Средства представления информации
- программированные пособия, учебники;
- информационные машины
-экзаменаторы
- репетиторы
- тренировочные машины
- адаптивные машины
- полифункциональные машины
- компьютерная техника
· Чеслав Куписевич «Основы общей дидактики»
Генезис программированного обучения
1954 – линейный алгоритм программированного обучения (автор Б. Ф. Скиннер)
Конец 50х годов ХХ века – разветвленный алгоритм программированного обучения (автор Н. А. Кроудер)
Смешанные формы программирования:
· Блочный метод (1967 г. Польша)
· Смешанные программы (1972, ССС,Р Н. Ф. Талызина)
· Шеффилдский метод (1974, Англия)
Принципы программированного обучения:
Принцип – основополагающее требование к проектированию и осуществлению технологич. процесса.
Для ТПГО сформулированы принципы:
1. Малых шагов – учебный материал следует делить на возможно малые дозы, шаги, микроинформацию, они легче усваиваются обучающимися.
2. Немедленного подтверждения ответа – каждый программируемый текст контроля (контролир. программа) по изученной дозе должен содержать правильный и полный ответ. И только при абсолютном совпадении вариантов ответов уч-ся и программы разрешается переход к следующей дозе обучающей программы.
3. Индивидуализация темпа обучения – для каждого обучающегося индивидуализируется темп освоения рамок обучающей и контролирующей программ с учетом его базовых знаний, интеллектуальных способностей и учебных умений.
4. Принцип постепенного роста трудностей – содержание доз учебной информации постепенно усложняется, а в рамках контролирующей программы соответственно уменьшается доля наводящих указаний (подсказок).
5. Дифференцированного закрепления знаний – отдельные понятия, обобщения, теоретические выкладки в тексте обучающей программы необходимо несколько раз повторить в разном контексте и проиллюстрировать несколькими примерами.
6. Единообразного хода инструментального учения – (действует только для линейных программ) – изучение 1ой дозы обучающей программы – самоконтроль по соотв. тесту контролирующей программы – сравнение вариантов ответов – изучение 2ой дозы обучающей программы- самоконтроль по соотв. тесту контролир. программы – сравнение вариантов ответов и т.д.
Виды программированных текстов
1. Линейный (Б.Ф. Скиннер)
2. Разветвленный (Н.А.Кроулер)
3. Смешанный (Шеффилдский и блочный методы)
Контролирующая программа – совокупность определенным образом сформулированных вопросов, составленных с учетом возможности оперативной проверки правильности ответов вручную или с помощью тех. средств контроля.
Преимущества:
·