Политика ограничения гонки вооружений
Дорогостоящая гонка вооружений и международные конфликты, прежде всего, Карибский кризис (1962) отрезвляюще подействовали на руководство СССР и США. Правительства активизировали переговорный процесс по вопросам контроля над вооружениями по трем проблемным узлам: 1) ограничению испытаний ядерного оружия, 2) регулированию вопросов использования космического пространства в военных целях, 3) введению запретов на свободную передачу ядерных материалов и технологий их использования в государства, не обладающие ядерным оружием.
В августе 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был бессрочным и носил открытый характер. В дальнейшем к СССР, США и Великобритании присоединилось более 100 государств, исключая Францию и КНР. В том же году СССР и США обратились ко всем странам мира с призывом воздержаться от вывода на околоземную орбиту и в целом в космическое пространство объектов с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения.
В 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был нацелен на закрепление статус-кво в ядерной области. Соглашение предусматривало запрет на передачу ядерными странами в распоряжение неядерных атомного оружия, а также прямой или опосредованный контроль над применением ядерного оружия. Договор был заключен на 25 лет и имел открытый характер. К договору вновь отказались присоединиться Франция и Китай, а также Индия, Пакистан, Куба, Бразилия, Израиль и ряд арабских стран.
В 1960-1970-е гг. стартовали советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) и ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). В Москве, во-первых, считали, что ограничение и сокращение стратегических наступательных и оборонительных вооружений должно осуществляться в комплексе, и, во-вторых, чтобы безопасность обеих стран обеспечивалась в равной мере. В 1960-е гг. советскому руководству удалось нейтрализовать попытку США увеличить свое превосходство в ядерном потенциале над СССР, и к началу 1970-х гг. СССР добился примерного военно-стратегического равновесия с США. Существовавший баланс сил позволил СССР и США подписать договоры ОСВ-1 и ПРО в 1972 году. Договор ОСВ-1 содержал количественные ограничения при развертывании наступательных вооружений (межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и на подводных лодках). Договор ПРО позволял сторонам создать по два комплекса противоракетной обороны и поставить под их защиту по два района по выбору – вокруг столиц или в районе расположения баз межконтинентальных баллистических ракет (договор действовал до 2001 года).
В 1973 г. было подписано советско-американское Соглашение о предотвращении ядерной войны. Согласно договору, в случае угрозы ядерного столкновения между СССР и США, так и в ситуации, когда одна из сторон оказывалась перед опасностью ядерного конфликта с третьей державой, следовало проводить срочные советско-американские консультации.
Тем временем в США на вооружение были приняты разделяющиеся головные части с боеголовками индивидуального наведения. Во второй половине 1970-х гг. советской стороне удалось ликвидировать трехкратное отставание СССР от США по ядерным зарядам на стратегических носителях. Восстановленный баланс сил позволил в 1979 г. подписать новый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Договор установил потолок для наращивания средств доставки ядерного оружия (межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков, подводных лодок и т.д.). Однако американский Сенат не ратифицировал соглашение. Ввод советских войск в Афганистан еще более усугубил ситуацию. В результате ОСВ-2 так никогда и не вступил в силу.
Вышеперечисленные международные соглашения регулировали темпы гонки вооружений и её сферы. Ведущие ядерные державы так и не приступили к реальному сокращению своих стратегических потенциалов.