Про­цес­сы об­щей сбор­ки

ОБ­ЩАЯ СБОР­КА И ИС­ПЫ­ТА­НИЯ СА­МО­ЛЕ­ТОВ

 

Об­щая сбор­ка са­мо­ле­та яв­ля­ет­ся за­вер­шаю­щим эта­пом, в про­цес­се ко­то­ро­го, от­дель­ные аг­ре­га­ты, пред­ва­ри­тель­но со­б­ран­ные и час­тич­но смон­ти­ро­ван­ные, со­еди­ня­ют­ся в го­то­вые из­де­лия. На этом эта­пе за­кан­чи­ва­ет­ся мон­таж обо­ру­до­ва­ния, дви­га­тель­ных ус­та­но­вок, про­из­во­дит­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние и ис­пы­та­ние всех ме­ха­низ­мов и сис­тем вер­то­ле­та. Тру­до­ем­кость про­цес­са об­щей сбор­ки со­став­ля­ет 12…30% об­щей тру­до­ем­ко­сти из­го­тов­ле­ния вер­то­ле­та и за­ви­сит от его ти­па, кон­ст­рук­тив­но­го оформ­ле­ния, тех­но­ло­ги­че­ских схем, ме­то­дов сбор­ки и ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва.

Про­цесс об­щей сбор­ки дол­жен обес­пе­чи­вать ми­ни­маль­но воз­мож­ный про­из­вод­ст­вен­ный цикл сбор­ки. Умень­ше­ние цик­ла сбор­ки свя­за­но с умень­ше­ни­ем тру­до­ем­ко­сти и мак­си­маль­ным рас­ши­ре­ни­ем фрон­та ра­бот. Пер­вое тре­бо­ва­ние мо­жет быть вы­пол­не­но умень­ше­ни­ем объ­е­ма и но­менк­ла­ту­ры ра­бот пу­тем вы­не­се­ния ря­да мон­таж­ных опе­ра­ций на аг­ре­гат­ную сбор­ку и по­да­чи на об­щую сбор­ку мак­си­маль­но за­вер­шен­ных мон­та­жей аг­ре­га­тов. Ши­ро­та фрон­та ра­бот за­ви­сит от ти­па са­мо­ле­та (его раз­ме­ров) и ха­рак­те­ра ра­бот, вы­пол­няе­мых на стен­де. Так для лег­ких са­мо­ле­тов фронт ра­бот зна­чи­тель­но мень­ше, чем для тя­же­лых.

В за­ви­си­мо­сти от со­стоя­ния по­став­ки аг­ре­га­тов са­мо­ле­та на об­щую сбор­ку, их сты­ков­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных сты­ко­вых стен­дов или с по­мо­щью стен­до­вых те­ле­жек. Сты­ко­вые стен­ды при­ме­ня­ют­ся в слу­чае по­став­ки аг­ре­га­тов с не­пол­ной взаи­мо­за­ме­няе­мо­стью по со­пря­гае­мым эле­мен­там и не­об­хо­ди­мо­стью со­вме­ст­ной раз­дел­ки сты­ко­вых от­вер­стий.

Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми сты­ко­воч­ных стен­дов яв­ля­ют­ся ре­гу­ли­руе­мые те­леж­ки и дом­кра­ты, по­зво­ляю­щие пе­ре­ме­щать аг­ре­га­ты в лю­бом на­прав­ле­нии, и из­ме­ри­тель­ные уст­рой­ст­ва (ин­ди­ка­тор­ные го­лов­ки), по­зво­ляю­щие про­из­во­дить из­ме­ре­ния по 3-м вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ным осям.

На все аг­ре­га­ты пла­не­ра при ста­пель­ной сбор­ке на­но­сят­ся ре­пер­ные точ­ки, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фи­зи­че­ски­ми но­си­те­ля­ми ба­зо­вых осей аг­ре­га­тов.

При сты­ков­ке са­мо­ле­та в стен­де один из аг­ре­га­тов (обыч­но фю­зе­ляж или цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа) ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по ре­пер­ным точ­кам в ра­бо­чее по­лет­ное по­ло­же­ние и к это­му аг­ре­га­ту, ко­то­рый при­ни­ма­ет­ся за ба­зо­вый, по­сле­до­ва­тель­но при­сое­ди­ня­ют­ся все ос­таль­ные аг­ре­га­ты. Ус­та­нов­ка при­сое­ди­няе­мых аг­ре­га­тов про­из­во­дит­ся при по­мо­щи те­ле­жек и дом­кра­тов стен­да пу­тем со­вме­ще­ния с тре­буе­мой точ­но­стью ре­пер­ных то­чек аг­ре­га­тов с из­ме­ри­тель­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми стен­да. По­сле за­кре­п­ле­ния аг­ре­га­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­вме­ст­ная раз­дел­ка сты­ко­вых от­вер­стий.

При сты­ков­ке са­мо­ле­та из взаи­мо­за­ме­няе­мых аг­ре­га­тов, аг­ре­га­ты ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на стен­до­вые те­леж­ки, со­вме­ща­ют­ся сты­ко­вые от­вер­стия, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сты­ко­вые бол­ты, и аг­ре­га­ты ав­то­ма­ти­че­ски за­ни­ма­ют пра­виль­ное по­лет­ное по­ло­же­ние. По­сле это­го про­из­во­дит­ся про­вер­ка пра­виль­но­сти ус­та­нов­ки аг­ре­га­тов по ре­пер­ным точ­кам с по­мо­щью оп­ти­че­ских при­бо­ров: ни­ве­ли­ров и тео­до­ли­тов.

Раз­де­лоч­ные стен­ды пред­став­ля­ют со­бой слож­ные аг­ре­гат­ные стан­ки, ос­на­щен­ные свер­лиль­ны­ми и фре­зер­ны­ми стан­ка­ми, ко­пи­ра­ми, кон­дук­то­ра­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми и на­страи­ваю­щи­ми уст­рой­ст­вам.

Тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс окон­ча­тель­ной сбор­ки вклю­ча­ет опе­ра­ции по сты­ков­ке аг­ре­га­тов са­мо­ле­та и мон­та­жу дви­га­те­лей, шас­си и сис­тем, ти­по­вы­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся сле­дую­щие:
- ус­та­нов­ка аг­ре­га­тов в ли­нию по­ле­та;
- под­вод сты­куе­мых аг­ре­га­тов до сов­па­де­ния плос­ко­стей и сты­ко­вых от­вер­стий;
- ус­та­нов­ка сты­ко­вых бол­тов, их за­тяж­ка и кон­троль;
- про­вер­ка гео­мет­ри­че­ских па­ра­мет­ров аг­ре­га­тов по­сле сты­ков­ки;
- мон­таж дви­га­тель­ных ус­та­но­вок и сис­тем управ­ле­ния дви­га­те­ля­ми;

- мон­таж шас­си, сис­тем управ­ле­ния их вы­пус­ком и убор­кой, управ­ле­ния тор­мо­за­ми, створ­ка­ми шас­си и сиг­на­ли­за­ци­ей;
- мон­таж сис­тем управ­ле­ния са­мо­ле­том;
- мон­таж то­п­лив­ной сис­те­мы, вклю­чая мон­таж тру­бо­про­во­дов, дре­на­жа то­п­лив­ных на­со­сов, то­п­ли­во­ме­ров;
- мон­таж сис­те­мы кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния ка­бин, про­ти­во­об­ле­де­ни­тель­ной, про­ти­во­по­жар­ной, ки­сло­род­ной и дру­гих сис­тем;

- мон­таж элек­тро- и ра­дио­обо­ру­до­ва­ния;
- мон­таж обо­ру­до­ва­ния ка­бин са­мо­ле­та.
Про­цес­сы сты­ков­ки мо­гут быть ме­ха­ни­зи­ро­ва­ны при ис­поль­зо­ва­нии ни­ве­ли­ро­воч­ных стен­дов, на ко­то­рых раз­ме­ще­ны фик­са­то­ры ре­пер­ных то­чек, по­зво­ляю­щие без спе­ци­аль­ных ни­ве­ли­ро­воч­ных средств оп­ре­де­лять от­кло­не­ние от за­дан­но­го по­ло­же­ния ни­ве­ли­ро­воч­ных то­чек са­мо­ле­та.
Со­глас­но схе­ме по­точ­ной сбор­ки все ос­нов­ные аг­ре­га­ты по­сту­па­ют на окон­ча­тель­ную сбор­ку из це­хов аг­ре­гат­ной сбор­ки.
Спе­ци­аль­ное ос­на­ще­ние на эта­пе окон­ча­тель­ной сбор­ки вклю­ча­ет:
- стен­ды для без­ни­ве­ли­ро­воч­но­го со­еди­не­ния аг­ре­га­тов;
- стен­ды для ис­пы­та­ний гер­ме­тич­но­сти то­п­лив­ной, дре­наж­ной, про­ти­во­по­жар­ной и дру­гих сис­тем;
- стен­ды для оп­рес­сов­ки и ис­пы­та­ния пнев­ма­ти­че­ских и гид­рав­ли­че­ских сис­тем вы­со­ко­го дав­ле­ния;
- стен­ды для ис­пы­та­ния гид­ро- и пнев­мо­си­стем низ­ко­го дав­ле­ния;

- стен­ды для ис­пы­та­ния гер­ме­тич­но­сти ка­бин са­мо­ле­та;
- стен­ды для от­ра­бот­ки шас­си, тор­мо­зов и дру­гих гид­ро­аг­ре­га­тов;
- стен­ды для про­вер­ки пе­ре­ход­ных со­про­тив­ле­ний, изо­ля­ции, про­звон­ки элек­тро­про­во­дов;
- стен­ды для от­ра­бот­ки спе­ци­аль­ных сис­тем;
- стен­ды для про­вер­ки ра­дио­обо­ру­до­ва­ния и др.
Со­став при­ме­няе­мых стен­дов за­ви­сит от ти­па са­мо­ле­та, его на­зна­че­ния и мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва.
Мон­таж дви­га­те­лей вклю­ча­ет ус­та­нов­ку са­мо­го дви­га­те­ля на са­мо­лет, ре­гу­ли­ро­ва­ние его по­ло­же­ния и кре­п­ле­ние, при­сое­ди­не­ние к не­му про­во­док управ­ле­ния и про­чее.

Порш­не­вые дви­га­те­ли ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на же­ст­ких ра­мах, ис­поль­зуя спе­ци­аль­ные амор­ти­зи­рую­щие кре­п­ле­ния. Точ­ность из­го­тов­ле­ния и ус­та­нов­ки дви­га­те­ля дос­ти­га­ет­ся раз­дел­кой уз­лов ра­мы в спе­ци­аль­ном стен­де, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет пра­виль­ное по­ло­же­ние оси дви­га­те­ля и ва­ла ре­дук­то­ра.

Ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли в си­лу осо­бен­но­сти их кон­ст­рук­ции кре­пят­ся не же­ст­ко к ра­мам, а сис­те­мой ре­гу­ли­руе­мых тяг и под­ко­сов, ус­та­нов­лен­ных в не­сколь­ких точ­ках.

По­ло­же­ние оси дви­га­те­ля про­ве­ря­ют оп­ти­че­ски­ми при­бо­ра­ми ППС-11 или ла­зер­ны­ми сис­те­ма­ми ЛЦИС. Из­ме­не­ние уг­ла на­кло­на оси дви­га­те­ля дос­ти­га­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем длин амор­ти­за­то­ров и тяг.

В про­цес­се окон­ча­тель­ной сбор­ки са­мо­ле­та с по­мо­щью ППС-1 и ЛЦИС ана­ло­гич­но мон­ти­ру­ют и ус­та­нав­ли­ва­ют шас­си, ста­би­ли­за­тор и дру­гое.

Шас­си в за­ви­си­мо­сти от при­ня­той схе­мы сбор­ки мон­ти­ру­ют, или на аг­ре­гат­но-сбо­роч­ном це­хе на со­от­вет­ст­вую­щем аг­ре­га­те или при об­щей сбор­ке вер­то­ле­та. В мон­таж шас­си вхо­дят опе­ра­ции по­ста­нов­ки ком­плекс­ной про­вер­ки и ре­гу­ли­ров­ки всей ус­та­нов­ки: Ме­ха­низ­ма убор­ки и вы­пус­ка шас­си, тор­моз­ной сис­те­мы, сиг­на­ли­за­ции, вы­но­са, раз­во­ро­та ко­лес, со­ос­но­сти их и то­му по­доб­ное. Ха­рак­тер тех­но­ло­ги­че­ско­го про­цес­са ус­та­нов­ки шас­си за­ви­сит от кон­ст­рук­ции и сте­пе­ни взаи­мо­за­ме­няе­мо­сти шас­си по со­еди­ни­тель­ным уз­лам. Взаи­мо­за­ме­няе­мость шас­си, ос­нов­ные уз­лы ко­то­ро­го (стой­ки и под­ко­сы) кре­пят­ся при по­мо­щи виль­ча­тых со­еди­не­ний, дос­ти­га­ет­ся раз­дел­кой со­от­вет­ст­вую­щих уз­лов шас­си и аг­ре­га­та, на ко­то­ром оно ус­та­нав­ли­ва­ет­ся.

Мон­таж сис­те­мы управ­ле­ния са­мо­ле­том сво­дит­ся к про­тя­ги­ва­нию же­ст­ких и тро­со­вых тяг; ус­та­нов­ке штур­ва­лов, пе­да­лей, ру­ко­яток, сек­то­ров; со­еди­не­нию тяг с ис­пол­ни­тель­ны­ми и ко­манд­ны­ми ор­га­на­ми; ре­гу­ли­ро­ва­нию ки­не­ма­ти­че­ских схем и кон­тро­лю ра­бо­ты пол­но­стью смон­ти­ро­ван­ной сис­те­мы. На ка­ж­дом са­мо­ле­те про­ве­ря­ют ве­ли­чи­ну тре­ния в сис­те­ме управ­ле­ния при пол­но­стью смон­ти­ро­ван­ном управ­ле­нии с под­ве­шен­ны­ми ру­ля­ми. По окон­ча­нии ме­ха­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сис­те­мы управ­ле­ния са­мо­ле­том, про­свет­ки элек­тро­обо­ру­до­ва­ния и об­ра­бот­ки гид­ро­сис­тем про­из­во­дят про­вер­ку ра­бо­ты сис­тем ав­то­ма­ти­ки управ­ле­ния са­мо­ле­том, гид­ро­аг­ре­га­тов, ру­ле­вых ме­ха­низ­мов, сня­тие за­гру­зоч­ных и же­ст­ко­ст­ных ха­рак­те­ри­стик.

Со­б­ран­ные и смон­ти­ро­ван­ные на са­мо­ле­те гид­ро­га­зо­вые сис­те­мы про­мы­ва­ют и ис­пы­ты­ва­ют на гер­ме­тич­ность и функ­цио­ни­ро­ва­ние по тех­ни­че­ским ус­ло­ви­ям, ус­та­нов­лен­ным для дан­ной сис­те­мы.

На­ря­ду с ис­пы­та­ния­ми на гер­ме­тич­ность при об­щей сбор­ке про­ве­ря­ют ка­че­ст­во ме­тал­ли­за­ции всей сис­те­мы, оп­ре­де­ляя ве­ли­чи­ну пе­ре­ход­ных со­про­тив­ле­ний. Стен­ды для про­мыв­ки, кон­тро­ля гер­ме­тич­но­сти и функ­цио­ни­ро­ва­ния при­ме­ня­ют те же, что и в це­хе аг­ре­гат­ной сбор­ки. За­тем при ра­бо­чем дав­ле­нии гид­ро­га­зо­вые сис­те­мы от­ра­ба­ты­ва­ют на функ­цио­ни­ро­ва­ние.

Мон­таж элек­тро- и ра­дио­сис­темсво­дит­ся к ус­та­нов­ке на са­мо­ле­те ис­точ­ни­ков энер­гии, по­тре­би­те­лей то­ка, рас­пре­де­ли­тель­ных управ­ляю­щих и кон­троль­ных ор­га­нов, элек­тро- и ра­дио­жгу­тов.
Тру­до­ем­кость мон­та­жа элек­тро- и ра­дио­жгу­тов за­ви­сит от их кон­ст­рук­тив­но­го оформ­ле­ния. Наи­бо­лее тру­до­ем­кой яв­ля­ет­ся про­клад­ка жгу­тов внут­ри аг­ре­га­тов с про­тя­ги­ва­ни­ем их че­рез от­вер­стия в кон­ст­рук­тив­ном на­бо­ре и кре­п­ле­ни­ем их к эле­мен­там на­бо­ра. Бо­лее удо­бен и ме­нее тру­до­емок мон­таж жгу­тов в же­ло­бах, гро­тах, тран­ше­ях, осо­бен­но ес­ли к же­ло­бам и тран­ше­ям есть дос­туп сна­ру­жи. Наи­бо­лее со­вер­шен­ным с точ­ки зре­ния бы­ст­ро­ты про­цес­са сбор­ки яв­ля­ет­ся мон­таж, ко­гда про­во­да за­ра­нее на вер­ста­ках со­би­ра­ют и за­кре­п­ля­ют в спе­ци­аль­ных съем­ных ко­ро­бах, ко­то­рые за­тем ус­та­нав­ли­ва­ют и за­кре­п­ля­ют на мес­тах, пре­ду­смот­рен­ных кон­ст­рук­ци­ей.

По­сле про­клад­ки элек­тро­жгу­тов и ра­дио­ка­бе­лей про­во­дит­ся про­вер­ка со­про­тив­ле­ния изо­ля­ции про­во­дов жгу­тов.
За­тем про­из­во­дит­ся про­свет­ка це­пей пи­та­ния сис­тем, энер­го­уз­лов и осо­бо важ­ных це­пей сис­тем обо­ру­до­ва­ния, дви­га­те­лей и управ­ле­ния са­мо­ле­том. При этом при­ме­ня­ют­ся раз­лич­ные пуль­ты кон­тро­ля и ими­та­то­ры сис­тем и аг­ре­га­тов, ко­то­рые нель­зя вклю­чить в сбо­роч­ном це­хе (дви­га­те­лей, РЛС, спе­ци­аль­ных сис­тем г. д.).
Про­вер­ку сис­тем ра­дио­обо­ру­до­ва­ния и спе­ци­аль­ных сис­тем в це­хе окон­ча­тель­ной сбор­ки сис­тем вы­пол­ня­ют по­сле про­свет­ки сис­тем энер­го­пи­та­ния и от­ра­бот­ки сис­те­мы управ­ле­ния са­мо­ле­том.
Про­вер­ка про­из­во­дит­ся обыч­но в ми­ни­маль­ном объ­е­ме, га­ран­ти­рую­щем ра­бо­то­спо­соб­ность обо­ру­до­ва­ния, и, как пра­ви­ло, не ог­ра­ни­чи­ва­ет­сяпро­вер­кой встро­ен­ным кон­тро­лем сис­тем с це­лью по­лу­че­ния ми­ни­маль­ной тру­до­ем­ко­сти, имея в ви­ду бо­лее глу­бо­кую ин­ст­ру­мен­таль­ную про­вер­ку в КИС. Для мон­таж­ных ра­бот при­ме­ня­ют спе­ци­аль­ный и уни­вер­саль­ный ин­ст­ру­мент.

Со­б­ран­ные в це­хе об­щей сбор­ки са­мо­ле­ты (вер­то­ле­ты) в ма­ляр­ном це­хе по­кры­ва­ют бес­цвет­ны­ми ла­ка­ми и крас­ка­ми и при по­мо­щи тра­фа­ре­тов на­но­сят опо­зна­ва­тель­ные зна­ки, но­ме­ра и со­от­вет­ст­вую­щие над­пи­си.