Ударные части тела

В нашем стиле, стиле Киокушинкай, всё тело является грозным оружием. Это достигается многочасовыми и многолетними тренировками. Сейчас продаётся очень много различного оружия самообороны, от газовых баллончиков, до пистолетов. Но уголовная практика показывает – лишь незначительное количество преступлений было остановлено или предотвращено, при помощи оружия самообороны. Либо жертвы забывали средства самообороны дома, либо не смогли ими воспользоваться из-за парализующего страха. Карате - это такое оружие, которое всегда с Вами, даже в бане и на борту самолёта, его нельзя забыть дома. Настоящий боец Киокушинкай никогда не дрогнет и не струсит перед лицом врага.

Рука.

Демонстрируя технику белого пояса, Вы должны уметь использовать в качестве своего первого оружия первые две «костяшки» кулака – Сейкен.

 

«Костяшки» кулака – это первые суставы пальцев руки и их предназначение осуществлять сгибание и разгибание пальцев, а вовсе не наносить удары. Если не тренированный человек ударит «костяшками» кулака по чему-нибудь твёрдому, то ему будет очень и очень больно. Да Вы и сами наверно уже это прочувствовали. Задача тренировок карате – укрепить «костяшки» - увеличить костную ткань и снять болевой эффект. При правильном процессе тренировок Ваши «костяшки» станут чуть больше и менее чувствительны. Главное – это правильная тренировка, потому что, руками мы не только бьём, но и ещё пишем, играем на фортепьяно, нажимаем на клавиатуру компьютера, и если не правильно тренироваться, то можно нанести вред своей руке. Поэтому так важно тренироваться под руководством опытного специалиста и выполнять все его указания. При выполнении техники Сейкенн необходимо наносить удар именно первыми двумя «костяшками», а не тремя, как у Вас это получается. Откуда я знаю? Да потому что это самая распространенная ошибка. Начинается всё с того, что желая снизить болевой эффект во время отжиманий Вы ставите кулак на три «костяшки», вместо двух. Думая, что обманываете меня, Вы наносите вред своему организму. Вы приучиваетесь к неправильному положению ударной части. В результате, однажды, когда Вы ударите своего противника, то больно будет не ему, гаду, а Вам, ленивцу, потому что сломается ваша рука в лучезапястном суставе или одна из многочисленных косточек кисти, а может ещё и палец себе выбьете. Вот уж Ваш враг посмеётся! Бить «неправильным» кулаком, это всё равно, что направлять пистолет дулом к себе, а не в сторону врага, браться за лезвие ножа, а не за ручку. Не ленитесь, терпите боль, и она уйдёт. Кто прилежен и терпелив на воинском пути Киокушинкай, тот всегда добьётся победы.

Нога.

Нога – это «тяжёлая артиллерия карате». Удар ногой сильнее и мощнее, чем удар рукой. Но он медленнее и боец, в момент удара, менее устойчив. Поэтому очень важно тренировать, тренировать и ещё раз тренировать технику ног. На 10-9 кю Вы уже должны уметь использовать три части ноги в качестве оружия. Это колено – Хидза, подъём стопы – Хайсоку и подушечки пальцев ноги – Тюсоку.

 

Колено – самое страшное оружие. Природа и эволюция постарались и сделали самый сложный и эффективный сустав ещё и грозным оружием. Колено практически не нуждается в дополнительной подготовке и тренировке. Достаточно научиться правильно наносить удар. Хайсоку более сложная часть, так как подъем стопы, как и лучезапястный сустав кисти и сама кисть, состоит из большого числа косточек. При не правильном нанесении удара, можно повредить ногу. Поэтому во время тренировок много времени уделяется именно правильному положению стопы и точности удара. Тюсоку – это «Сейкен» ноги. Все прямые удары в карате наносятся именно этой частью. Главная опасность здесь – это не правильно сложенное положение. При правильном положении нога, как бы, представляет собой копьё, способное пробить любую преграду. Нога полностью выпрямляется, толь пальчики ног направлены вверх формируя ударную поверхность. Самая распространенная ошибка – это когда бьют всей стопой. Это неправильно, так как удар теряет свою силу и пробивной эффект. Нужно уделять очень много внимания именно правильному положению Тюсоку. И не зря, во время квалификационного экзамена, за неправильное положение Тюсоку, бойца сразу удаляют из зала.

Помните, что правильно сформированное положение ударной части руки или ноги – это половина победы. Визитная карточка Киокушинкай карате – Тамесивари, разбивание предметов. Разбить 2 см. доску может и не каратист, а вот разбить глыбу льда, бетонную плиту или кирпич – тут нужна крепкая рука бойца Киокушинкай. Тамесивари это не цель занятий, это всего лишь тест, испытание, которое каждый должен выполнить, что бы иметь право называться бойцом Киокушинкай.

 

Удары руками.

Что бы сдать на 10-9 кю вы уже должны уметь демонстрировать технику одного учебного и двух боевых ударов: Мороте сейкен цуки, Сейкен цуки, Сейкен аго ути, при чём в разных уровнях и стойках, комбинациях и ката. А это довольно сложная задача.

Мороте сейкен цуки –

удар двумя кулаками. Это учебный удар и в бою он применяется редко (я ещё ни разу не видел), но зато является замечательным средством подготовки к другим ударам. Техника выполнения: удар может выполняться из любой стойки. Исходное положение – руки вытянуты вперёд, пальцы сжаты в кулак и находятся на обозначенном уровне (дзёдан, чюдан, гедан). Спина прямая, ноги напряжены. Начало движения – руки отводятся назад, подмышки – хиките. Здесь очень важно, чтобы Ваши руки двигались назад как можно дальше, до ощущения натяжения в мышцах. Если такое ощущение натянутого лука у Вас есть, значить техника выполнена правильно. Следует обратить внимание на положение кулака в хиките. Во время движения назад он должен развернуться ладошкой вверх, так, что большой палец руки смотрит в сторону от тела. Это очень важно, так как во время нанесения удара, кулак должен вращаться. В этом заключается волшебная сила карате – во вращении кулака. Что бы ни вдаваться в биомеханические подробности, скажу лишь, что вращение руки позволяет нашему организму использовать силу и энергию нашего тела с наибольшей эффективностью или КПД, как говорят физики.

Следующий этап – это нанесение самого удара. И здесь есть несколько важных моментов. Первый – это как уже говорилось, вращение кулака. Второй – направление удара и соединение рук в точке удара. Это очень важно. В конце удара Ваши руки должны соприкоснуться или соединиться. И соединиться они должны на средней линии Вашего тела. Только в этом случае удар считается правильным. Если Ваши руки не соединились или соединились, но ушли в сторону от центра – то Вы проиграли. Это не есть правильный удар. При выполнении ударов по различным уровням очень важно бить именно в ту точку, которая соответствует названному уровню (дзёдан, чюдан, гедан). Уровень Дзёдан – это уровень Вашего подбородка. Именно Вашего, а не соседа. Если Вы будите наносить удар выше или ниже своего подбородка – то Вы проиграли. Это же и относиться и к уровню Гедан – это уровень Вашего паха, и уровню Чюдан – уровень Вашего солнечного сплетения. Вы должны чётко различать эти уровни и наносить удары в точно названные цели. Это гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На квалификационных экзаменах очень много бойцов-новичков, не проходят его именного из-за этой досадной ошибки. Конечное испытание техники Мороте сейкен цуки – это выполнение техники САМБОН – то есть выполнение трёх ударов по различным уровням подряд, на один счёт. Во время этого упражнения проверяется Ваше умение координировать свои удары в соответствии с поставленной задачей. Кажущийся простым и в чём-то даже нелепым удар Мороте сейкен цуки, является началом ударной техники Киокушинкай. Без овладения этой техникой невозможно дальнейшее обучение по программе школы. Не будет пользы, не будет толка, не будет сильного удара, не будет настоящего бойца.

Сейкен цуки – удар одним кулаком. Это уже боевой удар Он предназначен для нанесения ударов в подбородок, в горло, в солнечное сплетение, в живот, в печень, в селезёнку, в пах. Существует два варианта его исполнения – один тренировочный (кихон) и второй – боевой (кумите). В первом случае удар выполняется в одной из вышеперечисленных стоек (Фудо-дачи, Санчин-дачи и т.д.) из положения хиките, во втором случае, удар выполняется из боевой стойки (камае) из положения руки у головы. При выполнении техники на 10-9 кю Вы должны демонстрировать первый вариант – кихон. Техника выполнения удара: Исходное положение – любая стойка, левая рука выставлена вперёд в конечное положение удара. Правая рука подмышкой, в хиките, кулак развёрнут ладошкой вверх, как и при Мороте цуки. Удар начинается с поворота бёдер, затем корпуса, спины, плеч. Практически одновременно с движением плеч правая рука устремляется к цели, в то же самое мгновение, левая рука, с такой же скоростью движется в хиките. Во время движения рук осуществляется вращение кулака – левый кулак поворачивается ладошкой вверх, правый – ладошкой вниз. Очень важно, чтобы все движения носили одновременный и плавный характер. Не должно быть пауз и разрывов плавности. Удар – это слитное движение. Ни что не может двигаться во время удара само по себе, отдельно: ни передняя рука, ни задняя, ни спина, ни плечо. Сила и волшебство удара в слитности и слаженности движений всех частей тела. Но добиться этого очень тяжело. Масутатсу Ояма говорил, что чтобы научиться правильно наносить удар Сейкен цуки, его необходимо выполнить 5000 раз каждой рукой, а потом ещё столько же, чтобы исправить ошибки в технике. Во время выполнения удара важно следить за тем, чтобы он направлялся по срединной линии тела, а не уходил в сторону. Это очень важно, иначе в противном случае, Вы растеряете всю энергию и силу удара. Сейкен цуки так же может наноситься по трём уровням (дзёдан, чюдан и гедан). Условия выполнений удара такие же, как и для Мороте сейкен цуки. Вы не должны путаться в уровнях и менять высоту удара.

Так же как и при Мороте сейкен цуки, Сейкен цуки выполняется в виде САМБОНа. Здесь, кроме соблюдения уровня удара, ещё и необходимо демонстрировать слитность, плавность и слаженность движений. Если Вы сначала бьете левой рукой, а потом убираете правую, если сначала убираете правую, а потом бьёте левой, или, если Вы бьёте руками а плечи у Вас не двигаются – то Вы бьёте не правильно, а значит, не сдадите экзамен. Плавность и слитность, чёткость и резкость, фиксация (Киме) – вот что нужно для правильного удара. Плавность не значит медленно, резко – не значит спешно, фиксация – не значит тупить. Неустанно тренируйтесь. Если Вы не добьетесь победы в этом упражнении, то, как Вы сможете изучать ещё более сложную технику?

 

Сейкен аго ути – прямой удар кулаком в подбородок. От сейкен цуки он отличается исходным положением рук перед ударом. Руки сильно согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак, кулаки у плеч, у лица на уровне подбородка. Локти на расстоянии одного кулака от тела. Удар может выполняться в любой стойке. Характерная черта удара – резкое, стремительное движение плеч и спины. Удар носит хлёсткий, внезапный характер. Чем резче и быстрее он выполнен, тем разрушительнее последствия. Но помните, что сила удара – в слаженном движении всего тела. Нога должна сильно толкать, корпус резко поворачиваться, а плечо выбрасывать руку вперёд к цели – подбородку фашиста (ну ненавижу этих гадов, что поделать). В дальнейшем Вы узнаете, что есть ещё важные условия сильного, волшебного удара карате, но пока Вам нужно освоить эти упражнения. И чем больше усердия Вы в это проявите, тем больше у Вас шансов стать настоящим мастером Киокушин.

 

Удары ногами.

Как уже говорилось, ноги в карате – это самое сильное и мощное оружие. Но чтобы поражать врага так, как это делает Жан Клод Ван Дам, нужно тренироваться ни один год. Для того чтобы Вам сдать экзамен на 10-9 кю, необходимо продемонстрировать знание трёх прямых ударов ногами: Удар коленом прямо – Мае Хидза гери, восходящий удар ногой в пах подъёмом стопы - Кин гери и прямой удар ногой в живот фашиста подушечкой пальцев ног – Мае гери чюдан тюсоку. Три удара – три техники. Удары имеют схожие черты, но ещё больше в них различий.

Мае Хидза гери - удар коленом прямо. Предназначен для нанесения противнику ударов в пах, в бедро, в живот, в солнечное сплетение и, у кого хорошая растяжка, в челюсть. Техника выполнения: Исходное положение любая стойка, руки в защитной позиции у головы (гери на иой). В начале ударного движения, если удар наноситься с правой ноги, то носочек левой ноги немного разворачивается в сторону, вес тела переноситься на опорную ногу. Одновременно с этим, правая нога отрывается от пола и колено начинает движение вверх. Носочек правой ноги оттягивается к полу (как в балете). Как только колено правой ноги подымится на уровень пояса, левая нога осуществляет небольшой толчок, а таз резко подаётся вперёд. В это же самое мгновение правая нога устремляется к цели. Как только правое колено врезается в живот фашиста, происходит максимальное напряжение всего тела (левая и правая нога, живот, руки и т.д.) – киме. У Вас должно быть ощущение того, что как будто бы Ваше колено пробивает живот гада насквозь. Это чувство должно быть у Вас даже тогда, когда Вы наносите удар по мешку, подушке или, даже, просто по воздуху. Необходимо следить за тем, чтобы пятка ударной ноги прижималась к бедру, а не выносилась по инерции вперёд. Так же важно контролировать положение спины. Она не должна наклоняться сильно назад, а уж тем более, вперёд. Но самое важное – это вынос таза вперёд в момент удара. Именно это движение даёт силу удару. Если просто подымать колено без толчка и выноса бедра, то это будет аэробика, а не карате.

 

Кин гери – восходящий удар ногой в пах подъёмом стопы. Самый коварный и страшный удар карате. Он настолько опасен, что при проведении соревнований, он запрещён к применению. Но что запрещено в товарищеских встречах на соревнованиях, то необходимо применять против негодяев, которые посягают на Вашу честь и достоинство, угрожают Вашей жизни и здоровью, или жизни и здоровью Ваших близких и друзей. В настоящем бою нет правил и условий, нет победы и поражения. Бой это всегда плохо, но бывают ситуации, когда боя избежать нельзя. Киокушинкай готовит к этому. Каждый боец Киокушина надеется, что ему ни когда не придётся применять своё мастерство в реальной схватке, но каждую тренировку он готовится к ней. Кин гери предназначен для нанесения противнику удара в пах, по его половым органам. Даже лёгкий удар в эту область, вызывает сильные болевые ощущения. Целенаправленный, сильный и главное быстрый, хлёсткий удар в пах, способен надолго вывести противника из строя и, может быть, навсегда отбить у него охоту творить чёрные дела. Техника удара очень проста и в тоже время, есть необходимые условия, которые могут вызвать у Вас сложности при выполнении удара. Удар начинается так же как и Хидза гери, но в тот момент, когда колено подымится на уровень пояса, производится быстрое, хлёсткое движение ноги в направлении паха противника. Хлёст должен быть настолько быстр и резок, что ваши штаны или брюки должны хлопнуть, разрезая воздух. Нога должна сверкнуть как молния и тут же вернуться назад, сначала к колену опорной ноги, а затем встать на пол. При выполнении удара не забывайте о движении таза вперёд, иначе Вы ни когда не добьётесь быстроты удара.

 

Мае гери чюдан тюсоку – удар ногой прямо в живот противника подушечками пальцев ног. Удар предназначен для нанесения ударов противнику в живот, печень, в селезёнку , солнечное сплетение и пах. Это очень мощный удар и его сила заключается в том, что в ударе используется не одна нога, а две. Как это так? Сейчас узнаете. Техника удара, его начало, такое же, как и при Хидза гери, но особенность заключается в том, что в тот момент, когда Ваше колено поднимается на уровень пояса, оно не останавливается, а продолжает движение прямо вверх, одновременно с этим, происходит выпрямление ноги в колене и подошва, в положении тюсоку, устремляется к цели. Как только нога только лишь прикоснулась к животу противника, происходит полное ёе выпрямление, похожее на толчок, одновременно с этим, опорная нога выполняет толчок, и таз резко подаётся вперёд. Если Вы научитесь правильно (то есть плавно и слаженно) выполнять все действия, то единственное, что запомнит Ваш противник, это то, как ему было очень больно. После удара нога возвращается сначала к колену, а потом ставится на пол. Помните, что удар должен наноситься подушечкой пальцев – Тюсоку, а не всей стопой. Следите за положением спины в момент удара и за резкой подачей таза вперёд.

Блоки.

Кроме техники нападения, в карате, естественно, есть и приёмы защиты. На 10-9 кю Вы должны знать четыре основных блока: Верхний блок - Дзёдан уке, Средний блок вовнутрь - Сото уке, Средний блок наружу - Учи уке и Нижний, сметающий, блок – Гедан уке (барай). Техника этих блоков носит учебно-тренировочный характер, в реальном бою, техника защиты немного другая. Но для того чтобы научиться надежно, защищать себя в бою, нужно приложить много усилий, тренируя эти четыре блока. В технике этих блоков, в движении при их выполнении, хранится главная мудрость карате – сильное карате, это карате в защите, магия карате - в контратаке. Нападающий в карате, заранее обрекает себя на поражение. Что бы убедиться в правоте этих слов, нужно приложить ни мало усилий на тренировках. Карате нельзя понять только умом, сознанием, его нельзя понять только телом, тренируясь. Карате можно понять только тогда, когда вы тренируетесь и думаете, думаете и тренируетесь. Настоящее карате – это умное карате. Выполняя технику, рассуждайте: « Почему именно так делается движение?» Если не находите ответа, тренируйтесь ещё, и ещё думайте, и так до тех пор, пока не найдёте ответа.

Дзёдан уке – Верхний блок. Предназначен для защиты верхней части тела (головы, плеч, шеи) от прямых, боковых, наотмашь и сверху. Техника блока очень сложна и выработать навык этого движения очень сложно. Исходное положение – любая стойка, левая рука в положении блока, правая в хиките. Левое плечо подано вперёд в направлении врага. Движение начинается с опускания левой руки к груди перед лицом и одновременным подтягиванием правого кулака к левому локтю. Левое плечо, при этом, отводится назад. После этого, правая рука скользит по левому предплечью вверх, одновременно левая рука начинает движение в хиките. Как только правая рука подымится на уровне глаз, правое плечо резко подаётся вперёд и рука заканчивает движение. Следует обратить внимание на то, что рука, выполняющая блок вращается как при сейкен цуки. Рука, движущаяся в хиките, то же вращается. Конечное положение должно быть такое, что Ваша рука находясь под углом (локоть ниже кулака), как крыша, прикрывает голову, корпус развёрнут в сторону противника. Здесь так же, как и в ударах. Важно слитное и плавное выполнение техники.

Гедан барай (уке) – Нижний, сметающий блок. Предназначен для защиты нижней части тела (ног, паха, живота, солнечного сплетения). Характерной особенностью данного блока является сильный замах и сметающее движение. По своей технической структуре, он является противоположным Дзёдан уке. Исходное положение – любая стойка. Левая рука в конечном положении блока, правая в хиките. Блок начинается с замаха. Левая рука опускается к паху, прикрывая его, а правая движется к левому плечу, за левое ухо, корпус сильно разворачивается влево. После замаха правая рука начинает сметающее движение в сторону - вниз, а левая рука движется в хиките. В начале сметающего движения, его усиливает движение корпуса вправо. Вся сила блока заключена именно в сметающем движении, которое выполняется не рукой, а корпусом, всем телом. Одна рука никогда не собьёт ногу, а вот единое движение всего тела может, и легко.

Сото уке – это средний блок вовнутрь. Он предназначен для защиты средней части тела, от подбородка до живота. Техника этого блока немного похожа на технику гедан барай. Здесь тоже есть замах, и так же защитное движение осуществляется за счёт слаженного движения всего тела, поворота корпуса. Перед выполнением блока блокирующая рука выполняет замах, при этом локоть отводится назад, а кулак находится за ухом. Вторая рука, не участвующая в блоке, так же выполняет замах, в туже сторону, одновременно прикрывая солнечное сплетение и область сердца. С началом блокирующего движения пассивная рука резко уходит в хиките, а рука, выполняющая блок, двигаясь по кругу вовнутрь, сбивает атаку противника. Необходимо отметить, что данное движение осуществляется с поворотом туловища. Главное в технике, это сильный замах и одновременное движение рук и корпуса.

Учи уке – средний блок наружу. Конечное положение блока точно такое же, как и при Сото уке. Для выполнения блока блокирующая рука выполняет замах подмышку противоположной руки, которая, в свою очередь, направляется в сторону противника. С началом блокирующего движения, рука, выполняющая блок, резко выбрасывается вперёд по кругу и сбивает атаку противника наружу. Вторая рука резко уходит в хиките. Главное в технике - резкий, с хлопком замах и движение плеча в сторону блока.

Техника передвижений

Передвижение в Дзенкуцу-дачи.

Мороте сейкен цуки

 

Во время передвижения в Дзенкуцу-дачи необходимо соблюдать несколько правил. Первое – сначала шаг – затем удар. Второе - голова во время движения должна быть всегда на одном уровне. Третье – при выполнении шага впередистоящая нога не должна выпрямляться до того момента, пока другая не встанет впереди. Четвёртое – нога должна скользить по поверхности пола, чуть касаясь носочком, а не бухаться пяткой. Пятое – перед началом шага разворачивать носок впереди стоящей ноги. При выполнении разворота сначала выполняется заступ, потом поворот и только потом – удар. Необходимо следить за тем, чтобы при повороте стойка сохраняла свои параметры, длину и ширину, устойчивость. Добиться этого можно только при многократном повторении техники с исправлением ошибок и самоконтролем.

Ой и Гяку сейкен цуки.

 

Техника передвижения в стойке точно такая же и точно такие же условия. Разница заключается в том, что удар наноситься одной рукой, той, которая соответствует впереди стоящей ноге (положение Ой) или той, которая противоположна впередистоящей ноге (положение Гяку).

Однако необходимо отметить несколько важных условий – удар должен наноситься по срединной линии тела, а не вдоль ноги и не вправо и не влево, при выполнении удара огромную роль играет движение плеч. Плечо должно выталкивать руку навстречу целее, а не рука тянуть за собой плечо. При нанесении удара в положении Гяку очень важно, чтобы задняя нога выталкивала плечо ударной руки.

 

Дзёдан уке, Гедан барай, Сото уке, Учи уке.

 

При выполнении техники блоков в передвижении в Дзенкуцу дачи необходимо выполнять те же условия, что и при выполнении ударов руками, но с поправкой на защитный характер движений.

Дзёдан уке Аши.

Гедан барай Аши.

 

Сото уке Аши.

Учи уке Аши.

 

 

 

Мае Хидза гери, Кин гери, Мае гери чюдан.

Техника передвижений с ударами ног осложняется тем, что есть момент, когда боец находится в стойке на одной ноге, и при этом ещё, наносит удар. При выполнении передвижения с ударом ноги необходимо выполнять очень важное правило – после удара возвращать ногу к коленке опорной ноги. Ещё промните о том, что сначала удар, потом возврат ноги и только потом – шаг.

Хидза гери

 

Кин гери

 

 

 

Мае гери чюдан.

 

Передвижение в Санчин дачи

Передвижение в Санчин дачи имеет свою своеобразную особенность – дугообразные шаги. В остальном, на передвижение в этой стойке действуют те же условия, что и в Дзенкуцу дачи. Отличен так же поворот. Он осуществляется заступом не задней, а передней ноги.

 

 

Передвижение в Кокуцу дачи

Передвижение в Кокуцу дачи – это движение по хрупкому льду, который вот-вот треснет. Движения плавные и осторожные, мягкие и бесшумные. Движение начинается с разворота носочка впереди стоящей ноги, затем перенос веса тела на впереди стоящую ногу, затем шаг, потом блок или удар.

Поворот в Кокуцу дачи осуществляется на передней ноге.

 

При выполнении ударов в этих стойках соблюдаются все вышеизложенные правила и условия.