Областныеи местные газеты 7 страница

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на финансовые трудности, жесткую конкурен тную борьбу, сектор коммерческих радиостанций. Негосударствен ное радиовещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный yKB-FM-диапазон. Если в 1990 г. в Моск ве, например, функционировали всего 3 негосударственные стан ции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 — 202, при этом ряд станций исчез из эфира (SNC, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

На рубеже 1980-1990-х годов стал заполняться диапазон УКВ (российский стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, при чем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа Плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах. В целом по стране сейчас насчитывается 3000 ра диостанций3. Большая часть из них коммерческие. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания ста ли экономический преобразования, появление частного капитала.

1 www.internew.ras.media

2 Беляев С, Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое
вещание. М., 1995. С. 4.

3 www.comcon-2.com


На первом этапе развития радиорынка в создании станций уча-

ствовали зарубежные, главным образом французские и американ ские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональ-

ном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-фран-

цузские станции: «Europa plus», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе Плюс», которая

сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-амери-

канская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» — также российско-американский проект. С помощью аме риканских и иных капиталовложений создаются некоторые мест-

ные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик плюс» (Калининград).

В Москве сейчас работает около 30 негосударственных стан ций, вещающих в yKB-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге на считывается около 20 коммерческих станций. В начале 1990-х годов

коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций1. Однако к концу

десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным и кон куренция стала остро ощущаться практически всеми станциями — и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это свя зано с проблемой технического оснащения — с переходом на циф ровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компь ютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым веща нием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, за передел медиасобственности. Все это определяет состояние радиорынка как в Москве, так и во многих крупных городах страны.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания — тенденция к концентрации капитала, медиаресурсов, образова ние мощных вещательных корпораций. В столичном эфире суще ствует шесть крупнейших холдингов, но информации об их струк туре, финансировании, владельцах поступает крайне мало. Отсут ствие «прозрачности» в деятельности российских медиакомпаний остается важной и пока еще не решенной проблемой для исследо вателей и экспертов.

В 1996 г. был создан первый, ныне уже несуществующий, муль тимедийный холдинг «Медиа-мост», охватывавший все направле ния деятельности СМИ, в том числе и радио. Эту корпорацию

1 Беляев С, Коробицын В. Указ. соч. С. 4.


можно было бы поставить в ряд с крупнейшими западными ана логами, если бы не изначальная установка на политическую кон фликтность, экономические, финансовые, юридические трудно сти, которые привели к тому, что все производящие и вещатель ные составляющие холдинга перешли к новому владельцу — «Газпром-медиа» (включая радиостанции «Эхо Москвы», «РДВ», «Открытое радио» «Спорт-FM», «До-радио», «Эхо Санкт-Петер бурга»). Таким образом «Газпром-медиа» стал одним из влиятель ных собственников радиостанций.

Самым крупным холдингом является ЗАО «Русская Медиа-группа» (РМГ), удостоенная в 2001 г. премии Правительства РФ в области науки и техники за создание общероссийской вещатель ной сети «Русское Радио». В составе холдинга — имеющие самый высокий рейтинг среди коммерческих станций «Русское Радио», станции «Монте-Карло», «Динамит-FM», «Хит FM», «Максимум», а также «Русское Радио-2» и информационное агентство «Русская служба новостей».

Корпорация «Europa plus» схожа по своей структуре с РМГ. Помимо первой коммерческой станции «Europa plus» в нее входит «Радио Ретро-FM», получившее в 2001 г. профессиональную нацио нальную премию Попова в номинации «Лучшая радиостанция».

Радиостанции «Авторадио — Народная марка», «Диско» и «Энергия» принадлежат информационно-издательскому холдингу «Проф-Медиа».

Холдинг News Corporation включает популярную музыкальную станцию «Наше радио» и «Best FM», а также концерн «Ультрапро-дакшн». Компания демонстрирует по-западному качественный под ход к бизнесу, продуманное управление, относительную для рос сийского рынка прозрачность структур.

ARNOLD PRIZE GRUPP — мультимедийная компания, в со ставе которой — музыкальные станции «Радио Джаз», «Радио Клас сик», «Наше время на милицейской волне».

Немаловажным показателем для анализа структуры радиове щания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает определенное отноше ние аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популяр ности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России», «Русское радио», «Маяк» и «Europa plus».


В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов входят также «Радио России» (19,7%), «Русское радио» (14,7%), «Маяк» (13,9%), «Europa plus» (11,4%), «Авторадио» (9,6%), «Шансон» (9,4%), «Ретро FM» (8,4%), «Эхо Москвы» (8,0%)'. Сре ди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир вот уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому ра дио».

И государственные, и коммерческие станции пристально сле дят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрица тельная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся но вые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.

2.2. Тенденции развития радиорынка

Одна из сформировавшихся тенденций радиорынка — разви тие сетевых станций. (Это головные станции, имеющие филиалы на местах и охватывающие вещанием обширную территорию.) В государственном секторе к ним относятся прежде всего «Радио России» и «Маяк», вещающие практически на всю страну. В ком мерческом вещании это крупнейшие станции «Русское радио» (ве щает на 950 городов России и зарубежья, в том числе на 6 городов США, где есть многочисленная русская диаспора); «Europa plus» (300 городов страны), «Наше радио» (130 городов). Крупными се тевыми станциями являются «Эхо Москвы» (70 городов страны и зарубежья), «Шансон» (37 городов). Постоянно расширяют свои сети «Серебряный дождь», «Авторадио» и ряд других каналов. Этой стратегии, направленной на постоянный рост зон влияния, сле дуют все холдинги и высокорейтинговые станции.

Практически все сети формируются московскими медиахол-дингами, и лишь некоторые имеют головные станции в Санкт-Петербурге — это сеть каналов «Мелодия» и «Радио Модерн».

К числу важных явлений развития радиорынка на рубеже XX— XXI вв. следует отнести создание новых станций и исчезновение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, медиаги-гант «Русская Медиагруппа» расширил свою структуру за счет «Станции», на частоте которой работает «Русское радио-2». Вытес нены из эфирного пространства «Надежда», «Ностальжи», «Ра-

' www.comcon-2.com


дио 101», «Престиж» и др. В то же время появились новые каналы: «Love Radio», «Шансон», «Наше время на милицейской волне», «Дис ко», «Арсенал» (созданный «Эхом Москвы»), «Энергия», «Радио Next» и др. Процесс поглощения небольших станций крупными ме-диахолдингами — характерный феномен развития радиобизнеса.

В процессе концентрации, охватившем сферы как государствен ного, так и негосударственного вещания, сформировались свое образные полугосударственные-полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных госу дарственных структур (смешанная форма собственности) созда ются в регионах.

Местный радиорынок.Коммерческие станции в регионах мож но разделить на три типа. На региональном уровне работают фили алы сетевых станций — ретрансляторы московских, реже петер бургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов пере дач местного производства. Как утверждает генеральный директор ЗАО «Русская медиагруппа» Сергей Кожевников, «на создание программного продукта в своих условиях нужны гораздо большие деньги, а покупая у "Русского радио" или "Europa plus", станции не надо беспокоиться о затратах на вещание и затратах на покупку программного продукта — до 20% максимум, что ведет к очень удобному бизнесу»1.

Существует и другой путь — уход региональных продюсеров «под сеть» или создание полноценных филиалов. Этот вариант рас ширения медиаконцерна использует «Русское радио».

Третий тип — независимые местные коммерческие FM-стан-ции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техни кой, многие из региональных станций прочно обосновались в ра диоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с ауди торией.

Мировой опыт показывает, что аудитория местного коммер ческого (или частного) вещания больше, чем у сетевых станций. Но пока еще отечественное региональное вещание не вышло на такой уровень. Местный радиорынок по объективным причинам (финансы, техника, кадры, отношения с властными структура ми, конкуренция столичных вещателей) существенно отстает от московского. И тем не менее в регионах есть примеры успешных, популярных станций. Это, например, VBC во Владивостоке, тю-

1 Индустрия российских СМИ: Материалы для дискуссии. (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 131.


менская «Красная армия», вещающая в 13 городах Ханты-Ман сийского округа; позиционирующее себя как «радио нашего горо да» «Юнитон» в Новосибирске. Программы этих станций строятся на близком аудитории местном материале. Станции грамотно фи нансируются, имеют квалифицированных радиожурналистов. По добная ситуация характерна и для таких городов с развитой меди-аструктурой, как Екатеринбург, Челябинск, Омск, Нижний Нов город, Самара, Тюмень, Красноярск и др. В регионах активно создаются холдинги, например, холдинг екатеринбургского меди-амагната Н. Грахова, четыре радиокорпорации — в Красноярске. Конкуренция заставляет станции вырабатывать свою индиви дуальность, стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.

2.3. Типология радиоканалов

По охвату аудитории как государственные, так и негосудар ственные каналы можно классифицировать следующим образом:

1. Общенациональные или федеральные радиостанции, программы
которых принимает и слушает население всей страны или большая
его часть. К ним относятся:

государственные радиостанции: «Радио России», вещающее
по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети,
занимает 1-е место по охвату аудитории — по данным Националь
ного института социально-психологических исследований (НИСПИ),
его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи
идут по второму каналу проводного вещания и общенациональ
ной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории — 26%
мужчин и 25% женщин.

коммерческие каналы: «Русское радио», программы которого
слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место,
а на 4-м месте — передачи радиостанции «Europa plus» — к ним
обращаются 25% мужчин и 21% женщин.

 

2. Региональные радиостанции, вещающие на регионы (респуб
лики, края, области) и крупные города страны.

3. Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограничен
ную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунк
тов, сельских районов и т.п.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их со держательно-тематической направленности, характеру предлагае-


мой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Среди многообразия вещателей следует выделить 1) радиостан ции универсального характера; 2) информационные; 3) музыкаль ные, информационно-музыкальные и музыкально-развлекатель ные. Рассмотрим их более подробно.

1. Радиостанции универсального, или общего, характера, програм
мы которых включают широкий спектр информационных, анали
тических, общественно-политических, научно-популярных, худо
жественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и
других передач и предназначены для всех категорий слушателей,
включая молодежную и детскую аудиторию.

Прежде всего это «Радио России» — неизменный лидер отече ственного вещания, имеющий высокий рейтинг и потенциал дове рия аудитории. Программы «Радио России» слушают на территории всей страны. Это многопрофильная радиостанция, на волнах кото рой звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демогра фической направленности. Она имеет полноценное информацион ное и информационно-аналитическое вещание:общественно-по-литические программы «От первого лица» (Н. Бехтина), ток-шоу В. Ушканова «Персона грата», «Пресс-клуб», «Мир за неделю» и др.

У слушателей популярны «Домашняя академия», «Здоровье», «XX век. Люди. События. Идеи. Золотой запас России» — програм мы о людях — наших современниках, «Детский остров», музы кально-развлекательные программы, познавательная передача «Ал фавит». «Радио России» сумело сохранить то лучшее, что было в отечественном радиовещании: культурный и музыкальный плас ты, традиции постановочных передач, В эфире «Радио России» зву чит как классическая музыка (цикл «Опера для публики» Л. Азар-ха), так и лучшие образцы современной, литературно-музыкаль ные композиции, спектакли радиотеатра, постановочное чтение. Производство сериалов «Радио России» было отмечено националь ной премией в области радиовещания «Радиомания-2002» в номи нации «Радиособытие года».

2. Особый сегмент эфира составляют информационные радиостан
ции.
Главным компонентом программ этих станций являются вы
пуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные
комментарии, интервью, репортажи, обозрения.

Примером может служить ветеран эфира круглосуточная ин формационная радиостанция «Маяк». Сегодня «Маяк» объединяет три канала. Во-первых, традиционный федеральный «Маяк», су ществующий с августа 1964 г. (занесен в Книгу рекордов Гиннеса


как единственная радиостанция, не менявшая за 40 лет своего названия и мелодии позывных). «Маяк» обеспечивает огромный поток информации, каждые 30 минут звучат новости, за сутки можно услышать 55 оригинальных звуковых материалов, репорта жи, интервью с политиками, учеными, экспертами в различных областях. Располагая большой сетью корпунктов в регионах и за рубежом, «Маяк» имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости, оперативные комментарии.

Ключевое направление государственной радиостанции «Маяк» — освещение решений правительства, Государственной Думы, ми нистерств. Среди аналитических программ особую популярность завоевала передача Ю. Семенова «Народ и власть» — в режиме прямого эфира слушатели имеют возможность задавать вопросы высшим чиновникам. Большой интерес представляет проект «Мир сегодня» Э. Сорокина, программа В. Безяева о неизвестных стра ницах Великой Отечественной войны. Внимательно изучая радио рынок, «Маяк» меняет сетку, разрабатывает новые проекты, в том числе и музыкальные.

«Маяк» стабильно занимает второе-третье место в рейтингах самых популярных станций, имеет обширную аудиторию — это, по социологическим исследованиям, 16 млн чел., люди в возрасте от 38 до 55 лет.

Второй канал — радиостанция «Юность», программы которой рассчитаны на молодежь 15-25 лет. На ее волнах звучат информа ционные выпуски, утренняя интерактивная программа «Будило-шоу», цикл «Юность» против наркотиков», передачи о жизни молодежи в разных уголках страны «Полевая почта "Юности"».

И, наконец, новый специализированный информационный проект — «Маяк-24», начавший вещание 26 апреля 2000 г. в мос ковском FM-диапазоне. Это радио для социально активных людей 30—45 лет, которых интересуют последние новости: политические, экономические, эксклюзивная оперативная информация из раз ных регионов страны и зарубежья.

Неизменным лидером информационного радиовещания стала коммерческая радиостанция «Эхо Москвы», в программах кото рой оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль. Особо выделены утренний информационный канал, расши ренные выпуски новостей — «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проез жая часть», «Мединфо» и др. Существенная часть программ «Эха» — серьезные аналитические передачи, дискуссии, ток-шоу, игры.


К концу XX в. «Эхо Москвы», являясь практически единствен ным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция кана ла — дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информа ции.

Аналитические программы «Эха» отличает не только злобод невность обсуждаемых вопросов, но и их органичное включение в новостные передачи, привлечение к обсуждению в форме живого диалога экспертов: политиков, общественных деятелей, журнали стов и др. Особую привлекательность дискуссиям общественно-политического характера в программах «Рикошет», «Персонально ваш», «Прямая речь», «Суть событий», «Контрудар» и др. придает возможность для слушателя включиться в программу, высказать свое мнение в прямом эфире или позвонить на редакционный пей джер, принять участие в интерактивном голосовании. В эфире «Эха» можно услышать интервью с крупнейшими политическими деяте лями разных стран.

Интерактивность — важнейшее качество программ «Эха Моск вы». Это первая радиостанция, которая нашла удачную и постоян но совершенствуемую форму диалога со слушателем, причем бес спорными лидерами являются передача главного редактора стан ции А. Бенедиктова и его заместителя С. Бунтмана «Без посредников» и программа «Рикошет».

3. Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкаль ные, музыкально-развлекательные станции.

В начале 1990-х годов пионерами коммерческого эфира стали молодежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт SNC-радио и канала «Europa plus», музыкаль ные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, целый пласт музыкальной культуры, который оставался за преде лами программ государственного радио и в советские времена под вергался гонениям и запретам — европейские и американские шлягеры 1980-х годов, такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечествен ных неформальных групп и исполнителей.

Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим признакам) за падного радиоэфира особенно популярны в отечественном веща нии AC (Adult Contemporary) — мягкая музыка с ненавязчивым зву чанием, «хиты» — современные и недавнего прошлого, формат CHR (Contemporary Hit Radio) — популярная музыка 90-х годов, традици онная рок-музыка, EHR (European Hit Radio), «Ретро» и др.


Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г., она резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные про изведения только на русском языке. Профессиональный состав стан ции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) — все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио». Вместе с тем погоня за рейтингом не всегда идет на пользу радиостанции, в ее эфире есть откровенно пошлые программы.

Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по пути ча стичной и полной переориентации на российскую музыку. Можно сказать, что сегодня мы наблюдаем торжественное шествие рус скоязычных форматов: «Шансон», «Наше радио», «Авторадио», «Наше время на милицейской волне» и др.

Особенность коммерческого музыкального эфира заключается в том, что в нем редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Ярко выраженной специализации пока нет. Так, «Europa plus» использует в значительном объеме (до 70% веща ния) CHR или радио современных хитов, остальное место в эфи ре занимает музыка формата АС, западная ретро-музыка 1960-1980-х годов и др.

Большинство радиостанций сочетают в своем эфире разные форматы, и причина этого явления кроется в том, что они борют ся за одну и ту же аудиторию — слушателей в возрасте от 25 до 40 лет, социально активную, образованную и платежеспособную про слойку населения, представляющую особый интерес для рекламо дателей.

Неудивительно, что аудитории большинства музыкальных стан ций пересекаются, ибо каждая из них стремится стать высокорей тинговой, завоевать массового слушателя, получить рекламу. В та кой ситуации наблюдается весьма негативная тенденция клониро вания существующих форматов или их отдельных сегментов1.

Создать радиостанцию, которая сумела бы удовлетворять му зыкальные запросы совсем небольших групп слушателей, москов ский FM-диапазон не готов: до Лондона, где второй по рента бельности является FM-станция, передающая симфоническую му зыку, нашей столице, а тем более регионам еще далеко.

1 Конева Е. Л. Тенденции современного коммерческого радиовещания. Выс тупление на конференции «Журналистика-2002».


Особое внимание следует обратить на так называемое «нишевое» радио. Примером могут служить «Шансон» (дворовая, лагерная пес ня, городской романс), «Наше время на милицейской волне», «Love-радио», сумевшие занять свободные сегменты потребительского рынка и в настоящее время имеющие высокие рейтинги.

2.4. Новые тенденции

Внедрение высоких информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования качества вещания, для экспериментов в области создания новых программ и яркого звукового дизайна. Полностью перешли на цифровое вещание не только крупные коммерческие станции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Однако здесь возникает серьезный раз рыв между оснащенными новейшей технологией станциями и ка налами, работающими на старом аналоговом оборудовании.

Во всем мире новостной формат становится все более попу лярным. Мировой опыт показывает — эпоха музыкального веща ния заканчивается, поскольку слушатель им пресыщен. Радионо вости станут максимально востребованными.

Действительно, в последнее время расширяется сфера инфор мационного вещания. В государственном секторе помимо традици онного «Маяка» успешно работает «Маяк-24». На информацион ном поле коммерческого сектора также есть новые игроки.

Прежде всего это «Русское радио-2», позиционирующее себя как информационно-разговорную станцию (переход на этот фор мат будет осуществляться постепенно) и претендующее на конку ренцию с признанным лидером информационного вещания стан цией «Эхо Москвы». Другой пример — это переформатирование радиостанции «Тройка» в информационное радио. Известно, что формат «news-talk» окупается долго (не менее трех лет), и позво лить себе такие серьезные проекты могут лишь крупные холдинги, такие как РМГ. Причины таких серьезных новаций кроются в де фиците и однообразии информации на телевидении и в преобла дании развлекательных новостей (infotaintment) в коммерческом радиоэфире (за исключением «Эха Москвы»). Но нельзя не прини мать во внимание и возможных политико-прагматических моти вов, связанных с предстоящими выборами 2007—2008 гг.

Серьезной, четко артикулированной и подчас опасной тен денцией стало переформатирование радиостанций. Так случилось с интересным экспериментом известного радиожурналиста С. Кор-зуна на радиостанции «Новости on-line», которая задумывалась


как своеобразное дайджест-радио. Основой вещания являлись мо дули для создания любого типа программ — от чисто музыкальной до чисто информационной. В будущем формирование программы могло проводиться самим потребителем, например, для индиви дуального мобильного телефона. Кстати, на Западе такого рода станции уже существуют. Однако в марте 2003 г. этот один из самых уникальных проектов в отечественном информационном вещании был закрыт по финансовым соображениям. «Новости on-line» были переформатированы сначала в.музыкально-разговорную станцию, которая сначала называлась «Радио on-line», а затем «Диско». Ка нал «Спорт-FM» постоянно меняет концепцию. «РДВ — Радио для взрослых» претерпело многократное переформатирование: снача ла в музыкальную станцию «Тройка», а сейчас — в информацион ный канал.

«Открытое радио», имевшее небольшой, но достаточно ста бильный рейтинг, превратилось в радио «Попса». Очевидно, что в большинстве случаев ставка делается на гораздо менее затратные, чем информационные, музыкальные станции, во-первых, а во-вторых, владельцы станций рассчитывают все на того же массово го потребителя и рекламодателя.

Система отечественного радиовещания, сложившаяся за пос ледние годы, не остается неподвижной. Российский рынок актив но меняется. Сегодня в Москве радио слушают 75% населения, это на 15% больше, чем в 1994 г.1 Причем увеличение аудитории идет за счет эфирного радиовещания. Доля проводного вещания сокра тилась в столице и в целом по стране вдвое2. Рост аудитории связан и с ростом числа автомобилей. Радио слушают с помощью пере носного приемника почти 35% аудитории, стационарного — 24%, в автомобиле — 23%, трехпрограммной радиоточкой пользуется 21%3. Сформировался традиционный прайм-тайм: 7.00-10.00, 12.00-^-16.30, 18.00-19.30. Мужчины сегодня слушают от 2 до 5 стан ций в течение дня, женщины, как правило, 2 станции. Монито ринг, проводившийся компанией ROMIR-monitoring среди более чем 1500 респондентов от 18 лет и старше в 76 городских и сельских населенных пунктах, показал, что предпочтения радиослушателей выглядят следующим образом: музыкальные передачи и програм мы — 31%, новости — 18%. Спорт — 12%, политика внутренняя и внешняя — 11%, экономика России — 9%, радиоспектакли — 8%4.

1 www.comcon-2.com

2 Индустрия российских СМИ... М., 2002. С. 19.

3 Broadcasting, 2003. № 5(33).

4 Там же.


В 1997-2003 гг. многие московские станции и FM-станции дру гих городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. Это «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Модерн», «Бал тика», канал «Мелодия», радиостанция «Голос России» (инове щание). Вещание в Интернете — важное явление, ибо компью тер — рабочее место современного специалиста, и радиостанции, вещающие в глобальной сети, не просто расширяют свою аудито рию, но и дают радиослушателю возможность получать необходи мую оперативную информацию в течение рабочего дня. В начале 2000 г. радио через Интернет слушали уже 63% пользователей муль тимедийных компьютеров1.

* * *

Итак, развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в си стеме СМИ страны. Ведь исторически радио было и остается глав ным источником информации, особенно в регионах России. Поэто му оно выполняет важнейшую интегративную функцию. Социоло гические исследования показывают, что 94,8% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удов летворены работой радиовещания. Радио слушают дома, в автомо биле, на дачном участке, в офисе. Большинство (33,7%) опрошен ных радиослушателей слушают YKB-FM-диапазон, 25,3% предпо читают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России2.