Биоритмологические типы и их краткая характеристика

Еще в самом начале нашего века сразу несколько исследователей – М. О'Шиэ (1900 г.), Й. Янделл (1904 г.) и Х. Маш (1906 г.) – писали о существовании двух противоположных типов людей: с утренним (дневным) и вечерним (ночным) пиком работоспособности. Традиция именовать людей этих двух типов "совами" и "жаворонками" возникла после 1939 г., когда эти птичьи обозначения были введены в немецкий лексикон с легкой руки бальнеолога и физиотерапевта Г. Ламперта.

Современная биоритмология среди взрослых людей выделяет три основных хронотипа: утренний, вечерний и дневной или аритмичный. Различия этих хронотипов заключаются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. Биоритмологические типы характеризуются относительной устойчивостью и консервативностью. Диагностика биоритмологического профиля построена на изучении суточного или дневного ритма работоспособности и ритма одной из вегетативных функций.

Утренний тип людей ("жаворонки") составляет примерно 25% всего взрослого населения планеты. Их отличает высокая работоспособность в первой половине дня, обусловленная достаточным уровнем основных функций с раннего утра, со снижением во второй половине, особенно к вечеру. Они любят рано вставать и рано ложиться спать. Для них характерна минимальная устойчивость к гипоксии, сниженная реактивность организма и склонность к гипертоническим состояниям.

Школьники - "жаворонки" быстро достигают высокого уровня бодрствования, но физиологические показатели этих детей резко снижаются к вечеру. Дети – "жаворонки" наиболее чувствительны к различным социальным перегрузкам, стрессовым реакциям и отличаются наиболее частыми изменениями показателей здоровья. У них происходит более интенсивное нарастание активности симпато-адреналовой системы по сравнению со школьниками вечернего типа, что сопровождается сердечно-сосудистой патологией.

Вечерний тип биоритмологического профиля ("совы") встречается у более 30% всего взрослого населения. Для них период наибольшей интенсивности и продуктивности работы приходится на вечерние часы. "Совы" живут по принципу "поздно в кровать – поздно вставать". Уровень основных функций организма утром низкий, нарастает постепенно, что проявляется в заторможенности, неважном настроении, сниженной трудоспособности в первой половине дня, более продолжительным периодом врабатывания.

Школьники – "совы" наиболее устойчивы к воздействию различных социальных факторов, легче переносят различные виды нагрузок и стрессовые ситуации.

Остальных людей (около 45%) относят к дневному типу (аритмики или "голуби"). Суточная динамика работоспособности у них не имеет выраженных колебаний и находится на одинаково низком или одинаково высоком уровне. Многие из них имеют в течение дня два пика подъема физиологических функций, равноценных по величине. Особого внимания педагогов и родителей требуют дети с одинаково низким уровнем работоспособности в течение суток, так как это отрицательно отражается на своевременном росте и развитии детского организма, нарушая все виды его деятельности.

В научной литературе часто используется более детальная градация биоритмальных типов: явный утренний тип, преимущественно утренний тип, недифференцируемый (то есть ни тот, ни другой, или промежуточный) тип, преимущественно вечерний тип и явно вечерний тип.

Наличие вышеперечисленных типологических различий имеет большое значение для рациональной организации режима дня. Индивидуальные особенности суточных биоритмов следует учитывать при реализации любого режимного момента.