Областныеи местные газеты 4 страница

Весьма убедительны сравнительные данные о выпуске книг и брошюр за 1997-1999 гг. (табл. 30, 31).

Однако ряд факторов сдерживал развитие книгоиздания. Прежде [ всего сказалась низкая платежеспособность населения, особенно | ряда северных, южных и восточных регионов, что затрудняло по-| ставку книг. Слишком долгими оказывались сроки возврата средств, I а это не могло устроить издателей. В то же время европейский центр был перенасыщен книгами и при большей покупательской спо-I собности наших граждан проблему можно было решить. Общий \ объем производства учебников из-за нерешенности ряда законо-f дательских проблем сокращался, и обеспеченность школ учебни ками год от года снижалась. Кроме того, цены на учебную литера туру резко выросли. Тормозилось развитие розничной книжной торговли. Сказывался ограниченный ассортимент книг при высо ком уровне продаж отдельных названий. При отсутствии у торгов-[ ли дополнительных капиталов и неразвитости информационной

 

1 Майсурадзе Ю. Динамика книжного рынка России // Новости ярмарки. 1997. №2. С. 9.

 


 
 


 

 
 

инфраструктуры книжного рынка переход на высокоассортимент- ную торговлю становился весьма проблематичным.

Перечисленные выше обстоятельства определяли особенности книжного рынка России в 1997-1999 гг. По-прежнему на повестке дня стоял вопрос о необходимости расширения изданий качествен- ной учебной и художественной литературы. Научная и производ- ственная тематика постепенно становилась уделом периодических и узкоспециализированных изданий. Положение справочной лите- ратуры на книжном рынке было достаточно прочно. Наблюдался

интенсивный процесс перевода информации на магнитные но-сители. Более или менее стабильно развивалось издание научно- популярной литературы.

Тем не менее книжный рынок России постепенно тановилсяболее цивилизованным. Наряду с прочими факторами этому способствовало действие «Закона об авторском праве и смежных правах», а 'также присоединение России к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Гораздо больше внима-

 


 
 


 
 

ния стало уделяться юридическим проблемам, связанным с приобре тением и продажей авторских прав на литературные произведения.

Несмотря на то что в отрасли действовало множество законов и подзаконных актов международного, федерального и местного значения, как никогда остро стоял вопрос об укреплении законо дательной базы российского книгоиздания, необходимости приня-тия Закона о правовом регулировании издательской деятельности в Российской Федерации. Именно закон должен определять политику государства в области издательского дела как сферы культуры и про-изводства. Особое внимание необходимо уделять государственному регулированию в области издательского дела, поддержке книгоиз дания путем финансирования федеральных целевых программ вы-пуска приоритетных видов литературы. Необходимо было опреде-лить перечень учебников и учебных пособий федерального значения и установление порядка финансирования их выпуска и распростра нения. Следовало предусмотреть в законе защиту потребителя от выпуска недоброкачественной издательской продукции.

Августовский кризис 1998 г. и последующие катаклизмы в нашей экономике сделали весьма проблематичным прогнозирование раз-Вития книгоиздания России хотя бы на ближайшую перспективу и

 


заставили усомниться в том, что оно, как еще недавно отмечали многие эксперты, входит в фазу стабильного развития. На исправле ние ситуации в скором времени рассчитывать не приходилось.

Было замедлено внедрение новых информационных техноло гий в редакционно-издательски и процесс. А ведь именно они ста новятся решающим фактором развития книгоиздательской отра сли, позволяют перенести допечатные процессы из типографии в издательство. Объединенные в настольно-издательские системы, а также редакционно-издательские системы и комплексы, электрон ные средства дают возможность перейти к автоматизированной подготовке авторских оригиналов, а затем — к полностью автома тизированной технологии издательской деятельности. Применение компьютерных технологий позволяет издавать книгу оперативно и в значительной мере улучшает качество ее оформления.

Страдало и полиграфическое производство. Большой проблемой становилась модернизация оборудования, без чего невозможен про гресс в отрасли. В то же время многие типографии не в состоянии были выделять средства для замены стареющего оборудования.

Тормозилась перестройка книжного дела на основе книжного маркетинга как хозяйственного механизма, связывающего воедино всю систему от автора до читателя. Развитие издательского дела в России во многом зависит от изучения конъюнктуры рынка, состо яния ценовой политики, платежеспособного спроса на книги.

В сфере книгораспространения ситуация также оставалась слож ной. И в этой области использование новых информационных тех нологий является определяющим фактором. Необходима оператив ная и достоверная информация о выпуске книжной продукции, о спросе на книжные издания и об их расходимости. Следует знать, чему способствуют развитие кумулятивных информационных сис тем, формирование рекламно-информационного поля книгорас пространения, участие издательств в работе библиотечных инфор мационных сетей. Только использование компьютерных техноло гий и коммуникационных сетей может обеспечить успех во всех сферах издательской практики.

Трудноразрешимыми оставались проблемы соотношения кни гоиздательской деятельности центра и регионов. В первой половине 1998 г. здесь наметился некоторый положительный сдвиг. Правда, вопрос о поддержке местными властями регионального книгоизда ния снова стоял очень остро. В ряде случаев местные издательства и полиграфические предприятия являются хорошей базой для его разви тия. Нужно при этом учитывать, что сокращение объема книжного рынка России во многом объясняется отсутствием дополнительных материальных и трудовых затрат на доставку книг в регионы.


Результатом кризисных явлений в экономике и социальной I сфере стало то, что темпы прироста книжной продукции в эти I годы оказались значительно ниже тех, которые имели место в до-I кризисные годы. Это особенно касалось числа названий. Данные I (на 1 февраля 2000 г.) Российской книжной палаты наглядно сви детельствовали об этой тенденции.

В 1999 г. имело место незначительное увеличение количества ■ названий по ряду тематических разделов (имеется в виду полити-1ческая и социально-экономическая тематика, естественно-науч-1-ная, техническая и медицинская литература, книги по физкульту-I ре и спорту). Такая же картина наблюдалась и в издании художе-I ственной литературы (включая детскую). По сравнению с 1998 г. I увеличилось количество названий отдельных видов социально зна чимой литературы (учебной — на 0,7%, справочной — на 2,9%, I изданий для детей и юношества — на 1,9%). Однако наметилось сни-I жение выпуска книг и брошюр по целевому назначению — массово-I политической, научной и производственной литературы (он состав-■лял соответственно 87,3, 94,4 и 99,4% от выпуска 1998 г.).

Доля государственных издательств в общем объеме выпускае-I мой продукции постоянно снижалась (табл. 32)'.


 
 

       
 
   
 


5.3. Развитие книгоиздания в начале XXI века

Из сообщений Российской книжной палаты, распространен ных в свое время по сети Интернет1, следовало, что в первом по лугодии 2000 г. выпуск книг продолжал расти по сравнению с со ответствующими показателями 1999 г. Тем не менее рост объемов книгоиздания в стране оставался проблематичным. В первую оче редь это связано с постоянно уменьшающейся платежеспособнос тью населения России. Кроме того, произошло затоваривание рынка детективной литературой, любовными романами, фантастикой. Вместе с тем стало ясно, что на книжном рынке не хватает спра вочной литературы. Читательские приоритеты постепенно меня ются, что не всегда своевременно учитывают издатели.

Перспективы развития книгоиздания, как и периодической печати, телевидения, радиовещания, других средств массовой ин формации, зависят от совокупности факторов, порожденных ус ловиями реформирования нашего общества. Более полный учет их воздействия на систему средств массовой информации поможет оптимизации структуры СМИ, процессов их функционирования, а значит, будет способствовать удовлетворению растущих духов ных потребностей широких слоев населения.

Сравнительные статистические данные свидетельствуют о том, что развитие книгоиздания в стране в основном сохраняет посту пательный характер.

В 2004 г. российские издательства выпустили около 90 тысяч названий книг.

 
 

Прирост количества книг в 2004 г. составил более восьми тысяч названий. Средние тиражи заметно снизились. Вот как выглядит их динамика за последние пять лет:

 

Есть и оптимистические тенденции: статистические данные говорят, что ассортимент книг постоянно растет (табл. 33).

1 http://www.biblio-globus.ru/news/miysur/1 .html


В соответствии с «Федеральной целевой программой поддерж-|ки полиграфии и книгоиздания России» в 1996-2001 гг. было выпу щено 2,5 тыс. важных для развития национальной науки, культуры и образования книг. С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Под держка полиграфии и книгоиздания России (2002—2005 гг.)» — как часть федеральной целевой программы «Культура России». Приме ру федеральных властей следуют и регионы, и отдельные секторы книгоиздания. Там все чаще объявляются гранты. Появляются спон-!соры, поддерживающие издательские проекты.

Производство книг массового спроса сейчас концентрируется в нескольких крупных структурах, определяющих главное направле ние развития книжного бизнеса. На пятьдесят крупнейших российс ких издательств приходится основная доля книгопроизводства и кни-I гораспространения. Доля этих издательств и издательских домов все [время увеличивается и по количеству названий сегодня близка к 130%, а по тиражам составляет 67% всей выпускаемой книжной про дукции. Суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего се-[ мью издательствами — ACT, «Дрофа», «ОЛМА-Пресс», «Просве щение», «Фламинго», «Экзамен XXI» и «Эксмо», — составляет око ло половины (49%) общего тиража по стране. В ассортименте i доминируют художественная литература для детей и взрослых, учеб-|ные и справочные издания.

1 Сироженко В. Л. Статистический обзор книгоиздания в Российской Федера-I ции в 2004 году // http//www.askr.ru/vesnik/22 html

 


 
 

 
 


Сосредоточены издательские мощности по-прежнему в Моск ве и Санкт-Петербурге, в то время как типографии рассредоточе ны по всей России. Тем не менее размещение издающих организа ций изменилось (табл. 34).

Сейчас ситуация в стране очень сложная. Если можно гово рить, что в постсоветский период книгоиздательский бизнес по степенно формировался за счет саморазвития, то теперь эти ре зервы исчерпаны. Многие специалисты считают, что назревает новый глубокий кризис. Причиной его в первую очередь может стать неразвитость книготорговых сетей.

Неудачной оказалась попытка крупных издательских структур осуществлять торговлю через «книгу—почтой» и «книжные клубы». Быть может, проблему удастся решить через розничные книготор говые сети, принадлежащие частным структурам.

Следует сказать и о тяжелой ситуации в целлюлозно-бумажной промышленности. Отрасль имеет экспортную ориентацию.

Грядущий системный кризис связан и с уменьшением налого вых льгот. Издатели постепенно лишаются оборотных средств. Они вынуждены сокращать выпуск книг.

1 Сироженко В. Л. Указ. соч.


С 2002 г. рублевые цены на книги продолжали расти, причем этот процесс был очень заметен. А спрос на книжную продукцию Продолжал падать и все более приобретал утилитарный характер.

Объемы продаж растут, но главным образом не за счет числа продаваемых экземпляров, а из-за роста цен. Розничная цена од-ной книги сейчас в среднем превышает 100 рублей.

Отмечается концентрация и относительная малобюджетность книгоиздательского бизнеса. Не исключена угроза повышения сте пени монополизации книгоиздательского бизнеса — разделения его между несколькими крупными корпорациями.

В последние годы книжную продукцию производят менее 6000 организаций, определяют ситуацию на рынке — около 3001.

В 2002 г. книгопроизводство несколько сбавило темпы развития, количество выпущенных изданий впервые за десять лет снизилось на 0,8 %. Причина — положение, сложившееся в области государ ственной поддержки книгоиздания. Введен налог на добавленную стоимость в 10%-ном размере, а по ряду категорий изданий (в том числе на детскую литературу) в первом полугодии НДС составил 20%. Это привело к повышению цен на книжном рынке. Есте ственно, снизилось число новых издательских проектов, новых названий. Использовались допечатки изданий в стадии «ин принт». Примерно четверть суммарного тиража (около 160 млн экз.) по-лучено в 2002 г. за счет допечатки изданий, пользующихся спро-сом. Для обеспечения доступности книги необходима эффектив-ная государственная поддержка книгоиздания, особенно социально значимой литературы. Понимание этого привело к тому, что льго ты по НДС были, правда, в 50%-ном размере, распространены почти на все категории книжной продукции и пролонгированы на несколько лет вперед. В первом полугодии 2003 г. наблюдалось некоторое увеличение выпуска по числу названий и значительное отставание по тиражу. Важно отметить, что доля учебной и науч-ной литературы возросла до 55% по числу названий и почти до

40% по тиражу.

Сейчас наблюдаются некоторое увеличение количества назва ний издаваемых книг и снижение тиражей отдельных изданий. Специального обсуждения, если говорить о прогнозах развития российского книгоиздания, требует еще одна проблема. Интернет, электронные библиотеки, электронные книги стали вполне при вычными понятиями и явлениями. Конечно, издатели могут пе рейти на новые носители. Но это будет не скоро. К тому же еще не решены юридические вопросы. Ведь в этом случае речь идет о кри-

1 Там же.

 


зисе системы охраны авторских прав и системы правопринужде-ния. Оправдывает себя продажа книг через Интернет. И здесь кни гоиздатели и книготорговцы начинают проявлять заинтересован ность.

Особенно серьезно стоит сейчас вопрос о подготовке квали фицированных кадров для книгоиздательской отрасли, особенно редакторов, корректоров.

За последнее время утрачена культура издания. Это касается и общего оформления, особенно иллюстрированной книги, и осна щения книг научно-справочным аппаратом, и определения типа издания (справочники, энциклопедии, например), и текстологи ческих изысканий, и элементарной корректуры и т.д.

Дело в том, что старая школа редакторов за эти годы была утрачена. Учеников осталось мало. Сейчас редакторов в России го товят более 20 вузов, часто их обучают в техникумах. А с каждым годом данная специальность становится все более востребованной. И это касается не только книги, но и всех СМИ, в том числе и электронных изданий. Задачи, стоящие в данный момент перед редакторами, значительно расширены. Работа редактора не сво дится к правке текста. В связи с введением в процесс создания книги компьютерных технологий редактор должен владеть компь ютерным набором и версткой, основами дизайна. Он должен знать текстологию, авторское право, быть специалистом в области ре дактирования определенного вида литературы, овладеть навыками работы менеджера и маркетолога. Имея высшее образование дру гого профиля, он может получить дополнительную подготовку, дополнительную квалификацию по редакционно-издательскому делу.

Большую долю выпускаемой в стране литературы составляют научные и учебные издания. В 2004 г. они составили более полови ны всех выпущенных книг и брошюр. По числу названий количе ство учебных и учебно-методических изданий по сравнению с 2003 г. увеличилось почти на 10%. Тираж книг и брошюр учебного харак тера составил более трети суммарного тиража всех выпущенных изданий. Растет выпуск научной литературы.

«Если говорить о художественной литературе, то по сравне нию с 2003 г. количество названий в 2004 г. возросло более чем на 11%, а общий тираж составил 157,5 млн экз. Количество названий книг для детей возросло за тот же период на 14,5%, а суммарный тираж был выше, чем в предыдущем году, и составил 105,7 млн экз.

В 2004 г. Помимо книг на русском языке было выпущено 3615 книг и брошюр почти на 100 языках общим тиражом около 2,5 млн экз.


Россия сохраняет позиции ведущей переводческой державы. На русский язык переводят книги почти со всех языков мира. В 2004 г. выпуск переводных изданий составил: по количеству названий — •10 959 книг и брошюр, а по тиражу — 87,9 млн экз. Среди тради ционно популярных — переводы с английского (6984), французс кого (746), немецкого (555) языков. Количество переводов книг и брошюр с русского языка на языки народов мира составило 1305, а тираж этих изданий — 3,25 млн экз. За период 2001—2003 гг. коли чество переводных книг и брошюр выросло почти на треть, а их тиражи — еще более»1.

Распределение издательской продукции по тиражным группам подтверждает мировые тенденции в формировании современного книжного ассортимента. Тиражом до 500 экз. издают всевозможные инструктивные и нормативные издания, материалы конференций, труды и ученые записки научных организаций и обществ. Эти из дания не предназначены для сбыта через обычные книжные мага зины. Данная группа доминирует среди всех прочих по количеству названий (31 358 из 89 066). На втором месте (24 663 названия) — группа изданий, выпущенных тиражом до 5 тыс. экз. Это в основ ном учебники и учебные пособия для среднего специального и высшего образования, научно-популярные издания, а также ос новная масса литературно-художественных изданий, предназна ченных для серьезного чтения. На третьем месте — тиражная груп па до 10 тыс. экз. (13 145 названий). Среди книг этой группы преоб ладают детективы и фантастика, «любовные» и «сентиментальные» романы всякого рода, а также различные словари и справочники2.

Сейчас активизировалась деятельность корпоративных органи заций, пытающихся способствовать развитию российского книго- издания.

Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ) — неправительствен ная профессиональная некоммерческая организация — была со здана по инициативе издателей 17 апреля 1990 г. Сегодня АСКИ объединяет свыше 200 предприятий и организаций книгоиздатель ской отрасли различных*форм собственности. Более половины чле нов АСКИ — частные издательства, акционерные общества и из дательства общественных организаций из всех регионов России.

Основным направлением деятельности Ассоциации книгоиз дателей является защита общих прав и интересов российских кни гоиздателей, координация их деятельности по созданию условий для успешного осуществления программ развития и совершен-

1 Сироженко В. А. Указ. соч.

2 Там же.

 


ствования отечественного книгоиздания. АСКИ представляет и от стаивает законные экономические, юридические, профессиональ ные и иные интересы членов Ассоциации в органах государствен ной власти, активно воздействует на общественное мнение, доби ваясь принятия протекционистских законодательных актов и приведения российских законов в соответствие с международным правом.

Важнейшим достижением Ассоциации книгоиздателей явля ется присоединение России в конце 1994 г. к Флорентийскому со глашению и Найробскому протоколу к нему, предусматривающим освобождение ввоза и вывоза материалов культурного, научного и образовательного характера от таможенных пошлин и сборов.

АСКИ уделяет особое внимание региональным издательствам, число которых в ее составе постоянно растет. С этой целью создано Представительство АСКИ по Уралу и Сибири, которое осуществ ляет координацию деятельности местных издательств с другими издательствами страны, оказывает им практическую помощь в ус тановлении новых деловых контактов. Проводится работа по от крытию представительств АСКИ в других регионах России.

Созданная в 1990 г. и продолжающая действовать Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР) осуществ ляет:

♦ защиту прав и интересов книготорговых предприятий;

♦ формирование корпоративной среды издателей и распрост
ранителей книжной продукции;

♦ сотрудничество с книготорговыми предприятиями и изда
тельствами стран СНГ в области книгообмена;

♦ развитие отношений с общественными организациями, в том
числе Ассоциацией книгоиздателей России;

♦ распространение эффективных технологий и новых методов
работы в книгораспространении, изучение и обобщение совре
менных форм функционирования книжного рынка;

♦ международную деятельность.

Развивается печать, пропагандирующая книгу и чтение, рассчи танная на профессионалов и широкого читателя:

♦ журналы — «Книжный бизнес», «Книжное дело», «Панора
ма читающей России» — российский информационно-аналити
ческий журнал, «Полиграфист и издатель» (с ежемесячным при
ложением «Книжная панорама»), «Питер Ьоокплюс», иллюстрирован
ный журнал книжных новинок «Мой мир» и др.


♦ газеты — «Книжное обозрение», «Книжная газета» — про-светительско-информационный вестник, «Книготорговая газета», еженедельное приложение к НГ Ex Libris и др.

Многие издательства выпускают информационные бюллетени.

Российская книжная палата является хранителем информаци онно-библиографического ресурса Национального книгохранили ща, страховым фондом страны и сосредоточивает в себе все виды произведений печати, вышедших на территории СССР с 1917 г. (с 1991 г. — на территории Российской Федерации). На 01.09.2003 г. в Национальном книгохранилище насчитывалось более 80 млн еди ниц хранения.

* * *

Как и вся наша экономика, книгоиздание России развивается нестабильно. Причинами этого являются недостаточная помощь от расли со стороны государства, низкий платежеспособный спрос населения, плохая организация книгораспространения. Особое внимание сейчас следует обратить на подготовку квалифициро ванных кадров издателей, что может решить проблему культуры издания книг, поддержки серьезного и развивающего чтения.


Глава 4 ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

1. Трансформация российского ТВ

У советского зрителя в середине 1980-х годов был весьма огра ниченный выбор — главная информационная программа «Время», 90% продукции отечественного производства, в основном обще ственно-политических и культурно-просветительских программ, редкие западные фильмы, прошедшие цензуру, никакой рекламы. Центральное телевидение середины 1980-х было воплощением ав торитарного, идеологического телевидения, которое работало как государственно-монополистическое предприятие, финансировалось целиком из бюджета, управлялось административными методами, никак не зависело от зрителя. Телевидение стремительно дорожало по мере увеличения объемов вещания, развития наземных и спут никовых линий связи и растущей стоимости оборудования. Непо воротливая махина Гостелерадио была мощным оплотом старой идеологической системы. Эру гласности первыми ощутили читате ли периодики. В 1986—1987 гг. гласность стала прорываться и на телеэкран. Первые телемосты с Америкой, молодежная программа «12-й этаж», ленинградское «Пятое колесо» (1986), программа «Взгляд» (1987), прямые эфиры утренних и ночных программы, общественные дискуссии в прямом эфире, трансляции съездов народных депутатов и альтернативная генеральной программе «Вре мя» новая информационная передача «ТСН» (1989). С 1986-го по 1988 г. объем прямого вещания на Центральном телевидении уве личился почти в 30 раз. В 1990 г. в недрах самого Центрального телевидения по приказу председателя Гостелерадио было создано первое хозрасчетное предприятие с правами юридического лица — коммерческий канал «2 х 2». Лед тронулся1.

1 Подробнее см.: Очерки по истории Российского телевидения. М., 1999; Те лерекламный бизнес. М., 2001; Муратов С. ТВ — эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2000.


1.1. 1990-2001 гг. Революционное десятилетие

Децентрализация телевизионной системы (1990 —1994).Эта тен денция обозначилась еще в конце 80-х и завершилась в 1994 году с ликвидацией «Останкино» (так после перестройки назывался пер вый канал ЦТ). В эти годы государство практически утратило фун кции идеологического и финансового контроля.

Событиями общенационального масштаба этого переходного

периода стали:

♦ создание в 1990 г. российского телевидения на базе второй
программы ЦТ, по сути оппозиционного союзному вещанию; воз
никновение канала «2x2», на котором появилась первая прими
тивная реклама; распад Гостелерадио в 1991 г.; рождение в том же

году ТВ 6;

♦ рождение НТВ (1993). Этот период — лучшие годы талантли
вой и амбициозной команды НТВ; возникновение практически во
всех регионах местных частных телекомпаний1.

После митингового прорыва «перестройки и гласности» имен но в эти годы, совпавшие с периодом «первой приватизации», были заложены основы журналистики, ориентированной на «западные модели». Тогда же обозначилось и основное противоречие в разви тии индустрии следующего десятилетия — государственные теле радиокомпании были не готовы конкурировать с мобильными и динамично развивающимися коммерческими станциями. Ситуа ция усугублялась «феодализацией эфира на местах». В 1990—1993 гг. госканалы — и в центре, и в регионах — накрыла рыночная сти хия: движение денежных рекламных потоков по сути никем не кон тролировалось. Рекламный бартер, когда за программы и фильмы расплачивались рекламным временем, которым каждый независи мый производитель торговал по своему усмотрению, демпинговые схемы, пренебрежение лицензионными правами и таможенными правилами ввоза западной продукции — все это заложило основы будущего благосостояния многих независимых производителей и крупных рекламных агентств. Главные состояния делались в Москве. К концу периода «децентрализации системы ТВ», к 1994 г., начинается первоначальный раздел рынка СМИ теми представи телями бизнеса, которые раньше других смогли оценить преиму-

1 Различные аспекты трансформации системы масс-медиа в России рассмот рены в работах Р. А. Борецкого, Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского, В. Л. Цвика, И.И. Засурского.