Областныеи местные газеты 9 страница


принципиальной в редакционном менеджменте из-за страха поте рять постоянного читателя. Такая позиция, на наш взгляд, не пред ставляется продуктивной, так как, по данным всех социологичес ких исследований, интернет-аудитория не совпадает с аудиторией «старых» СМИ — читающей, слушающей и смотрящей. Исключе ние представляют лишь некоторые редакции, в которых веб-вер сии выходят с небольшим опережением в результате экономии времени за счет выпадающих звеньев из технологической цепочки (выведение пленок, типографское тиражирование). Отношение редакционных менеджеров к такому типу организации производ ственного цикла также другое: их цель — приобрести нового чита теля и не потерять старого, который по тем или иным причинам не в состоянии купить текущий номер или включить приемник. Однако и в том, и в другом случае контент, т.е. содержание, мате ринского издания и его онлайнового репринта совпадает.

У модифицированных версий традиционных СМИ («гибридов») свои походы. Они не копируют в точности своих «родителей», а выходят как их онлайновый вариант, но в собственном временном и форматном режиме. «Независимая газета» и ее сайт www.ng.ru , радиостанция «Эхо Москвы» и ее сайт www.echo.msk.ru — что объе диняет эти пары?

Во-первых, материалы адаптируются для их восприятия на эк ране компьютера (создатели сайтов понимают, что длинные тек сты не будут прочитаны, что заголовки должны быть броскими и короткими).

Во-вторых, учитываются возможности интернет-технологий: увеличение объема информации (такое издание может опублико вать все материалы по теме, имеющиеся в редакционной папке); обновление информации в режиме онлайн; публикация гипертек стовых ссылок, расширяющих информационное поле вширь.

В-третьих, разрабатывается ясная и простая система навига ции, функционирующая по принципу «за минимальное время максимум информации».

В-четвертых, редакция, которая публикует «гибридную» вер сию, может располагать отдельным штатом сотрудников с отдель ным бюджетом и собственной организацией труда, которая адап тирована к работе в режиме онлайн.

Содержательная модель интернет-СМИ балансирует между универсализмом проблемно-тематического ряда и его узкой спе циализацией. К универсальным по тематике изданиям можно от нести всех лидеров онлайнового чтения — «оригинальные» интер нет-СМИ (Газету.Ру, Ленту.Ру и др), а также электронные версии


традиционных изданий, относящиеся к универсальному типу СМИ. Однако в сети можно найти и сугубо специализированные изда ния, ориентирующиеся на аудиторию с определенными интереса ми (финансово-экономические, автомобильные, спортивные, ре лигиозные и пр.). При этом профилизация тематического ряда может быть предельно узкой (сайт для любителей суши, для поклонни ков фэнтези, для последователей Толкиена и др.).

Возможности веб-технологий позволяют неограниченно рас ширять структурно-композиционную часть издания, поэтому в уже сложившихся СМИ универсального типа могут появиться допол нительные рубрики, целевое назначение которых направлено на создание коммуникации для узких сегментов аудитории с ее осо быми пристрастиями — на членов какой-либо социальной общно сти, единомышленников по интересам и т.п. Так, в электронной версии радиостанции «Эхо Москвы» вы найдете отдельную стра ничку для любителей джаза, а в «Газете.Ру» — раздел «Рокфеллер» с сугубо финансовой информацией.

Другая тенденция просматривается в специализированных из даниях, которые, чтобы завоевать более широкие аудиторные ниши, расширяют свою тематику. Так, к примеру, поступило эко номическое сетевое агентство «Росбизнесконсалтинг», включив в свое информационное меню тематику более общего, универсаль ного свойства.

Типологические особенности «новых» СМИ дополняются ши рокими возможностями, предоставляемыми Интернетом для кон тактов с аудиторией. Практически все издания используют функцию интерактивного диалога, дискуссий, форумов для регулярного об щения с читателями. Предлагаются и разные ее формы: чаты по ин тересам, дискуссии на определенную тему или по конкретным пуб ликациям, рейтинги, голосования. В некоторых СМИ, наиболее ус пешно проводящих свою интерактивную политику, создаются виртуальные клубы читателей, которые общаются не только с ре дакцией, но и между собой. «Свой», постоянный читатель — самый ценный ответ на вызовы конкурентной борьбы со «старыми» СМИ, которую выдерживают новые сегменты информационных рынков.

3.5. Модели российских интернет-СМИ

Опыт развития нового сектора российской медиаиндустрии выдвинул несколько бизнес-моделей изданий этого класса СМИ. Из имеющихся примеров на текущий момент можно выделить че тыре наиболее четко артикулируемых подхода, но надо сказать, что ни один из них пока себя полностью не оправдал.


Первый — это бизнес-модель «Газеты.Ру», открыто провозгла сившей свои коммерческие намерения. Это оригинальное интернет-издание в отличие от других СМИ, рожденных в сетевой среде, делает ставку на качество предлагаемых пользователю информа ционных услуг, которое привлечет рекламодателей. Издание рабо тает по законам профессиональных медийных предприятий, про изводя эксклюзивную информацию и заботясь о ее достовернос ти, а по оперативности опережает «старые» каналы. Пока еще «Газета.Ру» — сугубо инвестиционный проект, однако, по заявле нию ее главного редактора Владислава Бородулина, издание пла нирует выйти на рубежи самоокупаемости, а его дальнейшая при быльность будет зависеть от того, как скоро произойдут качествен ные изменения в составе рекламодателей в Интернете, когда в эту среду выйдут крупные мировые бренды.

Иного подхода придерживаются так называемые СМИ-влияния, которые не ориентируются на коммерческие медиамодели, а ви дят в новом канале удобную площадку для распространения необ ходимой информации, с помощью которой можно влиять на об щественно-политические процессы. Ярким представителем этой группы СМИ являлась «Страна.Ру», которая была создана как ка нал официальной информации о деятельности власти и как свое го рода инструмент укрепления ее вертикали. Однако генеральная идея — информация о власти из первоисточников как противопо ставление бытовавшей в Интернете беззастенчивой практике пе рекачки сведений с сайта на сайт — в конечном итоге вылилась в ПР-проектирование заказчика и перестала иметь к профессиональ ному журнализму никакого отношения. Надо сказать, что этот подход оказался нежизнеспособным и довольно быстро утратил свои позиции на медийном рынке.

Если оценивать успех издания по рейтингам посещаемости, то «Ленту.Ру», входящую, поданным Rambler Тор 100, в первую трои-. ку лидеров чтения, вполне можно назвать успешным проектом. Однако если оценивать качество информации, то в силу вступают иные критерии — цитируемость, упоминаемость, перепечатки. И здесь «Лента.Ру» сильно проигрывает своим конкурентам, по тому что работает не с эксклюзивной, а с так называемой вторич ной информацией, т.е. перерабатывает уже циркулирующие ин формационные потоки, упаковывая их в собственный формат и предлагая возможные альтернативные ссылки. Издание, бесспор но, имеет своего читателя, у которого приличный лимит времени и нет серьезных запросов к качеству потребляемого продукта.

Из всех подходов наиболее убедительным выглядит путь «РБК.Ру» («Росбизнесконсалтинг»). История его успеха, связанная с удачно

 


выбранной стратегией развития во время финансового кризиса 1998 г., была описана выше. В настоящее время этот проект зани мает лидирующие позиции и на рынке интернет-СМИ, и на рын ке деловой финансовой информации. «РосБизнесКонсалтинг» — многоцелевой и многофункциональный интернет-холдинг, кото рый помимо предоставления информации массовому пользовате лю является разработчиком и поставщиком высокотехнологичных бизнес-решений для различных клиентов, в том числе В2В и В2С. РБК — один из немногих терминалов в Рунете, с помощью кото рого можно торговать на бирже. Среди веб-проектов РБК — ново стные серверы, интернет-издания (в том числе интернет-газета «Утро.Ру»), различные пользовательские сервисы, а главное, с чем связан его коммерческий успех, это четкое таргетирование ауди тории на узкий, но эффективный сектор бизнес-элиты, что по зволяет контролировать большие доли интернет-рекламы. По сло вам генерального директора РБК Ю. А. Ровенского, в начале 2003 г. доходы от рекламы составили 14,2 млн долл., а уровень капитали зации 86 млн долл., что позволило холдингу расширить бизнес и инвестировать средства в новые крупные медиапроекты, в том числе и в оффлайновый рынок телевидения, заняв нишу национального телевидения деловых новостей — РБК-ТВ.

3.6. Тенденции развития медиарынка в Рунете

Складывающаяся система российских СМИ в Интернете явля ется одним из динамично развивающихся сегментов информаци онного рынка страны. Этому, бесспорно, способствуют такие ха рактерные особенности нового канала распространения информа ции, как открытость и демократичность (доступ без ограничения и доступность всем слоям населения), оперативность и интерактив ность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый характер ее потребления), а также гипертекстуальность (возмож ность расширения информации вглубь) и мультимедийность (со четания текста, аудио- и видеоряда). Географическое положение страны, протяженность ее границ и удаленность регионов также не могут не повлиять на перспективы развития новых рынков СМИ.

Существуют и факторы, сдерживающие развитие этой систе мы. К ним можно отнести низкое качество каналов связи, низкую платежеспособность населения и неразвитость платежной инфра структуры, слабую техническую оснащенность регионов, недоста точную информационную культуру общества, а также дороговиз ну услуг. Последний фактор, что подтверждает и поведение рынка


прессы, оказался наиболее серьезным в формировании модели информационного поведения аудитории. Затрудняет развитие ин тернет-СМИ полное отсутствие правовой базы в этой области: легитимная незащищенность авторских прав, порождающая пи ратство, неразвитость механизмов защиты персональных данных.

Несмотря на объективные социально-экономические трудно сти, динамика прироста пользователей Интернета в России имеет положительные показатели, что способствует развитию потреби тельского спроса на онтайн-информацию. Объемы медиарынка Ру нета растут как по количеству ресурсов, так и по количеству посе тителей, а также по показателям трафика. Это косвенно подтверж дают данные рейтинга Rambler Top 100, которые демонстрируют серьезные увеличения суточных показателей сектора СМИ/Пери одика в периоды катастроф.

Эксперты утверждают, что потребительский рынок медийной продукции в Рунете уже сопоставим с тиражами российских газет (хотя подобное сравнение не вполне корректно). К такому выводу они приходят, сравнивая население страны (146 млн чел.) и сово купные тиражи газет (8 млн экз.), а также количество пользовате лей Рунета (8 млн россиян) и количество посетителей крупней ших интернет-СМИ (100 тыс. посетителей в день).

Количество версий российских газет, представленных в Ин тернете, постепенно приближается к числу их оффлайновых «бу мажных родителей». При этом они постепенно начинают отходить от политики «клонирования» и стремятся создавать собственный оригинальный контент, как правило, существенно расширяющий тот, что вышел в печати.

Активизировались в Интернете также теле- и радиокомпании.

В этом плане показательна деятельность российских общенаци ональных радио- и телекомпаний, активно использующих свои сайты для трансляции в Интернете своей аудио- и видеопродук ции. Однако сдерживающим фактором развития региональных ин тернетовских радио- и особенно телевизионных проектов является отстутствие массового доступа к широкополосным каналам связи.

Российский рынок интернет-версий «старых» СМИ пока еще не выявил явных тенденций коммерциализации, во всяком случае рекламные бюджеты пока еще несопоставимы с оффлайном. Од нако динамика совокупного рекламного бюджета в Интернете де монстрирует серьезный потенциал отрасли: с 2001 г. он ежегодно увеличивался вдвое и к 2003 г. достиг 18 млн долл.1

1 Российский рекламный ежегодник. М., 2004. С. 119.

 


Из заметных мировых тенденций назовем также бурное разви тие так называемой гражданской журналистики (от англ. civil journalism), или веблогов (weblog, blog). Такие сетевые проекты, ко торые предоставляют возможность всем желающим сервисы для публикации своих дневниковых записей, свидетельств, коммента риев, являются ярким проявлением интерактивных возможностей Интернета и реализацией его демократического потенциала. В Рос сии это явление получило распространение пока среди постоян ных обитателей Сети, а также в рядах наиболее продвинутых пользо вателей (самым популярным проектом является «Живой, журнал» www.livejournal.com), однако на Западе публикации веблогов по степенно начинают оказывать влияние и на медийный мейнстрим. Особенно это проявляется в условиях кризисов, когда доступ жур налистов к информации осложнен или на них оказывается давле ние. Известные примеры такой «гражданской журналистики» свя заны с иракским кризисом, с цунами в Юго-Восточной Азии (кад ры видеосъемки очевидца обошли все телекомпании мира), с так называемыми «цветными» революциями на постсоветском про странстве (первые сообщения о волнениях в Андижане были полу чены от свидетелей — простых людей, а также от журналистов, случайно оказавшихся в гуще событий). В этой связи следует обра тить внимание на заявление главы News Corporation известного ме-диамагната Руперта Мердока, который на съезде Американского общества редакторов газет предрек большое будущее веблогам и обратил внимание на новые аудитории, выросшие в реалиях эпо хи Интернета, которые не хотят, «чтобы новости преподносились как непререкаемая истина», «чтобы им кто-то сверху диктовал, что важно, а что нет». Мердок призвал журналистов, работающих в печати, пересмотреть свои информационные стратегии, пере стать «читать лекции» и стать «местом для разговора» со своими читателями1.

* * *

Итак, интернет-СМИ обладают как всей совокупностью клас сических признаков СМИ, так и оригинальными, только им при сущими особенностями, выделяющими их в отдельную группу. За менее чем десятилетнюю историю своего существования они до казали свою состоятельность как составная часть российской ме-диасистемы.

1 The Future of Journalism. Yesterday's Papers // The Economist. 2005. April. 23-29. P. 59.


Российские СМИ в Интернете:

♦ имеют свою социальную нишу, которая существенно отли
чается от аудитории «старых» СМИ (не так многочисленна, при
этом моложе, более состоятельна и образованна);

♦ обладают новыми возможностями в скорости и оперативно
сти обновления своей информаци;

♦ более гибки в подходе к фиксированной периодичности;

♦ имеют трансграничный ареал распространения, при этом
локальны по возможностям доступа к малым социальным груп
пам, рассредоточенным по интересам и территориям;

 

♦ отличаются зонами информационного внимания, облада
ющими как универсализмом, так и предельной специализацией,
обслуживающей интересы определенных сегментов аудитории;

♦ обладают гипертекстуальностью, которая предоставляет уни
кальные возможности как производителям, так и потребителям
медиапродукта;

♦ мультимедийны по своей сути, т.е. имеют возможность пере
давать сообщения в разных знаковых системах — вербальной, гра
фической, звуковой, фото, видео, анимационной;

♦ уникальны в плане интерактивности, т.е. в многостороннем
информационном обмене с потребителем, как с отдельными пред
ставителями, так и с аудиторией в целом.


4. Информационные агентства

На первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, а в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства помимо хроники текущих событий и анонсов готовят подписчикам и спра-вочно-аналитический материал, и специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции, разрабатывают специальные проекты, участвуют в информационных кампаниях — словом, стремятся к тому, чтобы максимально использовать информацию, «владельцами» которой они являются. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, ПР-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.

Информационные агентства — это специализированные предприятия (организации, службы, центры), основными функциями которых являются сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономической, социальной, культурной. По основному роду своей деятельности — профессиональной работе с информацией — агентства являются средствами массовой информации. Однако это СМИ особого рода: их информационная продукция не используется напрямую для широкого информирования.

4.1. Типологические характеристики агентств

Потребители агентской информации. Вэтом качестве выступают другие СМИ (редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания), которые получают ее для последующего распространения или в виде «сырья» для производства своих текстов. Другая группа потребителей — различные бизнес-структуры — получает информацию агентств для принятия коммерческих решений. Получателями (подписчиками) информации агентств могут быть также властные органы и общественные организации, а также частные лица, которые хотят регулярно получать новую информацию в интересующей их области. Информационные агентства преимущественно производят новости. Вся деятельность агентств ориентирована на поиск и передачу новой информации.


Новости поступают к потребителям в составе информационных продуктов.

Новость.Главный агентский жанр — новости, из потока которых и создается текущая хроника, основной продукт любого агентства. Новость — это сообщение о чем-либо неизвестном ранее и имеющем значение для аудитории; иногда новость обозначают как существенное изменение в состоянии объекта. В любом случае новость всегда сообщает о том, что, когда и где произошло. Это правило трех W (what, when, where) остается непреложным с момента своего рождения и по сей день для всех.

Однако не всегда суть произошедшего лежала в основе новостного сообщения. Верно расставить акценты, дать интерпретацию, порой заслоняющую собственно факты, подменить факт оценкой — еще недавно такая подача новостей была вполне обычным делом в нашей журналистике. Постепенно в практике мировых агентств сложился совершенно особый и принципиально отличный от указанного стиль новостных сообщений, который быстро получил повсеместное распространение и даже оказал некоторое влияние на стиль газетных материалов. В практику отечественной журналистики его ввело агентство «Интерфакс», и сейчас в той или иной мере его принято считать общеупотребительным — большинство новостей имеет схожую внутреннюю структуру.

Новость открывает слаглайн — комбинация из нескольких ключевых слов, наиболее точно характеризующих ситуацию, это своего рода идентификатор новости; затем следует хедлайн, или заголовок, — короткое простое предложение, сообщающее, о чем пойдет речь; следующая часть сообщения, самая главная, — лид, состоящий из нескольких строк и начинающийся дейт-лайном, где содержатся сведения о том, где и когда произошло событие и кто о нем сообщает. Собственно лид содержит информацию о сути произошедшего и всегда содержит указание на источник сообщения. Далее могут следовать подробности, располагаемые по мере их значимости, а также в ряде случаев контекст новости, комментарий, цитата. Завершается новостное сообщение бэкграундом, т.е. справочно-исторической информацией, позволяющей читателю оценить событие в ряду других. В агентствах, как и в редакциях, действует принцип «ножниц»: новость при необходимости сокращают с конца, и это можно делать вплоть до самого хедлайна — суть происшедшего останется понятной. При современном скоростном режиме передачи информации нередко (и это можно наблюдать, например, в радио- и телевыпусках новостей) важные новости передаются не в виде законченного сообщения, а в развитии, частями, по мере поступления новой информации. Первое сообщение — «молния» — поступает на

 


ленты агентств, а значит, и в выпуски новостей практически сразу, как событие произошло. Это всего несколько слов, и они сообщают самое важное. Через несколько минут появляется «срочное сообщение» — фактически слаглайн, хедлайн и лид. Далее, по мере появления подробностей, следуют «расширенные версии» — уточнения, иногда корректировки или отмена уже поступившей информации. Все эти сообщения оказываются на ленте в порядке установления информации; важные темы в конце дня повторяются в виде «обобщения», т.е. правильно выстроенной и осмысленной версии события по закону «перевернутой пирамиды» — суть и подробности в порядке убывания значимости.

Несмотря на общность подхода к построению новости, у каждого агентства есть собственные (и незыблемые!) требования к текстам — кто-то, например, считает недопустимым открывать заголовок цифрой, в то время как в другом агентстве «знаковая» цифра в заголовке только приветствуется; детали могут излагаться в строгом или произвольном порядке и т.д. — однако схематизм изложения присутствует везде: это облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях, в заказных материалах и других аналитических выпусках), а также индексы новостей, новости компаний, обзоры рынков, диспозиции (в экономических выпусках).

Информационные продукты—массовые информационные потоки особого рода, которые агентства, как и другие СМИ, распространяют по своим каналам. Продукты различаются по:

тематике: общеновостные и специальные — политическая
лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.;

объему: измеряется количеством сообщений или страниц, сей
час часто в килобайтах;

периодичности: непрерывно поступающие сообщения, коли
чество выпусков в день, неделю, месяц;

способу передачи: по электронным телекоммуникационным
каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по те
леграфу, телефону, почтой, курьерской связью;

форме: в электронном или печатном виде — ленты, бюллете
ни, вестники, готовые для эфира сообщения, графические и фото
изображения, мультимедийная продукция и другое;

стилю и направленности: обращены к различным конкрет
ным группам потребителей — общенациональным и региональ
ным СМИ, электронной прессе, органам власти, учреждениям,
коммерческим организациям и т.д.


Количество и характер информационных продуктов любого агентства не является постоянной величиной. Они регулярно меняются в зависимости от запросов потребителя. Их изучением и определением приоритетов информационной политики агентств занимаются экспертно-аналитические и маркетинговые службы.

Современные исследователи определяют информационный продукт агентства новостей как периодически обновляемый поток фактологической информации, отобранной по определенным критериям, четко структурированный в соответствии с потребностями получателя и передаваемый по каналам связи. Потоки состоят из отдельных сообщений — минимальных смысловых единиц, т.е. собственно журналистских текстов. Тексты сообщений имеют ряд особенностей: собственно «агентских», отличающих их от газет-но-журнальных; жанровых, определяемыми характером самого информационного продукта (новости, комментарии, обзоры, интервью и другие); а также имиджевых, которые складываются в практике самих агентств и создают его творческое лицо.

Связь.Средства связи и их стремительное развитие самым непосредственным образом влияют на деятельность информационных агентств. Сейчас трудно представить, что первые агентства использовали в качестве наиболее надежного и оперативного средства связи почтовых голубей, а еще в прошлом веке одно из вновь открывшихся представительств ТАСС в азиатской стране просило выделить средства на покупку ишака, чтобы ускорить передвижения. Но еще удивительнее, что совсем недавно только крупные агентства имели возможность сообщать о самых важных новостях в режиме реального времени, и только состоятельные клиенты могли их принимать. Онлайновые технологии были новинкой. Сейчас уже невозможно представить что-то иное вместо получения информации о событиях практически в момент их совершения. Однако нелишним будет вспомнить, что агентства прошли нелегкий путь, стремясь доставить информацию потребителю как можно оперативнее. Острота этой проблемы стимулировала научные исследования, и нередко именно агентства первыми испытывали технические новинки: оптический телеграф (система визуальной связи с использованием семафорной азбуки), телеграф (передача электрических сигналов по проводам или радио — не случайно информационные агентства назывались телеграфными вплоть до конца XX в.). Телеграф фактически определял и журналистские технологии работы с новостями. Корреспонденты агентств отправляли свои сообщения телеграммами или по телефону; в агентствах их обрабатывали и отправляли в редакции газет и журналов, где были установлены буквопечатающие телетайпные аппараты, са-

 


мостоятельно принимающие сообщения из агентств; позже появилась телексная многоканальная двусторонняя связь. Телеграфная связь прослужила журналистике почти сто лет!

Электронные средства связи начали развиваться в 1970—1980-е годы, однако настоящая революция произошла в 1990-е. Глобальные коммуникационные сети сегодня в корне изменили представление о способах получения и доставки информации, они изменили журналистские технологии работы с новостями — не будет преувеличением сказать, что изменились сознание и мир, в котором мы живем. Сегодня журналисты ведущих агентств (да и не только они) оснащены такими личными средствами передачи сообщений с места событий, которые позволяют концентрировать внимание исключительно на самой информации. Агентства же используют все возможные виды связи, постоянно совершенствуя и обработку — в современных вариантах эта операция в технологической цепочке нередко отсутствует, и способы доставки, и форму получения сообщений потребителем. Современные коммуникационные технологии упростили производственный процесс в информационных агентствах и сделали скорость доставки новостей минимальной — минуты, секунды.

Сегодня рабочее место журналиста, работающего в газете, оборудовано компьютером, имеющим связь с одним или несколькими агентствами, откуда он в режиме реального времени постоянно получает информацию о событиях, только что совершившихся или долженствующих произойти с минуты на минуту. Информация идет непрерывным потоком, обновляясь поминутно, — журналист следит за ней, не покидая рабочего места. В государственных информационных агентствах установлены динамики, транслирующие на рабочее место журналистов ход важнейших мероприятий. Основными методами и формами получения информации сегодня являются Интернет (серверы агентств), PUSH-ка-налы, система «Радиотекст», электронная рассылка, доставка в печатном и электронном виде (дискеты и CD-ROM) курьерами агентства, пейджерная рассылка; до сих пор сохранена и традиционная почтовая рассылка и доставка, включая факс и телефон. Конечно, далеко не все из этих форм распространены в нашей стране повсеместно, но важно, что магистральное направление определено. В эпоху, когда круглосуточный доступ к новостям стал нормой, роль информационных агентств возросла. Они стали центром всей системы массовой информации. Спрос на информационные услуги и, главное, их качество принципиально изменились.

Мировые агентства. Как уже отмечалось, информационные агентства находятся в самом центре информационного рынка — и в


силу своего функционального своеобразия в ряду других СМИ, и особенно в связи со «взрывом» информационнных технологий последних лет. Первыми на этот вызов ответили так называемые мировые агентства. Несколько крупнейших транснациональных корпораций контролируют производство и распространение новостей в мире, делают погоду на рынке информации, лидируют в области использования технологических средств. Почти все они выросли из первых информационных служб, возникших более полутора веков назад, начиная с французского агентства «Гавас». К их числу сегодня относятся «Рейтер» (Великобритания), «Франс Пресс» (Франция), «Ассошиэйтед Пресс» (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агентства: «Юнайтед Пресс» (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), «Киодо Цу-син» (Япония), «Интерфакс» (Россия).

Основные черты мировых агентств — глобальный характер деятельности, быстрота сбора, обработки и распространения информации, стремительность реагирования на технические новшества, обширная и всеохватная сеть корреспондентов и представительств, огромные финансовые возможности — делают их конкурентоспособность практически недостижимой для национальных и региональных служб. Иногда мировыми называют те агентства, которые владеют собственными спутниками связи и антеннами по всему миру, что дает им возможность собирать и распространять новости