Новый вектор развития свободы печати 15 страница

 


Выбор типа и типологической ниши будет происходить и под «дик товку» рынка: конкуренция заставит определиться со всеми характе ристиками, придающими информационному продукту своеобразие, отличительность и тем самым конкурентоспособность.

Влиятельным фактором функционирования общероссийских газет будет и развитие издательских домов, определяющих при оритеты выпуска своих информационных продуктов. Как показы вает практика, издательские дома часто перепрофилируют изда ния качественные в массовые. Такое «переформатирование» с со хранением бренда может привести к сокращению количества общероссийских печатных СМИ, уже испытывающих трудности с инфраструктурой, обеспечивающей полноценное отражение жиз ни всей страны. И, бесспорно, серьезное давление на сектор об щероссийских газет универсального типа окажет состояние поли тических отношений в стране, политическая система которой не обладает качеством устойчивости.


3.2. Региональные издания

На рынке российской прессы сложилась новая структура газет-

■но-журнальной периодики, отличная от той, что существовала до
I 1991 г. В этой структуре региональная печать, или пресса, обслужи-
Ёвающая информационные потребности ограниченных, больших или

■малых территориальных общностей, занимает весьма важное место.

Усиливается идеология возрождения России через провинцию, I в ряде наиболее развитых субъектов РФ создаются неомифологии, ■где регион противопоставляется федеральному центру как полюс

■ порядка, подчеркивается сверхзначимость данного региона для
I судьбы всей России и т.д.1

Интенсивное развитие региональной печатной периодики

■подтверждается данными, полученными санкт-петербургскими

■социологами, изучающими новую российскую прессу. Доля об-
I щероссийских газет среди всей массы возникших за последнее де-

■сятилетие изданий составляет 14,7%, а региональных (краевых,
I республиканских) — 57,8%, городских и районных — 11,3%, меж-
I региональных (распространяемых в нескольких соседних обла-
■стях) — 11,4%. Таким образом, «точки рбста» на современном ин-
I формационном поле также находятся в провинции, но преимуще-
I ственно не в маленьких городах и селениях, а в областных, краевых,
[ республиканских центрах.

Система СМИ регионов во многом зависит от местных особен-

■ностей. Целый ряд факторов — политических, экономических,

■социокультурных, идеологических — обусловливает развитие ре-
I гиональных СМИ.

3.2.1. Пресса национальных регионов

Пресса национальных республик и областей Российской Фе-Ёдерации, формировавшаяся как подсистема региональной журна-Ёлистики, имела свои особенности. Но при этом она строилась в

■русле общих закономерностей, проявившихся в условиях демок-
■ратических преобразований и рыночных отношений в печати, те-

■левидении и радиовещании страны.

В середине 90-х годов минувшего века в журналистике нацио-

■ нальных образований в полной мере проявились три основные

1 См.: Логунов А. Роль СМИ в развитии процессов регионализации России // в Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999; Малякин И. I Российская региональная мифология: три возраста. http://db.socionet.nw.ru/RuPEc/ [ xml/rus/article-prorus/rusrporusv5nI-0.6.xml

 


тенденции в функционировании института учредителей. Первая была связана с утверждением на рынке периодической прессы наибо лее многочисленного типа изданий, выпускаемых коллективами редакций совместно с законодательными или исполнительными органами власти всех уровней. В национальных образования с учас тием государственных органов в среднем учреждено от 40 до 50% всех выходящих здесь газет. В Дагестане и Чувашии их почти полови на, в Мордовии, Адыгее, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии (Алания) — более 40%. Исключением является Республика Татар стан, где данный тип изданий составляет всего 31%.

Государственную прессу Мордовии, в частности, кроме вось ми общественно-политических и молодежных журналов, представ ляют газеты «Известия Мордовии», «Мордовия 7 дней», «Диаго наль», «Эрзянь правда», «Мокшень правда», еженедельник «Ве черний Саранск», 23 городские и районные газеты, учредителями которых являются местные Советы депутатов и администрации городов и районов республики.

Проявлением второй тенденции в функционировании инсти тута учредителей в национальной журналистике стало многообра зие его форм, открывших путь к появлению на рынке прессы все новых и новых типов и видов изданий. В качестве учредителей здесь выступают коллективы редакций и издательств, коммерческие и предпринимательские структуры, совместные предприятия, рек ламные агентства, частные лица. Так, в журналистике национальных регионов практически сложились все структурные звенья системы средств массовой информации, позволяющие удовлетворить ин тересы различных слоев населения.

По интересам читательской аудитории, например, на первом месте стоят общественно-политические газеты. Это — «Татар иле» («Татарский край»), в Чувашии — «Хыпар» («Вести»), в Карачае во-Черкесии — «Жизнь», «Возрождение республики», «Народы Кавказа», в Кабардино-Балкарии — «Газета Юга», «Северный Кавказ» и др. Эти издания существуют за счет собственных дохо дов, что позволяет им считать себя независимыми. Хотя на деле эта независимость означает лишь дистанцированное™ от государ ственных структур, поскольку без их финансовой поддержки в выпуске и производстве изданий не обойтись. В силу специфики экономических и полиграфических условий в национальных реги онах здесь лишь в незначительной степени получили распростра нение акционерные общества, крупные газетно-журнальные объе динения и холдинги.

Учредительский корпус национальных региональных изданий способствует тому, что во многих городах республик и автономных


областей Российской Федерации издаются информационно-коммерческие издания. Дифференциация деловой прессы определяет-| ся ориентацией на различные категории читателей. Это и массо-» вые рекламно-информационные издания, например «Новые това ры», «Товары и услуги» (Уфа), и издания для более узкого круга — для банковских работников, коммерсантов, предпринимателей, бухгалтеров, и специальные отраслевые издания — «Аудит и нало-| гообложение», «Финансовый бизнес», «Монитор» (Республика \ Башкортостан).

Среди деловых изданий основное место занимают рекламно-информационные и газеты бесплатных объявлений. Они предназ начены для обеспечения коммерческой информацией лиц, инте-| ресующихся оптовой, мелкооптовой, розничной торговлей, сфе рой услуг.

Появились новые издания для села. Их содержание (в частно-. сти, выходящей в Казани газеты «Сам хозяин») отражает расту-[ щий интерес населения к профессиональной аграрной информа-] ции, фермерству, культуре животноводства, огородничества.

Третья тенденция в функционировании института учредитель-| ства, давшая о себе знать в национальных регионах страны в нача ле 1990-х годов и положившая начало многопартийной печати в республиках Российской Федерации, не получила сколько-нибудь заметного развития в последующие годы. Речь идет об изданиях партийных, общественных, творческих и других корпоративных объединений и дв-ижений, выпускаемых на средства активистов и пожертвования сочувствующих. Многие газеты партийных органи заций и объединений маломощны, не находят читательской ауди тории, многие не выдерживают конкурентной борьбы. В республи-[ ках Поволжья выходит всего 12 партийных газет: в Татарстане — 5, в Чувашии — 3, в Мордовии — 4. В Мордовии, в частности, партийную печать представляют: «Наша правда» (орган Мордовс кой республиканской организации Коммунистической партии Российской Федерации), «Саранские ведомости» (газета региональ ного отделения Либерально-демократической партии России), га зеты «Большевик» и «Молодая гвардия». Единственная газета, у которой высокий тираж (20 тыс. экз.) и стабильное материальное положение — это еженедельник «Чувашская правда» (учредитель — республиканский комитет Чувашской организации Коммунистичес кой партии РФ). Из партийных газет, выходящих в Северо-Кавказ ском регионе, наиболее стабильное положение у органа Карачаев ской региональной народной организации «Джамагъат» («Общество»). Полиэтничность российского общества требует признания права каждого народа на свой язык, свою культуру, знание истории сво-

 


ей страны. Рост национального самосознания, слитность истори ческих судеб коренного населения с родной землей обусловлива ют развитие прессы для населения коренной национальности и для других национальных групп, проживающих на территориях рес публик. Эта пресса способствует межнациональному сотрудничеству и выходит как на государственном для субъекта Федерации языке (преимущественно коренной национальности), так и на языке меж национального общения, а также на языках народов, проживающих в данной республике или области Российской Федерации. Возродил ся выпуск изданий для чувашской диаспоры Татарстана, Башкорто стана, Ульяновской, Самарской областей. В Башкортостане издают ся одна республиканская и две районные газеты на чувашском язы ке, в Татарстане — республиканская газета «Сувар», газеты в четырех сельских районах. В Карачаево-Черкесии кроме газет на карачаевском и черкесском языках выходят газеты на абазинском — «Абазия» и на ногайском — «Голос ногайца». Таким образом, все четыре титульные нации имеют свою периодику.

В Республике Северная Осетия — Алания после непродолжи тельного кризиса, вызванного переходом к рыночным отношени ям, упрочили свои позиции республиканские газеты «Северная Осетия», «Растдзинад», «Слово». Их журналисты пишут на самые разные темы, связанные с политикой, экономикой, реформами, экологией, фермерством, особое внимание они уделяют проблеме повышения общеобразовательного и культурного уровня народа.

Одним из важнейших принципов развития системы многона циональной печати, совершенствования ее структуры становится полное удовлетворение общественных потребностей каждой на ции и народности Российской Федерации. В настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке существуют восемь автономных ок ругов и один национальный район. Но разработка и введение пись менности в национально-территориальных образованиях не при вели автоматически к зарождению периодической печати. Многие объективные и субъективные трудности стали причиной того, что до сих пор нет изданий на эвенкийском, долганском, корякском, нивхском и других языках малочисленных народностей, прожива ющих в Сибири и на Дальнем Востоке. Определенными ресурсами для развития печати на языках малочисленных народностей рас полагает республиканская и областная периодическая пресса. Так, в Республике Саха (Якутия) поднимается вопрос о выпуске спе циальной регулярной страницы, о публикации отдельных матери алов на эвенкском и эвенкийском языках в республиканской якут-скоязычной газете «Кыым» («Искра»). Аналогичными возможно-


стями располагают периодические издания, выходящие на русском языке в Магаданской и Сахалинской областях, Хабаровском I крае. Осуществление такого проекта в условиях рыночных отноше ний невозможно без финансовой поддержки государства или коммерческих структур. Из отдельных «страничек» могут вырасти са мостоятельные издания на различных национальных языках.

Популярность национальных региональных изданий определяется их содержанием и нередко — социально-политической ориентацией. В Татарстане, например, среди местных газет самая большая аудитория имеется у газеты «Вечерняя Казань». Причины ее лидерства кроются в определенной оппозиционности, критической настроенности, высоком профессионализме. Большой интерес у читателей вызывает и газета «Татарстан яшляре», отличающаяся смелостью позиций и сенсационностью материалов. Высокими тиражами выпускаются и газеты «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», имеющие свою аудиторию.

Для сохранения и развития национальных региональных СМИ государственные дотации остаются необходимой мерой. Они позволяют поддерживать периодику, выходящую на национальных языках, которая в условиях информационного рынка оказалась I неконкурентоспособной. Благодаря финансовой помощи государства существуют издания для детей, пенсионеров, инвалидов. Однако следует помнить о том, что и при отсутствии прямого политического давления на республиканскую печать практика дотаций I может выступать основным способом воздействия на издание.

* * *

Региональная пресса редко касается межнациональных проблем, практически уходит от вопросов национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стремясь не возбуждать межнациональную напряженность, она сознательно обходит стороной проблемы, вызывающие взаимную неприязнь, упреки.

В Российской Федерации созданы 13 национально-культурных автономий. Их появление явилось первым шагом в реализации закона «О национально-культурной автономии», принятого в 1996 г. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе была учреждена единая тюркская национально-культурная автономия, объединяющая представителей проживающих здесь тюркоязычных народов — татар, башкир, азербайджанцев, кумыков и др. У этих общественных объединений уже есть свои газеты, журналы, бюллетени, которые делают первые шаги.


Демократическая журналистика национальных регионов содей ствует возрождению национальной культуры народов. Средства массовой информации стали одним из проявлений роста их наци онального самосознания. Однако в региональной журналистике пока еще слишком робко ставятся вопросы о национально-культурной автономии, позволяющей в рамках новой формы общественного объединения не только сохранять и развивать национальную само бытность, но и преграждать путь межэтническим конфликтам.