Стратегическое планирование
ЛЕКЦИЯ 20
Формулирование и реализация стратегии
ЛЕКЦИЯ 19
Формулирование стратегии — процесс, следующий за этапом стратегического анализа и нацеленный на выбор одной из альтернативных стратегии.
Процесс формулирования стратегии включает следующие основы:
идеологическую — это видение, идеальное представление о состоянии бизнеса, в соответствии с которым организация хочет вести свой бизнес. Состоит:
> из видения;
> миссии;
> целей;
> потребительской оценки;
организационную, которая включает такие факторы, как:
> внешняя эффективность — знание структуры потребностей и степени удовлетворения их организацией, которая определяется, в частности, долей организации на рынке и тенденциями ее изменения. Внешняя эффективность включает также создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, демонстрирует деловые возможности организации и ее потенциал;
> внутренняя эффективность - состояние предприятия с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности;
> характеристика способности к стратегическому управлению - оценка того, как руководство справляется с разработкой стратегии. Оценка должна касаться не только положения, существующего на момент исследования, но и возможностей развития ситуации. Руководство должно способно выбрать правильный курс и вести курсом всю организацию.
Реализация стратегии — использование стратегии с учетом всех факторов - направлена на:
> определение приоритетности задач;
> установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами;
> выбор и приведение в соответствие с осуществив: стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Стратегическое планирование связывает воедино цели организации, ее ресурсы и возможности, предоставляемые организации ее внешней средой.
Планирование – это умение предусмотреть все необходимые действия; способность предвидеть любые неожиданности, могущие возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им с помощью эффективного планирования. От качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности.
Общий стратегический план — программа, которая направляет деятельность организации в течение продолжительного периода времени с учетом возможных корректировок.
Главная цель стратегического планирования — обеспечение нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
* устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы;
* ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;
* органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;-
* учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на позитивное или негативное влияние;
* адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешей и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
Процесс стратегического планирования проходит следующее этапы:
* разработка миссии и целей организации;
* определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (два года, пять, десять лет);
* определение путей и средств их достижения;
* контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей , фактически достигнутыми.