Умения и навыки.
Умения и навыки— это компоненты деятельности, которые входят в ее структуру и представляют собой способности человека, связанные с практическим выполнением данной деятельности. Когда мы говорим о том, что человек способен выполнять ту или иную деятельность, то прежде всего имеем в виду развитие его умений и навыков.
В свою очередь умения и навыкиможно определить как действия или операции, которые входят в состав деятельности и которые человек в состоянии выполнять быстро, точно, с высоким качеством. Разница в умениях и навыках заключается в следующем.
Умением, называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.
В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.
Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствующими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений.
Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — умение ходить, плавать, говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила.
Естественно, что в результате, долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе, деятельности начинают выполняться автоматизированно, без непосредственного контроля сознании.
Навыком называют такое действие, в составе которогоотдельные операции стали автоматизирдваннылш в результате упражнений. Иными словами, навык — это частично автоматизированное действие. Таковы, например, навыки ходьбы на лыжах— ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения.
Сама деятельность, как мы уже упоминали, всегда совершается сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизированными.
Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные навыки(или навыки в области_умственной работы), например навыки правописания, навыки решения типовых задач и т. д.
Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия.Привычка и навык во многом сходны- привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привычных действий, у него возникают неприятные переживания, чувство неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность.
Умения— это сознательно выполняемые действия и операции, не доведенные еще до уровня автоматизмов. Умения могут нарушаться, если их не контролировать сознательно. В отличие от этого навыки представляют собой операции и действия, выполняемые на бессознательном уровне. Выступая в качестве навыков, эти операции и действия выполняются автоматически и достаточно точно, поэтому сознательного или волевого контроля их выполнения не требуется.