленные действия.Привычка и навык во многом сходны- привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократ­ного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привыч­ных действий, у него возникают неприятные переживания, чувст­во неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуще­ствления действий, привычка — побуждение производить эти дей­ствия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умыва­ние, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего оби­хода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дис­циплинированность.

 

Умения— это сознательно выпол­няемые действия и операции, не доведенные еще до уровня автоматизмов. Умения могут нарушаться, если их не конт­ролировать сознательно. В отличие от этого навыки предста­вляют собой операции и действия, выполняемые на бессоз­нательном уровне. Выступая в качестве навыков, эти опера­ции и действия выполняются автоматически и достаточно точно, поэтому сознательного или волевого контроля их вы­полнения не требуется.