Стратегическое планирование

ЛЕКЦИЯ 20

Формулирование и реализация стратегии

ЛЕКЦИЯ 19

Формулирование стратегии — процесс, следующий за этапом стратегического анализа и нацеленный на выбор одной из альтернативных стратегии.

Процесс формулирования стратегии включает следующие основы:

идеологическую — это видение, идеальное представление о состоянии бизнеса, в соответствии с которым организация хочет вести свой бизнес. Состоит:

> из видения;

> миссии;

> целей;

> потребительской оценки;

организационную, которая включает такие факторы, как:

> внешняя эффективность — знание структуры потребностей и степени удовлетворения их организацией, которая определяется, в частности, долей организации на рынке и тенденциями ее изменения. Внешняя эффективность включает также создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, демонстрирует де­ловые возможности организации и ее потенциал;

> внутренняя эффективность - состояние пред­приятия с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности;

> характеристика способности к стратегическому управлению - оценка того, как руководство справляется с разработкой стратегии. Оценка должна касаться не только положения, существующего на момент исследования, но и возможностей развития ситуации. Руководство должно способно выбрать правильный курс и вести курсом всю организацию.

Реализация стратегии — использование стратегии с учетом всех факторов - направлена на:

> определение приоритетности задач;

> установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами;

> выбор и приведение в соответствие с осуществ­ив: стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.


 

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Стратегическое планирование связывает воедино цели организации, ее ресурсы и возможности, предоставляемые организации ее внешней средой.

Планирование – это умение предусмотреть все необходимые действия; способность предвидеть любые неожиданности, могущие возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им с помощью эффективного планирования. От качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности.

Общий стратегический план — программа, которая направляет деятельность организации в течение продолжительного периода времени с учетом возможных корректировок.

Главная цель стратегического планирования — обеспечение нововведений и изменений в достаточ­ном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

* устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы;

* ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;

* органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;-

* учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на позитивное или негативное влияние;

* адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешей и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Процесс стратегического планирования проходит следующее этапы:

* разработка миссии и целей организации;

* определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (два года, пять, десять лет);

* определение путей и средств их достижения;

* контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей , фактически достигнутыми.