Областныеи местные газеты 11 страница

Все это объясняет, почему агентств такого рода на порядок меньше, чем экономических. Интересная деталь: продукты серьез-

 


ных экономических агентств, как правило, дороги и очень дороги — информацию покупают коммерческие организации и на ее основе получают новые прибыли; продукты же социальных агентств могут быть вообще бесплатными, и журналисты вынуждены прилагать немало усилий, чтобы находить возможности для обеспечения и продвижения своей деятельности. Другими словами, получение коммерческой прибыли не является их главной задачей. Она в другом: информационная поддержка и продвижение социальных и культурных инициатив, гражданское просвещение, консолидация общества. Потребители информации агентств — СМИ, в том числе электронные, органы власти, общественные организации.

Опыт деятельности таких агентств, как АСИ (Агентство социальной информации), РЭФИА (Российское экологическое федеральное информационное агентство), РАСИ (Российское агентство социально-экономической информации), «Прима-News», «Новости гуманитарных технологий», АКИ (Агентство культурной информации), агентство «Культура», информационный портал «Культура» представляет особый интерес. Материалы, которыми располагает каждое из этих агентств, по-своему уникальны, несмотря на то что их коммерческие возможности и материальная база значительно уступают агентствам экономического профиля. Но и в таких условиях журналисты пытаются привлечь внимание к тому, что происходит в обществе, каково состояние нашего интеллектуального, творческого, социального потенциала.

Агентство социальной информации (АСИ) — безусловный лидер в этом сегменте информационного рынка. Это независимое агентство, осуществляющее продвижение гражданских инициатив. Ежедневно агентство выпускает новости «с человеческим лицом» о социально значимых событиях, о деятельности некоммерческих организаций (НКО), о судьбах людей. В новостях АСИ нет политики и коммерции, нет скандалов и криминала. Образованное в 1994 г. по инициативе нескольких благотворительных фондов, в период, когда независимые общественные объединения в России только набирали силу, АСИ оказало значительное влияние на их становление — сегодня число только зарегистрированных НКО превысило отметку в полмиллиона. Успешно развиваясь, АСИ располагает значительной корсетью в нескольких десятках городов России. Агентство распространяет свои новости в свободном доступе, обновляя их в режиме реального времени и предлагая различные формы: набор рубрик по выбору, заголовки в виде гиперссылок на полные тексты сообщений, архивированные файлы.

Основные продукты АСИ: «Ежедневные новости» (тематика: права человека, социальная защита, благотворительность, женс-

 


кое движение, дети и молодежь, экология, здравоохранение, наука и образование, СМИ, местное самоуправление), специальные еженедельные подборки, ежемесячный обзор главных новостей; анонсы и объявления; информационно-аналитические бюллетени, посвященные отдельным социальным проблемам. Профессиональная и гражданская активность журналистов агентства представлена различными направлениями: организацией пресс-конференций и «круглых столов», презентаций и выставок, конкурсов для журналистов и НКО, информационным обеспечением различных проектов и акций социального содержания. Развивая свою деятельность с учетом незанятости этой ниши и ее важнейшего общественного значения, Агентство социальной информации реально может претендовать на статус национального.

По тематическому признаку можно выделить группу агентств, деятельность которых связана с информированием о состоянии прессы: «What s news?», «WPS», АНП, «Телескоп»; с распространением новостной информации из области высоких технологий: РОЦИТ, «Алгоритм-медиа».

В основу дифференциации агентств могут быть положены не только тематические, но и другие признаки: ареал распространения, источники и способы получения информации, режим и способ доставки печатной продукции и другое.

Региональные агентства.В этой группе агентств, специализирующихся на сборе информации в регионах и для регионов, сложилась своя собственная неоднозначная картина. Здесь действуют несколько столичных агентств, которые специализируются на производстве информации для регионов.

«Глобус» стал первым в России агентством, специализирующимся на обслуживании региональной прессы, которая в момент создания агентства остро нуждалась в новом информационном наполнении, необходимом для выживания и развития. Еженедельные информационные сборники «Глобус-регион» подготовлены московскими журналистами специально для региональной прессы и включают статьи, репортажи, интервью, аналитические обзоры; тематика универсальная. Агентство проводит образовательные программы для региональных журналистов и редакторов, региональные семинары, специальные проекты, способствует информационному обмену между региональными газетами.

«Центрально-Азиатские новости» распространяют общественно-политическую информацию о событиях, происходящих в России и за ее пределами, делая акцент на освещении событий, происходящих в Центральной Азии, в Кавказском регионе и на Ближнем Востоке.


«Росбалт» ориентируется на европейскую часть России и североевропейские страны, ставя своей первоочередной задачей формирование единого информационного пространства на этих территориях. В содержательном плане «Росбалт» делает акцент на темах международного политического и экономического сотрудничества, становления властных структур и государственного строительства в России, развития демократии, взаимооотношения центра и регионов.

Непосредственно в областных (в последнее время — и в районных) центрах в условиях жесткой конкуренции работают отделения московских агентств, информационные центры, пользующиеся официальной поддержкой местной власти, и независимые агентства. Они поставляют новостную информацию для местных СМИ, а также для столичных агентств. В крупных городах сейчас работает до 20—25 агентств и информационных бюро, ориентирующихся на разные группы подписчиков, на различную в тематическом отношении информацию и т.д. В структуре региональных агентств, как и в центре, преобладают распространяющие рекламно-коммер-ческую информацию. Растет число агентств и в небольших городах. Однако все эти службы не покрывают потребности столичных ме-диаконцернов в информации «из глубинки» — возможно, потому что она недостаточно востребована. Для общероссийской прессы, жителей мегаполисов по сути жизнь огромной страны остается малоизвестной — складывается впечатление, что там ничего не происходит. Однако это опасное заблуждение преодолевается информационными службами крайне медленно.

* * *

Мы охарактеризовали деятельность основных российских информационных агентств. Однако сегодня в России действуют сотни других, соперничающих друг с другом и постоянно обновляющих свою продукцию. Самым «взрослым» из них не более 12— 13 лет, однако они сумели чутко уловить современные тенденции развития мирового новостного рынка. Не все новые агентства удержались на рынке, однако следует признать, что на пути к информационному обществу российским информационным агентствам принадлежит заметная роль.


ЛИТЕРАТУРА

АдровД. Имеющий уши да услышит // Мир Internet. 1997. № 4.

Актуальные проблемы журналистики. М., 1997.

Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических

изданий. Иркутск, 1985.

Акопов А. И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995. Акопов А. И. Российские специальные журналы 1917-1932 гг. Ростов-на-Дону, 1994.

Алексеева М. И. Книгоиздание в современной России. М., 2000. Алексеева М. И., Барышева О. В., Гиляревский Р. С. Электронная книга. Взгляд в будущее. М., 2000.

Андрунас Е. Ч. Информационная элита: Корпорации и рынок новостей. М., 1991.

Бакшин В. В. Типологические характеристики еженедельника. Владивосток, 1984.

Болотова Л. Д. Некоторые тенденции развития современного отечественного радиовещания // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 1999.

Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998. Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия: Печать и телевидение стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики): В 2 т. М., 1998.

Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е

годы. М., 1998.

В поисках своего лица: Общероссийская пресса на информационном

рынке. М., 1998.

Год 1998: Что происходит с независимостью прессы в России? М.,

1999.

Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения.

М., 2004.

Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.,

2000.

Гуревич С. М. Газета и рынок. М., 1998.

Деловая пресса России: Настоящее и будущее. М., 1999.

Дзялошинская М. И. Штрихи к статистическому портрету российской прессы // Журналист. 1995. № 1.

Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М., 2004.

Есин Б. И. Путешествие в прошлое: Газетный мир XIX в. М., 1983.

Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.


Журналист и журналистика российской провинции. Опыт исследования. М., 1995.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1999.

Засурский И. И. Западники и почвенники: новые российские газеты середины 90-х // Журналист. 1997. № 2.

Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990— 2004. М.,2004.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М, 1999.

Как издать книгу / Под ред. А. Э. Мильчина. М., 1994.

Кашинская Л. В. Печать русской православной церкви. М., 1996.

Козлова Л. А. Становление аналитических еженедельников в постсоветской России//Журналистика в 1998 году. Ч. 1. М., 1999.

Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: Теория и практика. М., 1998.

Корнилов Е. А., Дядюшенко В. С. Газета на бульваре. Ростов-на-Дону, 1997.

Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.

Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. М., 1984.

Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». Вып. 1. М., 2005.

Методологические основы изучения региональной печати. М., 1993.

Милъчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998.

Овсепян Р. II. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.

Парламентская журналистика: Ретроспектива, теория, практика. М., 2000.

Пикок Джон. Издательское дело. М., 1998.

Пресса региона. Томск, 1993.

Проблемы государственной информационной политики. М., 1997.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.

Региональная пресса России и структуры гражданского общества: Сотрудничество во имя развития. М., 1999.

Реснянская Л. Л. Общероссийские периодические издания. М., 1999.

Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.

Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

Российские средства массовой информации, власть и капитал: К вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М., 1999.

Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М., 1998.

Руденко И. А. Детская пресса России на современном этапе. М., 1996. Ружников В. И. Отечественное радиовещание: Пути и проблемы строительства (Ретроспектива и современность). М., 1993.


Рэнди Рэддик, Эллиот Кинг. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999. Сапонов В. И. Развитие аграрной прессы в 90-е годы // Журналистика в 1997 году. Ч. HI. M., 1998.

Сизова Л. В. Система экологической прессы России. М., 1996.

Телевизионная журналистика. М., 2005.

Телевизионная мозаика. М., 1998.

Тулупов В. Российская пресса: Дизайн, реклама, типология. Воронеж,

1996.

Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М.,

2004.

Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. Серия «Интернет-журналистика». Вып. 2. М., 2005.

Храмцов Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М., 1996.

Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика.

М., 2004.

Шкондин М. В. Экономические факторы трансформации СМИ. М.,

1999.

Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

Шостак М. И. Журналистика: профессионализм и этика. М., 2003.

Энциклопедия книжного дела. М., 1998.


Содержание

Глава 1

СМИ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре
российского общества {Я. И. Засурский).................................... 3

2. Правовые основы свободы массовой информации {А. Г. Рихтер) 54

3. СМИ и власть. Россия девяностых (//. И. Засурский)................. 74

Глава 2 ЭКОНОМИКА И СТРУКТУРА МЕДИАСИСТЕМЫ

1. Переходный период в медиасистемах стран постсоциализма

(Е. Л. Вартанова).................................................................... 121

2. Экономические особенности СМИ России (Е. Л. Вартанова).. 140

Глава 3 ПЕЧАТНЫЕ СМИ

1. Системные характеристики СМИ (Л/. В. Шкондин).................... 166

2. Аудитория печатных СМИ {И. Д. Фомичева)............................. 202

3. Газетная периодика................................................................. 223

 

3.1. Общероссийские издания (Л. Л. Реснянская).................... 223

3.2. Региональные издания...................................................... 241

 

3.2.1. Пресса национальных регионов (Р. П. Овсепян).......... 241

3.2.2. Областные и местные газеты (О. А. Воронова)............ 246

 

4. Журналы (Л/. И. Шостак)......................................................... 264

5. Книгоиздание современной России (Л/. И. Алексеева)............. 278

Глава 4 ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

1. Трансформация российского ТВ {А. Г. Качкаева)..................... 298

2. Особенности современного радиовещания (Л. Д. Болотова).. 322

3. СМИ в Интернете (А/. М. Лукина).............................................. 338

4. Информационные агентства (Г. И. Фролова)............................. 356

Литература................................................................................. 377


Учебное издание

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ

Редактор Е. А. Воронкова

Корректор Е. Н. Ковалева

Компьютерная верстка О. С. Коротковой

Подписано к печати 17.07.2006. Формат 60x90'/|6.

Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 24,0.

Уч.-изд. л. 23,91. Тираж 3000 экз. Заказ № 4184.

ЗАО Издательство «Аспект Пресс»

111141 Москва, Зеленый проспект, д. 8.

e-mail: info@aspectpress.ru

www.aspectpress.ru Тел. 306-78-01, 306-83-71

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200 г. Можайск, ул. Мира, 93.