Областныеи местные газеты 8 страница
Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.
♦ Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрог
раммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.
♦ Определилась и консолидировалась аудитория различных стан
ций.
♦ Новый импульс получило развитие информационного ра
диовещания, возросли его оперативность, достоверность, дина
мичность благодаря использованию постоянно расширяющегося
спектра источников информации, новейших технологий.
♦ Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.
1 300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа: Сбор
ник материалов Международного конгресса. М, 2002. С. 271.
2 Broadcasting. 2003. № 5(33).
♦ Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлека
тельных, игровых программ, что в значительной степени объясня
ется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурен
тной борьбой с телевидением.
♦ Главное действующее лицо современного радиовещания —
ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его
профессиональные качества, индивидуальность.
♦ Интерактивность радиовещательных программ стала повсед
невной вещательной практикой. Радиослушатель не только акти
вен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс
создания передачи как ее участник.
♦ Изменилось и программирование, его формы разнообразны:
от четкого жесткого планирования сетки вещания до свободного
программного потока.
♦ Появилось вещание практически всех станций в глобальной
сети Интернет в режиме реального времени.
♦ Радио XXI в. все чаще обращается к лучшим традициям оте
чественного вещания и зарубежного радио. Это касается всех на
правлений вещания — и в информационных программах, и в пуб
лицистике, и в создании просветительских и развлекательных пе
редач.
На рубеже XX-XXI вв. сложилась система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, использованию новейших технологий, сфе рам влияния.
Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в услови ях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и кримина лизации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
3. СМИ в Интернете
Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий — третьим пос ле открытия каналов передачи аудио- и видеосигналов. Вслед за радио- и телевещанием были изобретены компьютерные сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи данных, которые привели к формированию новой среды для распростра нения потоков информации. Форма организации новых каналов передачи информации, возникшая в США для военных и научных целей и получившая впоследствии название Интернет1, стала сре дой для сотрудничества и общения больших масс людей, охваты вающей весь земной шар, а также средством общемирового веща ния, распространяющим информационный продукт без учета рас стояний и границ. Однако в отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых является производство и распростра нение массовой информации, Интернет оказался средой для ком муникации в более широком смысле слова, включающей помимо массовой групповую и индивидуальную формы общения.
Возникновение Интернета коренным образом изменило кон фигурацию всей системы средств массовой информации в миро вом, национальном и региональном масштабах, которая попол нилась качественно новыми СМИ, вещающими в мировой паути не. Новые СМИ появились и на российском медиарынке.
3.1. Аудитория Рунета и пользователи интернет-СМИ
Чтобы понять специфику медиарынка российского сектора Интернета (Рунета), обратимся к анализу его аудитории и особен ностям ее информационного поведения.
Аудитория Интернета в принципе безгранична, т.е. она не имеет привычных для медиа количественных, географических и нацио нально-государственных систем координат. Услугами сети потен циально могут пользоваться жители всех регионов, имеющих бо лее или менее развитые рынки услуг связи, в частности телефо нию. В реальности же количество граждан, имеющих доступ к Интернету в России, с самого начала существования Рунета было
1 Интернет-система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, объединяющая национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией.
серьезно ограничено неразвитостью инфраструктуры, экономичес кими и технологическими факторами. .
Количественные показатели аудитории Рунета говорят о ее экспоненциальном росте. По результатам исследования, проведен ного Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) на основе опроса провайдеров, в 1996—1997 гг. к раз личным услугам Интернета прибегали более 600 тыс. россиян. Со циологическая компания «Комкон-2» в своих исследованиях ауди тории Интернета оценила численность российских пользователей на начало января 1998 г. в 840 тыс. человек. Динамика прироста пользователей российским Интернетом, по данным той же ком пании, оказалась весьма существенной: уже через месяц пользова телей стало более 1 млн., через полгода их количество увеличилось до 1 млн 400 тыс., а к началу сентября 1999 г — до 1 млн 700 тыс. человек. По данным Rambler, весной 2003 г. регулярная месячная аудитория Рунета составляла уже 8 млн россиян. Rambler прогно зировал, что к осени того же года месячная численность пользова телей приблизится к 9 млн пользователей.
Чтобы составить представление о количественных характерис тиках аудитории интернет-СМИ, следует обратиться к так назы ваемым суточным показателям, т.е. к наиболее постоянной части аудитории, к тем, кто пользуется Интернетом хотя бы один раз в сутки. Именно такая интенсивность посещения может быть сопос тавлена с интенсивностью потребления других медиаканалов (пе чати, радио, телевидения). Фонд «Общественное мнение», оце нил эту аудиторию осенью 2002 г. в 2,1 млн чел., осенью 2003 г. в 3,0 млн чел, а зимой 2005 г. уже в 5,2 млн чел.
Рейтинг Rambler's Top 100 выделяет категорию «СМИ/Перио дика» как одну из крупнейших категорий интернет-ресурсов по посещаемости: она «поглощает» 25% суточной аудитории и 13— 15% суточного трафика Рунета. Если учесть, что максимальная су точная аудитория Рунета на начало 2005 г. насчитывала 5,2 млн пользователей1, при этом лишь половина из них приходилась на долю россиян, то говорить о массовом характере российской ин тернет-аудитории пока еще представляется преждевременным.
Однако, по экспертным оценкам, в периоды импульсных катас трофических событий, таких как террористические акты или начала военных конфликтов, охват аудитории категории «СМИ/Периоди ка» увеличивается в среднем на 30—40% и превышает 1 млн человек.
1 Интернет в России // Россия в Интернете. Фонд «Общественное мнение». www.fom.ru
Например, в дни терактов в США (11 сентября 2001 г. и последую щей недели) и на Дубровке в Москве (23—25 октября 2002 г.) резко увеличилась активность аудитории Рунета и его трафик перераспре делился в пользу информационных ресурсов (сайтов газет, инфор мационных агентств, ТВ и радио), в результате чего суточная доля трафика СМИ в Рунете возросла с 15% до 36%, то есть удвоилась1. Эти показатели свидетельствуют о потенциале роста информацион ного потребления в данном секторе Рунета и позволяют исследова телям моделировать растущий рынок новых сетевых СМИ.
На перспективность рынка новых СМИ указывают и характе ристики среднестатистического российского пользователя сети. Его социально-демографический портрет, сконструированный социо логами, выглядит следующим образом. Основная часть пользовате лей Интернета — это молодые люди в возрасте от 16 до 34 лет (по возрасту аудитория в целом моложе, чем у традиционных СМИ). Имеют неполное или полное высшее образование, являются сту дентами, высококвалифицированными специалистами или менед жерами среднего звена, как правило, в коммерческой структуре. Связаны с такими высокотехнологичными отраслями, как финан сы, наука, СМИ и реклама, образование, госуправление. Уровень их доходов выше среднего, большинство имеет личный автомобиль и пользуется услугами мобильной связи. По результатам исследова ний, проведенных различными социологическими и медиаметри-ческими службами, больше половины пользователей Рунета — мужчины (разные службы приводят цифры от 53 до 60%), хотя доли женской аудитории постепенно увеличиваются.
Хотя основную массу пользователей составляют жители столи цы, крупных промышленных городов и научных центров, в конце 1990-х годов благодаря процессам модернизации в области инфра структуры и развитию рынка связи наметился перелом в сторону роста подключений к Интернету в провинции, в региональных центрах. Интернет вышел за рамки Москвы и Санкт-Петербурга, и в настоящее время его услуги доступны почти во всех регионах России.
Информационное поведение пользователей Рунета имеет сле дующие особенности. Большинство пользователей выходит в сеть в дневное время с рабочего места или из учебной аудитории и не оплачивает услуги из персонального или семейного бюджета (кор поративные пользователи). Хотя есть и немалая группа людей, кото-
1 РОЦИТ начинает реализацию нового проекта по разработктке методики анализа и мониторинга российского Интернета, http://www.rocit.ru/inform/ index. php3?path=methodics
рая предпочитает подключаться к сети со своего личного компьюте ра (физические лица). Их доли стабильно в течение последнего вре мени распределяются в пользу корпоративных пользователей (в 2002 г. соответственно 65 и 35%). В связи с этим в будние дни количество пользователей ощутимо превышает воскресную аудиторию, так как многие служащие пользуются Интернетом со своих рабочих мест. Наблюдается три пика заходов, в так называемое офисное время, в начале и в конце рабочего дня (корпоративные пользователи), и в ночное время из-за более дешевых тарифов (физические лица). Третий пик посещаемости увеличивается за счет еще одной ауди торной группы, когда к российским сайтам подключается русско язычная диаспора из разных уголков земного шара1.
Для сравнения прирост пользователей Интернета в США осу ществляется главным образом за счет средних американцев, не столь высокообразованных и с невысокими доходами. Такой интерес со стороны простых американцев означает, что мировая паутина ста новится массовым источником информации, необходимой частью массовой культуры и жизни широких слоев общества. В отличие от россиян американцы выходят в Интернет в основном из дома и про водят за компьютером в среднем по 5 часов в режиме онлайн, при этом основными формами деятельности являются отправка и полу чение электронной почты, доступ к новостям, поиск информации, касающейся хобби, а также электронные покупки.
3.2. Возникновение интернет-СМИ
На этапе возникновения средств массовой информации в Ру нете (1993—1998 гг.) — российском сегменте мировой паутины — основными игроками было немалое количество разного рода лю бительских и частных проектов, таких как «Паравозов-ньюс», «Ве черний Интернет» и др., которые позиционировали себя как СМИ (журналы, вестники, газеты), однако в силу многих причин они не могут быть причислены к профессиональным медиаинститутам. Выполненные энтузиастами-одиночками, они дальновидно пыта лись застолбить свои позиции в Интернете. «Настоящих» же СМИ с четкими медийными задачами было не так уж и много, по боль шей части они представляли дочерние электронные версии тради ционных, в основном бумажных СМИ («Учительская газета, «Из вестия» и др.). В тот период интернет-медиа пока еще не цитирова лись в традиционных форматах СМИ — на бумаге и в эфире,
1 Российский Интернет 2001-2002 г. Справка РОЦИТ. http://www.rocit.ru/inform/ index. php3?path=reference2001
поэтому кроме небольшого количества пользователей сети о них практически никто и не знал.
Серьезной информационной акцией, открывшей глаза произ водителям и потребителям медиапродукции на возможности ми ровой паутины как нового канала информационного вещания, была трансляция результатов президентских выборов 1996 г. в онлайно вом режиме на сервере Национальной службы новостей, одного из первых информационных агентств, занимающихся производ ством и распространением общественно-политической информа ции в Интернете. Но и она была доступна не более чем 5 тысячам пользователей, большая часть которых пришла из-за рубежа.
Еще более скромными по числу посетителей были первые опыты радиовещания в Интернете, которые способны были с помощью бесплатного сервера Real Audio обслужить не более 25 слушателей.
Ситуация стала меняться летом 1997 г., когда на российском медиаландшафте появился новый игрок под названием Фонд эф фективной политики, в дальнейшем сыгравший решающую роль в учреждении большинства первых крупных медиапроектов в сети. Тогда ФЭП запустил сразу два проекта — «Русский журнал» и свой основ ной корпоративный сервер, на страницах которого была обнародо вана концепция этой организации, руководимой известным полит-технологом Глебом Павловским. В рамках «Русского журнала» созда ется Полит.Ру, позиционирующее себя как ежедневное информационно-политическое издание, которое позже будет заре гистрировано под собственным доменным именем. Эксперты назы вают Полит.Ру «бабушкой российской интернет-журналистики», это действительно было первое web-издание, привлекшее немалую ауди торию своей эксклюзивной политической информацией1.
Однако новый сектор медиаиндустрии заявил о себе громко в дни финансового дефолта в августе 1998 года. Кризис спровоци ровал небывалый массовый спрос на актуальную финансово-эко номическую информацию, а нишу предложения с первых его дней заняло сетевое российское информационное агентство «Росбиз несконсалтинг» (РБК). Малознакомое сетевой аудитории и тем более совсем неизвестное широкой публике агентстЕЮ РБК начи нает публиковать в режиме онлайн быстро меняющиеся курсы валют. Ни один канал массовой информации не смог конкуриро-т вать с сетью по части всеобщей доступности и скорости обновле-
1 Лукина М. М. СМИ в домене Ру: Хроника, цифры, типы // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2001. № 6.
ния, даже радио. Выбранная РБК информационная стратегия, в частности решение открыть на свой сервер бесплатный доступ, привела к тому, что число посетителей увеличилось с 2000 до 22 000 в день, что на самом деле приблизилось к тиражу ежеднев ной печатной газеты.
В конце февраля 1999 г. в Интернете был опубликован пилот ный выпуск Газеты.Ру (основатель издания — Фонд эффективной политики — ФЭП), позиционирующей себя как интернет-газета. С 1 марта 1999 г. начался ее регулярный выход в сети, и за считан ные месяцы издание заняло лидирующие позиции в рейтингах по пулярности российского Интернета. Позиции Газеты.Ру еще боль ше усилились, когда в результате смены инвестора в редакцию пришла профессиональная команда журналистов во главе с опыт ным главным редактором, имеющим опыт работы в бумажных СМИ. Считается, что с этого времени было положено начало направле нию профессионального интернет-журнализма.
После дефолта интернет-издания благодаря своей относитель ной дешевизне и оригинальным информационно-коммуникаци онным возможностям становятся инвестиционно привлекательны ми. В 1999 г. помимо ФЭПа, основного игрока на сетевом медиа-рынке, учредившего серию новых изданий (Лента.Ру, Вести.Ру, СМИ.Ру, Страна.Ру), на рынок приходят и крупные инвесторы, такие как ЮКОС (Газета.Ру), Мост-медиа (НТВ.Ру, Мемонет). Ежедневную газету Утро.Ру учреждает и Росбизнесконсалтинг при партнерском участии одной американской русскоязычной газеты. Эксперты полагают, что интеграция с другими проектами хол динга РБК позволила существовать этому изданию достаточно без бедно, в то время как другие издания, возникшие на волне прито ка крупных инвестиций в Интернет (Русский Deadline, Новости экономики и политики, Обозрение.Ру), просуществовали не бо лее года и закрылись ввиду своей неконкурентоспособности1.
В 1999—2001 гг. в сети появляется все больше интернет-изданий разных форматов, профилей и ориентации. К сожалению, подсчи тать их точное число не представляется возможным, так как раз ные веб-каталоги и медиаметрические службы предлагают разную статистику и несовпадающие классификационные критерии. Оче видно, однако, что некоторые ресурсы Интернета, обладающие определенными родовыми типологозначимыми признаками, мо гут быть причислены к категории СМИ как составная часть этой
1 Интернет для журналиста // Медиасоюз. М., 2001. С. 17.
системы. При этом интернет-издания несомненно обладают и ря дом специфических признаков, выделяющих их в особый вид СМИ.
3.3. Системные и специфические признаки интернет-СМИ
Интернет-СМИ совпадают по ряду следующих имманентных организационных и функционально-содержательных признаков с традиционными средствами массовой информации:
♦ по технической опосредованности передачи и распростране
ния информации на неограниченные расстояния;
♦ по регулярности (фиксированной периодичности) выпуска
информации;
♦ по открытости (доступности) приема для любого желающего;
♦ по возможности получения информации в пространстве, из
бранном получателем (на дому, на работе, в пути);
♦ по доступности индивидуального приема информации и уча
стию в обмене информацией с редакцией;
♦ по институализированному способу организации и профес
сиональному разделению труда;
♦ по наличию коммуникационных и социализаторских функ
ций;
♦ по характеру распространяемой информации — универсаль
ной и актуальной, и т.д.2
«Новые» СМИ при этом обладают и новыми вариациями этих признаков, например, нефиксированной периодичностью, потен циально неограниченной тиражностью, общедоступным и терри ториально безграничным характером распространения, уникаль ными свойствами распространяемой информации (повышенной оперативностью и неограниченными объемами), расширенными возможностями и для потребителя в плане информационного вза имодействия с производителем и т.д.
Однако наличие родовых инвариантных признаков и их разно видностей еще не повод для выделения группы СМИ в отдельную категорию системы. Основой для выделения являются такие ори гинальные свойства интернет-СМИ, как их гипертекстуальность и мультимедийность, а также возможность интерактивного потреб ления информационного продукта.
2 Фомичева И. Д. Сущностные свойства массовой коммуникации (к вопросу об определении статуса новых информационных технологий) // Журналистика в 2000 г.: Реалии и прогнозы развития: Тез. науч.-практ. конф. М., 2001. Ч. 5.
Гипертекстуальное качество текста, транслируемого по кана лам мировой паутины, полученное благодаря возможностям веб-технологий, позволяет читать текст не только линейно, как на бумаге, но также просматривать его вглубь благодаря внутренним и внешним ссылкам, что, бесспорно, расширяет информацион ные возможности не только производителей медиапродукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выпол ненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникаль ную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым — воспользоваться альтернатив ными источниками и самостоятельно участвовать в интерпрета ции фактов.
Потенциал мультимедиа, т.е. использования наряду с текстом звукового, видеоряда и иных знаковых систем, оценен пока еще не всеми российскими медиасайтами и не в полной мере освоен из-за технически слабой пропускной способности каналов пере дачи информации. Хотя сочетание текста, звука и изображения в корне меняет устоявшиеся представления о характере информа ции и возможных эффектах ее восприятия. А процессы конверген ции, которые вносят в СМИ мультимедийные технологии, не могут не отразиться на характере профессиональной деятельности жур налистов.
Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей приметой интернет-СМИ, а сам Интернет — уникальным кана лом для налаживания связей со своими конечными пользователя ми, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей. На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользу ются разными устоявшимися форматами сетевого общения — элек тронными письмами, форумами, рейтингами, голосованиями и пр. Это несомненно расширяет диапазон коммуникативных воз можностей СМИ — от монолога и диалога редакции с отдельны ми представителями аудитории до форума, когда обсуждение со бытий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме между всеми участниками коммуникационного процесса.
3.4. Классификация российских интернет-СМИ
Ввиду неразвитости медиарынка Рунета и его недостаточной изученности говорить о четком типологическом рисунке этого сек тора СМИ по состоянию на 2005 г. пока еще преждевременно. Од нако можно с уверенностью констатировать, что по ряду типиза-
ционных признаков выделяются некоторые группы новых СМИ.
Структуру медийного сектора Интернета, как правило, начи нают анализировать в связи с его отношением к оффлайновому сектору СМИ, беря в качестве основы две генетически разные категории изданий. Одна появилась на основе эволюции традици онных СМИ, таких как «Известия», «Московские новости», «Ар гументы и факты» и т.д., которые вышли в мировую паутину со своими электронными версиями. Другая — оригинально сетевая — изначально возникла на базе web-технологий и продолжает функ ционировать исключительно в среде Интернета; к ней отнесем Га-зету.Ру, Ленту.Ру, РБК.Ру и др. издания.
Водораздел между двумя категориями СМИ, функционирую щими в Интернете, накладывает отпечаток на их типологический рисунок. Первая категория, как правило, копирует или развивает уже устоявшиеся типологические модели своих материнских изда ний. Ее условно можно разделить на следующие группы.
♦ Эквивалентные копии традиционных СМИ («клоны»). В Интер
нет-каталогах их большинство, и скоро, вероятно, по своему ко
личеству они приблизятся к числу зарегистрированных в России
СМИ, так как в наши дни ни одно уважающее себя печатное из
дание, радио- или телеканал не может обойтись без своего пред
ставительства в мировой паутине.
♦ Модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ («гиб
риды»), которые возникли на почве своих оффлайновых прототи
пов, но не копируют их, а проводят собственную информационную
политику с целью охвата новых сегментов рынка (вводят новые руб
рики, используют гипертекст, интерактив). Они имеют отличную
от «родителя» схему вещания (например, электронная версия «Не
зависимой газеты» www.ng.ru, сайт радиостанции «Эхо Москвы»
www.echo.msk.ru). При этом в целом эти издания остаются в типоло
гических рамках своих, в том числе хорошо известных брендов.
Вторая категория изданий включает медиапроекты, возник шие в сети и не имеющие оффлайновых прототипов. Начиная по иск своего профиля с нуля, они выстраивают в рыночных усло виях собственные маркетинговые стратегии. В противовес первой группе они занимают лидирующие позиции в сетевых рейтингах, а некоторые из них, которые прямо заявляют о своих коммерчес ких целях, в скором времени обещают выйти на рубежи самооку паемости. В этой категории сетевых изданий эксперты выделяют две отдельные группы1:
______________________________ V
1 Интернет для журналиста... С. 25.
♦ информационные порталы — многофункциональные интер
нет-службы, подразумевающие многообразие тем, жанров и сер
висов наряду с непрерывным потоком информации (Страна. Ру);
♦ электронные газеты, которые формируются по принципам,
имитирующим оффлайновые газеты, с определенным графиком
«выпусков», с преобладанием аналитических материалов над но
востными (Газета. Ру).
В молодом развивающемся медийном секторе Рунета, похоже, начинают проявляться и по-новому осмысляться основные типи-зационные признаки СМИ, такие как характер аудитории, пред метно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность и др.
На складывающиеся типы онлайновых изданий влияет харак тер аудитории, в основном социально активной и деловой. Наибо лее востребованными оказываются те из них, которые удовлетво ряют потребность пользователей в оперативной и достоверной информации. На популярность таких изданий влияет и тот факт, что «старые» СМИ уже не в состоянии удовлетворить потребности «новой» аудитории по части оперативности информации. На рын ке бумажной прессы наметилась тенденция к снижению регуляр ности, к отходу от публикации новостных, хроникальных матери алов и смещение в сторону аналитических. Телевидение и радио, которые занимают лидирующее положение как источник актуаль ных новостей у подавляющей части населения, для «офисного» потребления не вполне пригодны — проще подключиться к Ин тернету и прочитать последние новости в онлайне. К тому же, как оказалось, интернет-СМИ по оперативности могут намного опе режать прессу и вполне конкурируют с радио и телевидением по части регулярности обновления.
В Интернете фактически разрушается существующее представ ление о периодичности выпусков. Ритм обновления новостей у каж дой редакции свой, но пределов частоты на самом деле техничес ки не существует — в идеале обновленная новость может появ ляться на мониторе по мере развития события, в режиме онлайн.
Так же как и периодичность, по-новому должен быть осмыс лен и такой типологический признак издания, как ареал распро странения. В мировой паутине понятия о расстояниях и границах фактически не работают, а информация оказывается трансгранич ной. Большинство сайтов, в том числе медийных, находится в ре жиме открытого доступа для граждан всего мира (исключение пред ставляют только те из них, которые распространяются по подпис ке). Два фактора могут служить барьерами для получения аудиторией
информации — невозможность подключения к сети и язык обще ния. Русскоязычные интернет-С МИ включают в круг своих потен циальных читателей не только граждан России, но и русскогово рящую диаспору ближнего и дальнего зарубежья. Фактор «глоба лизации» аудитории диктует и характер содержания, и ритм его обновления, когда должна учитываться и разница во времени ак тивизации пользователей в разных часовых поясах.
Характер распространения информации по каналам глобаль ной компьютерной сети позволяет по-новому оценить и показате ли, которые формируют центральную и местную прессу. Этот век тор, по которому происходит изменение типов изданий, в сети сохраняется. Центральные СМИ в ней присутствуют наравне в ре гиональными и локальными изданиями. Однако происходит это на уровне рынка содержания — выбора центральной или местной информации и ее предметно-тематического ряда. А вот рынок по требления центральной и локальной прессы в корне меняется — пропорции смещаются в сторону внешней аудитории, читателей из других регионов, а значит, перераспределяются и содержатель ные приоритеты. Можно сказать, что возможности Интернета ком пенсируют оба этих вектора — центробежные силы и крен в сторо ну регионализации.
Интернет-издания выбирают различные информационные стра тегии, в том числе по-разному подходят к характеру информаци онного продукта в части его эксклюзивности. Например, эквива лентные копии («клоны») используют те же файлы и те же под борки, что и их оффлайновые родители. В организационном плане это значит, что интернет-издание не располагает штатом журна листов, работающих в режиме онлайн, а сбор и подача новостей осуществляется по старым принципам оффлайнового СМИ и в смысле скорости передачи и обновления информации, и в смысле используемой стилистики, соответствующей традиционным газет ным, радио- и телевариантам. Можно предположить, что такая модель выигрывает в использовнии эксклюзивной информации, добытой корреспондентами основного издания, но проигрывает в том, что информация обновляется с оффлайновой периодичнос тью (типичный случай — еженедельник «Московские новости» и его «клон» www.mn.ru).
Отличительной особенностью информационной модели экви валентных «клонов» является и то, что они публикуются с мате ринским изданием либо одномоментно, либо с небольшим опоз данием. Причем нередко такая последовательность публикаций — сначала «бумага» или эфир, а затем его сетевая версия — является