Определения направлений и выбора методов защиты информации
Регламентации прав и ответственности по защите информации,
Достоинства системы в области распределения компетенции,
Использование опыта защиты информации в Российской империи при организации защиты информации в СССР. Перспективы использования опыта защиты информации Российской империи в современных условиях. Система распределения компетенции, регламентации прав и ответственности по защите информации между субъектами этой деятельности, сложившаяся в Российской империи в начале XX в., обладала рядом несомненных достоинств. С учетом узкой специализации каждого из ведомств удавалось устранять многие возникавшие угрозы информационной безопасности России.
Обобщим основные моменты, связанные с деятельностью специальных субъектов, уполномоченных на осуществление защиты информации, учитывая их основные функции.
1. Обеспечением информационной безопасности в сфере угроз государственному строю, государственной, военной и экономической безопасности страны, а также непосредственно самому императору и его семье занимались следующие ведомства: Главное управление Генерального штаба - подразделения военной разведки и военной контрразведки; Министерство внутренних дел - Департамент полиции (охранные, сыскные и филерские отделения, а также отделения «секретной цензуры» («черные кабинеты») на почтамтах); Военное министерство - криптологические отделы; Управление дворцового коменданта Министерства императорского двора; Министерство иностранных дел - криптологическое подразделение; Министерство тор' говли и промышленности - внешнеторговые представительства; Пс* тербургское телеграфное агентство.
2. Локализация угроз государственной политике правящего ре' жима в области идеологии заключалась в основном в осуществлении цензуры которая была возложена на Главное управление по делам печати и Департамент полиции, Русское театральное общество, Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.
3. Нейтрализацию угрозы свободному развитию рыночных отношений и функционированию кредитно-финансовой системы страны осуществляли Департамент полиции, Министерство торговли и промышленности, а также биржевые комитеты.
4. Локализация угроз в области обеспечения гражданских свобод была возложена на судебные органы, реализовывавшие свои полномочия в области гражданского и уголовного судопроизводства.
5. Обеспечением неприкосновенности служебной тайны, связанной с использованием различными правоохранительными ведомствами негласных методов работы, занимались все без исключения ведомства, осуществлявшие сыскную и разведывательную деятельность: органы военной разведки и контрразведки; охранные, сыскные и филерские отделения, отделения «секретной цензуры»; Управление дворцового коменданта Министерства императорского двора, криптологические подразделения различных ведомств.
Многие негласные методы работы указанных служб актуальны и в настоящее время. После революции они получили дальнейшее развитие в СССР, а сегодня широко используются и в современной России. Среди них необходимо назвать организацию работы с негласными сотрудниками, «технологию» деятельности шифровальных и дешифровальных служб, различные формы криминального анализа и некоторые другие.