Новый вектор развития свободы печати 11 страница
Сейчас в нашей стране множество общероссийских и региональных СМИ, которые в значительной степени дублируют друг друга. Это не способствует разнообразию их содержания, часто ограничивает полноту информирования аудитории. Такое проявление недостатков информационной культуры производства и распространения информации — одно из следствий плохого использования типологических принципов и методов.
Типология журналистики всегда привязана к реальной ситуации функционирования средств массовой информации. Поэтому она должна достаточно широко применяться в сфере информаци-
1 Идентификация устанавливает соответствие распознаваемого предмета своему образу. В типологии журналистики идентификация устанавливает, например, соответствие того или иного СМИ определенной модели.
онной политики, которую осуществляют различные политические, экономические и другие организации, используя для этого раз личные способы ведения массовой информационной деятельности. Типы этой деятельности в значительной степени зависят от коммуникативных функций государственных органов, коммерческих структур, различных негосударственных организаций, которые осуществляют информационную политику, являясь владельцами, издателями или спонсорами СМИ. Широко применяя принципы и методы типологии журналистики, привлекая исследователей-типологов к формированию и осуществлению информационной политики, можно добиться оптимальной организации массового информационного «хозяйства». В практике деятельности различных министерств, медиа-холдингов коммерческих структур, общественных организаций пока явно недостает типологической культуры организации деятельности средств массовой информации.
Что касается теории журналистики, то здесь необходимо шире использовать типологию как метод научного познания, чтобы достичь более глубокого понимания сущности журналистики, полнее раскрыть механизмы осуществления ее системных закономерностей. Типология помогает сближению теории и практики журналистики, так как опирается на реальные процессы, протекающие в обществе.
Типология может либо непосредственно основываться на понятии типа как основной логической единицы расчленения изучаемой реальности, либо использовать иные логические формы: классификацию, систематику, таксономию.
В современной науке существует несколько подходов к пониманию типологии. Они складывались в зависимости от того, как характеризовалось содержание понятия «тип».
Один из подходов объединяет сторонников статической моде ли, в основе которой лежит не изменяемый во времени, существующий как бы вечно «архетип», «первотип», «прототип», «морфотип» или другие не подверженные времени первоосновы. Такое понимание значения типа вольно или невольно противопоставляет типологическое мышление эволюционистскому.
1 Классификация — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. Систематика в теории журналистики решает задачи упорядоченного описания всей совокупности средств массовой информации, представляющих собой сложную, внутренне разветвленную и дифференцированную систему. Таксономия — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности. Границы между этими тремя логическими формами носят условный характер.
Вместе с тем следует признать, что поиски первоосновы, раз личных типов СМИ играют важную роль в выявлении существенных особенностей, характера целостности той или иной типологической группы, так как помогают исследователю сосредоточить внимание на ее главных качественных характеристиках, четче соотнести общее, особенное и единичное в познавательном процессе.
Другой подход к толкованию типа, который существует в науке, связан с его историческим пониманием и с представлением о типологии как об отображении системы в ее развитии. Отличи тельной чертой построения, и обоснования таких типологий является признание существенной роли времени в формировании того или иного типа изучаемых объектов. Это создает возможность более четкого выявления происходящих в нем перемен, в том числе вследствие преобразований природы и общества. Такой подход к понятию типа делает акцент на характере эволюции изучаемого множества объектов, на изменениях, происходящих в нем, и меньше уделяет внимания изучению его целостной основы, теоретическому анализу сущего в нем. Он способствует более активному осуществлению функций исторического описания и объяснения. Однако в меньшей степени реализуются логические и прогностические функции науки, возможности конструктивного типологического анализа.
Конечно, такая типология (она называется исторической) оказывает большую помощь теории и практике журналистики. Она способна более полно представить картину преобразований в журналистике, системно изучить развитие средств массовой информации в различные периоды их истории. Но в то же время ограничиваются возможности типологии журналистики как метода научного познания, нередко его функции сводятся к процедурам систематики и таксономии, связанным с классификацией и систематизацией сложноорганизованных областей действительности.
Третий подход основывается на понимании типа как особого методологического средства, с помощью которого строится теоретическая картина действительности. Он вбирает в себя важные составляющие двух предыдущих подходов и используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации, как существующих системных объектов, так и разделенных во времени. Понятие типа выступает в нем не как не посредственно взятое из реальности, а как результат сложной работы научного мышления, которое теоретически реконструирует наиболее существенные характеристики исследуемого множества объектов и объединяет их в понятии типа. Тип предстает перед нами в качестве особого идеального объекта, а не прямого заместителя эмпирически действующих в журналистике множеств различных объектов.
Такой подход позволяет отказаться от трактовки типа как полного и однозначного отображения системы. Мы можем отображать систему «по частям», формируя ее различные модели, основанные на том или ином типологическом признаке. Нам предоставляется возможность на основе теоретического исследования сформировать, например, идеализированную функциональную модель данной системы, а затем сопоставить ее с тем, как реально осуществляются эти функции в исследуемой типологической группе. Идеализированные модели могут быть составлены на основе других системных составляющих данной типологической группы, ее редакционной, информационной, технологической, экономической, аудиторной и других моделей. Такое многоаспектное, комплексное проведение типологического анализа на базе широкой общенаучной методологии и теории журналистики дает теоретически обоснованную целостную картину, предоставляет возможность полнее использовать не только описательные и объяснительные, но и прогностические и другие функции науки.
Теоретико-типологический подход позволяет строить много факторные модели журналистики, основанные на ее закономерностях, на ее теории, на методологической базе других наук и выявлять на этой основе позитивные и негативные тенденции в функционировании журналистики как системы, вырабатывать научно обоснованные рекомендации преобразований в журналистике в соответствии с разработанными моделями. Аналогичные действия могут быть предприняты по отношению к различным типологическим группам в журналистике.
Таким образом, тип — это обобщенная модель изучаемого нами множества объектов. Каждому из входящих в него объектов присущи общие для всей этой группы признаки. Они и составляют отличительную особенность этого множества по отношению к другим множествам. В том случае, если эта обобщенная модель предстает как мысленный аналог, отражение реально существующего множества, то мы имеем дело с эмпирической типологией. Другое дело, если это идеализированная модель, т.е. результат теоретического анализа того, какими признаками должно обладать данное множество. Тогда это — теоретическая типология. Для теоретической типологии важно не только сформировать эту идеализированную обобщенную модель множества объектов, но и выявить, насколько полно ей соответствует реальное множество.
Чтобы уяснить содержание понятия «тип», необходимо иметь в виду, что тип, типовая характеристика объединяет объекты по общему для них признаку в одну группу, но в то же время данная характеристика отличает исследуемое множество от других групп,
общностей, множеств. Так, говоря о типе журналистики, мы можем, например, объединить в одну группу журналистику стран, живущих в условиях общественной трансформации, и выявить наиболее характерные для нее черты, отличающие ее от журналистики развитых или развивающихся стран.
Если же взять за основу группировки отношение журналистики к политическому режиму общества, то можно также составить различные множества. Взяв за основу типологического анализа этот признак, авторы выделяют инструментальную журналистику, которая выполняет в основном роль инструмента этого режима и полностью от него зависима. В угоду данному режиму она ограничивает политический плюрализм мнений, нарушает принцип толерантности, терпимости по отношению к публикации взглядов различных политических сил. Это один тип журналистики. Существует и другой тип, условно называемый «четвертой властью». Такая журналистика обеспечивает свободное участие всех политических сил общества в деятельности средств массовой информации и не только помогает широкой общественности высказывать свои мнения по проблемам формирования и реализации политики, но и обеспечивает ее участие в контроле над деятельностью властных структур.
Можно исследовать журналистику и по другим типологическим основаниям.
Специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует систему типологических признаков, которые участвуют в создании структуры средств массовой информации.
В нее входят следующие признаки:
♦ обусловленные особенностями компонентов системы СМИ (ее
технологической, экономической, редакционной, информационной
и аудиторной подсистем, их взаимодействиями со своей средой);
♦ определяемые характером многочисленных функций листики как коммуникативной и креативной системы. В этом случае СМИ способствуют реализации не только функции журналистики, но и коммуникативных функций различных видов духовной
(научной, художественной), духовно-практической (управленческой, образовательной, воспитательной) и практической деятельности, опираясь на функции общественного сознания;
♦ обусловленные процессами организации и самоорганизации системы СМИ.
Таким образом, типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками являются:
♦ технологические — используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ как технологические системы); формат изданий и программ; тираж, объем
издания, продолжительность вещания; периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал), время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.);
♦ экономические, в соответствии с которыми СМИ различаются ПО формам собственности (государственная, государственно - капиталистическая, собственность общественных организаций,
иностранный капитал); по характеру инвестиций, преобладающих
в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты: за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы; коммерческие: подписка, розничная продажа
информационных продуктов и услуг и др.); по результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ);
♦ аудиторные, классифицирующие СМИ по характеру различных аудиторных групп;
♦ редакционные;
♦ характер, тип информации;
♦ целевое назначение СМИ — в зависимости от характера осуществляемых функций;
♦ организационные признаки — по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ, реализующих эти цели, использующих
различные организационные модели: организационно-правовые
(ОАО, ЗАО, АОЗТ, ТОО и др.); организационно-политические
(СМИ, учредителями или издателями которых являются государственные органы, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества); организационно-экономические
(отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ); СМИ раз
личных научных, образовательных организаций; СМИ творческих
союзов, театральных и других обществ.
1.5. Характер аудитории СМИ
По этому типологическому признаку выделяются различные типы СМИ, в том числе:
1. Национальные (общероссийские, общефедеральные). Кним
относятся:
♦ массовые издания, программы, которые универсальны или
специализированы по функциям и тематике и аудитория которых
включает значительную часть населения, проживающего на всей
территории страны;
♦ «качественные» издания, программы, которые универсальны или специализированы по функциям и тематике и адресованы
■ представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда.
■ В их числе и деловые СМИ, обеспечивающие коммуникации между представителями бизнеса;
♦ СМИ, специализированные по отдельным аудиторным группам
■ в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованные представителям различных профессий и т.п. Они могут быть
■ универсальными по функциям и тематике или специализированы по этим показателям. В их числе — и активно развивающиеся в
| современных условиях корпоративные СМИ;
♦ СМИ бульварного типа. Они ориентируются в значительной
мере на психологию толпы, на ее потребности и интересы, наиболее низкие уровни массовой психики;
♦ СМИ для возрастных групп: детей, подростков, молодежи,
■людей среднего возраста, пожилых;
♦ для женщин и/или мужчин;
♦ для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
♦ для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
♦ для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
♦ для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций;
♦ для групп населения, выделяемых по другим признакам.
2. Наряду с общероссийскими СМИ существуют средства массовой информации внутрироссийских и международных общностей:
♦ для населения федеральных округов;
♦ для этнических общностей, населения республик, автономных областей и национальных округов;
♦ СМИ краевых, областных, городских, районных территориальных общностей;
♦ для аудитории низовых СМИ (работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, вузов и др.);
♦ для межэтнических, межтерриториальных групп;
♦ адресованные населению одного или нескольких экономических районов и другим общностям людей;
♦ транснациональные, глобальные СМИ аудитория объединяет \ группы населения различных стран, в том числе страны Европы
(Евроньюс), Азии, Африки, Америки, мировое сообщество.
Внутри каждой из этих групп может быть дифференциация, которая группирует универсальные издания и программы, а также специализированные по функциям и тематике.
Все более возрастающее влияние на типологическую структуру СМИ оказывают аудиторные потребности, хотя аудиторный фактор еще не стал доминирующим в воздействии на процессы структурирования массовой информационной деятельности. Это касается и административно-территориальных общностей, и производственно-профессиональных групп, и женской и мужской аудиторий, и различных концессий, и многих других групповых образований (см. табл. 18, 19).
Массовая коммуникация по своей сути — это общение, обмен информацией между членами общества, участвующими в той или иной деятельности. Это также взаимодействие между участниками ее различных видов: научной и практической, политической и экономической, художественной и воспитательной и др. Поэтому аудиторный фактор во многом связан с процессами разделения труда в современном российском обществе. Территориальное раз деление труда, информационное взаимодействие между различными группами внутри территории, между разными территориальными образованиями, а также между ними и центром имеет исключительное значение для консолидации общества на путях общественного переустройства. Возрастающие информационные потребности участников различных территориальных общностей неуклонно отражаются на структуре региональных СМИ.
В региональной газетной периодике в постсоветский период востребованными оказались все традиционные типы изданий, и прежде
всего республиканские, краевые, областные, городские, районные и многотиражные (низовые) газеты (табл. 17). Многим из них предрекали гибель. Но возрастающие потребности коммуникаций
внутри территориальных и межтерриториальных общностей преодолевают экономические и иные трудности. Конечно, пока типологические черты этих изданий в недостаточной мере преобразуются в соответствии с требованиями общественных перемен. Сильна зависимость от властных и коммерческих структур, рекламных инвестиций. Невелик покупательский спрос многих категорий читателей.
1.6. Характер, тип информации
У системы СМИ как коммуникативной целостности существует широкая отражаемая сфера, предметная среда, включающая различные произведения науки, искусства, публицистической, ; литературной деятельности журналистов, другие духовные продукты, создаваемые участниками политической, экономической и иной социальной деятельности. В процессе взаимодействия со СМИ значительная часть этих духовных продуктов становится продуктами информационными: входит в содержание газет, журналов, других изданий, передач телевидения и радиовещания, сайтов интернет-СМИ и потребляется массовой аудиторией. Формируемая информационная подсистема СМИ включает в себя:
♦ потенциальную информацию, содержащуюся в произведениях науки, искусства, журналистики, публицистики, а также создаваемую в различных видах социальной деятельности (политической, экономической, правовой, этической и др.), которая может стать предметом отражения в СМИ;
♦ потенциальную информацию, так или иначе включенную в редакционный процесс: заказанное автору произведение или проходящее стадии общего, научного, литературного, художественного, технического редактирования, подготовки оригиналов и т.п.;
♦ потенциальную информацию, находящуюся в распространяемых произведениях СМИ;
♦ усваиваемую массовой аудиторией реальную информацию,
которая поступает из СМИ.
Проблема состоит в том, чтобы социально значимая потенциальная информация в полной мере отражалась в содержании СМИ и потреблялась массовой аудиторией, которая испытывает в ней потребность. И, прежде всего чтобы различные виды духовной деятельности не ограничивались процессами научного, художественного, публицистического освоения действительности — не только содержали новые знания, ценности. Они должны активно обогащать этими продуктами духовный потенциал общества, приобщать к продуктам духовного производства широкую массу представителей различных видов духовно-практической и практической деятельности. Существует значительный разрыв между потенциальной массовой информацией, накопленной в сферах духовной, духовно-практической и практической деятельности, и информацией, которую получают посредством СМИ участники тех или иных социальных процессов.
В частности, исследователи отмечают ангажированную «повес тку дня» федеральных телевизионных каналов, ангажированную трактовку освещаемых ими событий. Недостаточно внимания уделяется многим общероссийским событиям: общеэкономическим, общенациональным, общесоциальным и др., в том числе проблемам становления гражданского общества. Отмечается тенденция политизации российского информационного пространства, но далеко не в направлении общенациональных интересов России1. Матери алы ангажированной политической направленности, вопросы политики, власти, управления преобладают в тематической структуре информационных блоков и изданий, заметно превосходя жизненно важные проблемы экономической политики, духовной жизни, социальных прав граждан и др. Возникает несоответствие между реальным миром и тем, какое представление о нем получает человек из СМИ2.
Такая информационная картина мира рождается в результате снижения качества публикуемой информации:
♦ сокращаются ее полнота, разнообразие, уменьшается комментированность;
♦ возрастает поток ангажированных материалов;
♦ обедняется жанровая палитра;
♦ усиливается и становится практически обязательной ориентация на сенсационность материалов;
♦ происходит частое искажение языка, заражение его жаргонным, вульгарным блатным сленгом3.
Информационная подсистема — это, прежде всего содержание средств массовой информации, которое распространяется среди массовой аудитории и усваивается ею. Носители ее — массовые информационные продукты: номера газет, журналов, книжная продукция, эфирная продукция телевидения и радиовещания, ленты информационных агентств, сайты сетевых СМИ и др.
Издания, программы телевидения и радиовещания, сайты Интернета могут быть универсальными или специализированными в зависимости от того, какие типы информации они представляют. Универсальные СМИ могут содержать одновременно научную,
1 См.: Массовая коммуникация в современной России / Под ред. В. Д. Попова.
М., 2003. С. 7, 12.
2 Там же. С. 19,33.
3 См.: Тавокин Е. П. Журналистика и политические коммуникации в информационном обществе // Массовая коммуникация в современной России. М., 2003. С. 36.
литературную, художественную, журналистскую и иную информацию. Вместе с тем существует также специализация на отдельном типе информации: преимущественно публикуются произведения журналистики или какого-либо другого типа творчества: научного, художественного. Есть универсализация и специализация по тематике. Например, наряду с универсальными по тематике газетами выходят издания, посвященные политической, экономической или другой теме. По своему характеру информация может быть документальной, отражающей различные документы из сфер практической, управленческой, образовательной и воспитательной деятельности. Как уже отмечалось, существуют специализированные по тематике массовые СМИ, адресованные основному составу населения; специализированные по тематике качественные издания и программы, адресованные преимущественно представителям эли ты, лицам умственного, организаторского труда; специализированные по тематике издания, предназначенные для отраслевых, профессиональных групп, для детей различного возраста, для женщин и мужчин и др. аудиторных образований.
Характер информации влияет на ее форму. Оперативная, с бытийная информация размещается в оперативных информационных выпусках телевидения и радиовещания, в онлайновых СМИ, в газетах. Для аналитических произведений создаются аналитические программы, аналитические журналы. Характер информации влияет на тираж, объем издания, продолжительность вещания, периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал), время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.). Информация делится также на текстовую, графическую, видео- и аудиоинформацию.
Таким образом, в содержание информационной сферы СМИ входит:
♦ журналистская, публицистическая информация;
♦ художественная информация;
♦ научная информация, в том числе научно-исследовательская, научно-техническая, научно-производственная, научно-методическая;
♦ учебно-образовательная информация;
♦ информация органов политического, правового, экономического, производственно-технического и др. видов управления;
♦ информация субъектов нравственного и иного воспитания, в том числе семейного, дошкольного, школьного, вузовского и др.;
♦ информация субъектов пропагандистской, агитационной деятельности, ПР-деятельности различных государственных и не-
государственных структур, в том числе политических партий, движений, различных экономических, идеологических, общественных организаций;
♦ статистическая информация;
. ♦ справочная информация;
♦ другая информация.
Существует функциональная дифференциация каждого типа информации. Так, журналистскую информацию можно дифференцировать по функциональному основанию, выделяя:
♦ событийную, новостную;
♦ аналитическую;
♦ расследовательскую;
♦ художественно-публицистическую.
СМИ дифференцируются также по тематической структуре каждого типа информации. В этом случае в сфере журналистской информации мы выделяем:
♦ универсальную;
♦ экономическую;
♦ политическую;
♦ правовую;
♦ на темы культуры;
♦ другую.
По жанровым сходствам в сфере журналистской информации выделяются:
♦ репортаж;
♦ интервью;
♦ корреспонденция;
♦ статья;
♦ очерк;
♦ фельетон;
♦ другие жанровые формы.
1.7. Целевое назначение изданий и программ
Этот важный типологический признак СМИ вызывает к жизни многочисленные типологические группы средств массовой ин формации. Интегральный результат деятельности СМИ — это массовое социальное взаимодействие в масштабе всего общества или больших групп людей. Оно базируется на разветвленной совокуп
ности функций СМИ как коммуникативной системы, опирающейся на коммуникативные потребности информируемых и ин формирующих, способствующей гармонизации их интересов.
На типологическую дифференциацию влияют не только разнообразные информационные, аналитические и иные журналистские, публицистические функции. В эту обойму входят также и коммуникативные функции политики, экономики, науки, искусства, сфер образования, воспитания, практической деятельности. На основе целей различных видов духовного производства (наука, литература, искусство, публицистика, журналистика и др.) в массовых коммуникациях формируются следующие издания и программы:
♦ массово-публицистические, отражающие публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики;
♦ литературные;
♦ художественные;
♦ художественно-публицистические;
♦ литературно-художественные;
♦ культурно-просветительные;
♦ для развлечения, игр, проведения досуга;
♦ учебные и методические;
♦ научные;
♦ научно-популярные;
♦ научно-практические;
♦ научно-производственные;
♦ производственно-практические;
♦ официально-документальные;
♦ религиозные;
♦ рекламные;
♦ информационные;
♦ другие.
СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке идеологических, политических, религиозных и иных течений. Издания и программы могут быть сугубо пропагандистскими, агитационными, привлекая широкие слои населения в ряды сторонников различных партий, движений, общественных организаций и др. Созданы и развиваются широкие системы корпоративных СМИ.
СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды пра-
вых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций — либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. В соответствии с этими признаками их можно распределить на группы: проправительственная, оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.