Новый вектор развития свободы печати 7 страница

Вторая особенность современной медиасистемы России связана с изменением структуры печатного рынка. Доминировавшая в Советском Союзе вертикально-иерархическая структура газетно-журнального рынка уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям на региональных/местных рынках3. Местная газета, выходящая рядом с домом читателей, становится все более нужной аудитории, поскольку находится почти в центре каждодневных интересов читателей, и рекламодателям. Именно их возрастающая роль прежде всего в качестве инвесторов, факторов ста-

бильности медиаэкономики, приводит нас к выявлению еще од-

ной существенной особенности современных российских СМИ.

1 Общественное мнение России по социально-политическим проблемам / Под
рея. А. В. Милехина, Н. И. Попова. М., 2000. С. 23, 649.

2 Там же. С. 641,645.

3 Vartanova E. Soviet Media in 1991. Helsinki, 1991; Zassoursky Y. Changing Media
and Communications // Changing Media and Communications. Concepts, Technologies
and Ethics in Global and National Perspectives / Ed. by Y. Zassoursky, E. Vartanova. M.,
1998. P. 15.

 


Введение рекламы в каждодневную практику российской ме-диасистемы, несомненно, следует признать третьей важнейшей особенностью постсоветского развития СМИ. В российских медиа, как и повсюду в мире, реклама сегодня играет сразу несколько ролей, но прежде всего она представляет собой источник финансирования, причем наиболее «нормальный» источник финансирования в условиях рынка. При этом реклама остается важным источником потребительской информации и средством формирования бытовой и потребительской культуры, которое оказывает значительное влияние на формирование жизненных ценностей потребителей. Действовавшие в условиях централизованной и крайне бюрократизированной экономики советские СМИ финансировались из государственного бюджета и потому совершенно не представляли, каким образом медиа зарабатывают деньги и становятся самоокупаемыми предприятиями. Правда, экономическая «непрактичность» руководителей советских медиа предприятий не мешала им быть чрезвычайно прибыльными: по свидетельству экспертов, издательство «Правда» приносило в партийный бюджет огромные прибыли от реализации газет, книг, календарей.

Развитие рекламы и системы паблик рилейшенз вызвало появ ление прежде не существовавшего сектора в медиаэкономике. Этим двум феноменам обязаны жизнью тысячи рекламных и ПР-агентств, социологических служб, новых отделов и подразделений внутри традиционных медиакомпаний, что в результате создало множе ство прекрасно оплачиваемых рабочих мест. Однако и для аудито рии появление рекламы в СМИ принесло ощутимые результаты: тематическая реструктуризация медиарынка, появление специа лизированных изданий или вещательных программ в основе своей имели стремление рекламодателей к желанным целевым группам. Сдвоенный рынок товаров (содержание как товар) и услуг (пре доставление рекламодателям доступа к целевым аудиториям), как определяют СМИ зарубежные медиаэкономисты1, хоть и с пост советскими извращениями, начал работать, обеспечивая аудито рию новостями и развлечениями, СМИ — доходами, рекламода телей — доступом к потенциальным покупателям.

1.4. СМИ Россия в условиях глобализации

Глобализация российских СМИ стала наиболее заметна в ус ловиях перестройки и гласности — тех процессов, которые полу-

1 Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. С. 49.


чили известность в мире благодаря своим чисто российским на званиям. Открывая общество процессам обновления и реконструк ции, руководство тогда еще Советского Союза, несомненно, осоз навало, что страна станет более открытой внешнему миру и смо жет глубже интегрироваться в мировое сообщество. В условиях переходного периода СМИ России вступили на путь глобализа ции, став едва ли не самым ярким примером происходящих в мире трансформаций.

Исследователи СМИ изначально были склонны рассматривать глобализацию как однонаправленный процесс, который импор тировал в менее развитые страны мира продукцию и технологию СМИ из более развитых стран мира, прежде всего из США и цен тров бывших колониальных держав — Великобритании, Франции, Германии. Отсюда возникла и концепция медиаимпериализма, которая отрицала важность национальных факторов в процессе глобализации. Последующие работы поставили вопросы о роли об ратных потоков в процессе глобализации СМИ — из менее разви тых регионов, о стратегиях поглощения, ассимиляции и сопро тивления национальных СМИ в ответ на глобализацию1. Таким образом, исследователи подошли к пониманию современного раз вития через призму концепции нациоглобализации, предполага ющую, что глобализация происходит в тесном взаимодействии с национальными медиасистемами, неравномерно и под воздействи ем не только современности, но и культурных традиций самой страны. Именно это демонстрирует пример современной России. Импорт теории. В поисках новой национальной модели СМИ России ориентировались на западные теории свободных и ответ ственных СМИ, открытого общества, самодостаточного медиарын ка, который автоматически гарантирует политический и культур ный плюрализм. На практике оказалось, что «западные медиа» вовсе не единый монолит, а конкретные системы, сформированные оп ределенными социально-экономическими условиями, силой на циональных традиций и особенностями культур. «Англо-саксон ская модель», по мнению британского исследователя К. Спарк-са, — это, скорее, воображаемая конструкция, соединяющая черты двух различных систем — американской коммерческой прессы и британского общественного вещания2.

Даже этой дихотомии достаточно, чтобы понять структурную неоднородность «западных медиа», но ведь реальное разнообразие

1 Featherstone M. Undoing Culture. Globalization, Postmodernism and Identity. L,
1995.

2 Sparks C. Communism, Capitalism and the Mass Media. L, 1998. P. 175-176.


медиасистем гораздо богаче. Для российской действительности чрез вычайно полезным может оказаться не американский или британ ский опыт, а североевропейская или итальянская медиамодель. Северные системы СМИ, характеризующиеся значительным вли янием государства на медиаиндустрию, показывают, что не всегда тот, кто «заказывает музыку», исходит из своих эгоистических представлений. Государства северных стран, дотируя газеты поли тических партий или обязывая коммерческие телеканалы поддер живать общественного вещателя через систему специальных вып лат, стремятся прежде всего к поддержанию плюрализма и разно образия в СМИ. Итальянская медиамодель, характеризующаяся значительной степенью политической вовлеченности, доказыва ет, что опыт российских СМИ неуникален и что есть пути созда ния в целом жизнеспособной медиасистемы.

Воздействие глобального опыта, таким образом, может ока зать определенное созидательное воздействие на российские СМИ. Однако речь идет о творческой адаптации глобальных концепций к российскому медиаконтексту.

Импорт медиасодержания.Проблема зависимости национальных медиасистем от транснациональных производителей содержания СМИ обсуждается политиками, исследователями и журналистами уже с середины 1950-х годов. Эти обсуждения получили тогда на звание информационного империализма и для многих авторов од нозначно ассоциировались с неравномерным потоком информа ции из США и стран Западной Европы в остальной мир. Наиболее точной метафорой стало выражение «улица с односторонним дви жением», предложенное в работе Каарле Норденстренга и Тапио Вариса1. Однако в России времен начала перестройки наблюдалась непропорциональная глобализация: телеэкран заполонили сериалы из Латинской Америки, заставив сторонников теории американиза ции отступить под натиском новых аргументов. Правда, объясне ние этому оказалось самое простое: в условиях неразвитой медиа-экономики только такой тип телеконтента был доступен небога тым российским телекомпаниям. Реклама, подготовленная зарубежными агентствами, мыльные оперы и сериалы вводили не известные прежде форматы в российские телепрограммы.

В конце 1990-х годов формат глобализации в России преобразу ется. Конечно, прямой импорт телепродукции сохраняется, но

1 Nordenstreng К., Vans T. Television Traffic — A One Way Street? A Survey and Analysis of the International Flow of Television Programme Materials/ UNESCO. Paris, 1974.


начинают активно развиваться стратегии адаптации и заимствова ния. Глобализация в России, как и повсюду в мире, стала характе ризоваться включением вненациональных элементов массовой куль туры в национальный контекст. Дублирование фильмов, произ водство собственных рекламных роликов по глобальным схемам, адаптация западных развлекательных жанров («Поле чудес», «Как стать миллионером», «Фабрика звезд») не означает в конечном итоге развития традиционной российской культуры. Напротив, на циональная контекстуализация глобализации — глокализация1 — только подтверждает одинаковость процессов в российских и зару бежных медиа.

Приход глобальных концернов.Хотя внедрение глобального ка питала на российский рынок и носит ограниченный масштаб, оно становится все заметнее. Конечно, «больших игроков» глобального медиарынка в России мы пока не видим, но усиливающаяся сначала 2000 г. активность зарубежного медиабизнеса позволяет су дить о росте его интереса. В российской экономике СМИ зарубеж ные компании пока на «втором плане», но их присутствие уже ощутимо.

Немецкий концерн «Бурда» много лет успешно действует на журнальном рынке. Некоторые американские компании внедрены в собственность московских FM-радиостанций и газет («Ведомос ти»). Особенно «кучно» на российском рынке СМИ представлены скандинавы: на рынке деловых изданий Санкт-Петербурга (швед ский концерн «Бонньеров», «Деловой Петербург»), дециметрово го ТВ (шведская «Модерн Тайме Труп» в ДТВ-Виасат), глянцевых журналов и англоязычных газет российских столиц (финская «Са-нома-ВСОЮ» в капитале ИД «Индепендент Медиа»), общеполи- тической столичной прессы (норвежский концерн «Оркла» в «Профмедиа»).

Обобщая пока еще немногочисленные примеры участия инос транного медиабизнеса, можно заключить, что по мере дальней шего включения российской экономики в глобальный рынок СМИ станут более важным сектором для зарубежного капитала, особен но в условиях быстрого роста российского рынка рекламы (см. ниже, раздел 2).

Становление новой профессиональной культуры.Важнейший фактор глобализации, сыгравший важную роль в трансформации

1 Rantanen T. From Export to Import: Russian TV in the Age of Globalization // Media, Communications and the Open Society / Ed. by Y. N. Zassoursky, E. Vartanova. M., 1998. P. 181.


оссийской медиасистемы, — это проникновение профессиональ ных «западных» стандартов в ежедневную практику журналистов. Открывая «Коммерсантъ» или «Ведомости», российский читатель сразу же видит «лиды» и материалы, построенные по принципу «перевернутой пирамиды». Верстка, иллюстрации, заголовки — все это сегодня делает крупные российские газеты более похожими на британские или американские издания, чем на ежедневные изда ния советской эпохи.

Важнейшей тенденцией в развитии новой профессиональной культуры стала переориентация текстов на информационные стан дарты англо-американской журналистики, на классический прин цип разделения «новостей» и «мнений». Стремление к объективи зации оказывает принципиальное воздействие на язык и стиль российских журналистов, трансформацию жанров. Следствием этого становится «вымывание» публицистических материалов из печат ных и электронных СМИ.

Адаптация медиабрендов.Роланд Робертсон, один из основате лей теории культурной глобализации, постоянно обращает вни мание на то, что глобализация всегда связана с локализацией. По его мнению, при внешне главенствующей роли глобального речь в конкретных обществах и культурах идет об усилении роли локаль ного. На примере экономических отношений это становится весь ма заметно. Те компании, которые производят и продают свою продукцию в глобальных масштабах, обязательно делают упор на локальном. Во-первых, они адаптируют свой товар для местных условий. Во-вторых, часто используют локальную культуру для про движения товара, что способствует его лучшей продаже. То, что концерны «Кока-кола» или «Сони» называют глобальной локализа цией, означает их «встраивание» в местную культуру1.

Опыт российского рынка журналов, прежде всего сегмента глян цевых изданий — для женщин, для мужчин, интерьерных журна лов, еженедельников новостей, — как нельзя лучше демонстрирует проявление глобальной локализации. Показательно, что именно журнальный рынок стал наиболее восприимчивым и успешным для адаптирования глобального. Используя ресурсы мощного немецкого журнального концерна, издательский дом «Бурда» создал серию адап тированных для русского рынка журналов, которые стали первыми ласточками процесса глобальной локализации. Локализация на журнальном рынке принимает различные формы. Многие зарубеж ные издания начинали в середине 1990-х годов в России тем, что

1 Robertson R. Globalization. L, 1992.


повторяли содержание, только переводя на русский язык тексты. Од нако со временем в них появилась российская реклама, содержание оживилось за счет российских материалов, а некоторые издания даже «локализировали» название (так, Good Housekeeping переименовался в «Домашний очаг», Maison francaise — в «Мезонин»).

Успех глобальным журнальным брендам был обеспечен имен но за счет их творческой локализации. Показательны примеры жур налов Cosmopolitan и «Русский Newsweek». Первый, существенно уменьшив традиционный формат в 2004 г. и соответственно цену, добился увеличения продаж и роста популярности. Это в свою оче редь стало позитивным примером для остальных местных изданий «Cosmo». Удачным маркетинговым ходом в локализации «Русского Newsweek» стало приглашение Леонида Парфенова главным ре дактором издания. Изменения, которые тележурналист наметил в журнале, абсолютно не повторяли стратегии «Newsweek» в других странах, однако они оказались столь успешными, что «Русский Newsweek» стал источником материалов для других локальных журналов этого американского медиабренда.

Еще один показательный пример творческой локализации на российском рынке СМИ — музыкальные радиоформаты. Вместе с рождением станций русской поп-музыки, шансона и русского рока начался процесс адаптации глобально используемых радиоформа тов в России. В силу особой структуры российского общества, в котором показатели образовательного и материального уровня жизни часто расходятся и геодемографические различия весьма ощутимы, многие «чистые» музыкальные форматы потребовали смягчения и размазывания. Поэтому сегодня многие московские FM-станции начали уходить от механической адаптации находок зарубежного рынка в сторону более тонкой «подгонки» мирового опыта к условиям российской действительности.

* * *

Сегодняшний российский медиаландшафт, несмотря на сохра нение значительной национальной специфики, несомненно, от ражает близость российских массмедиа к более универсальной мо дели СМИ, действующей в условиях рыночной экономики. С точки зрения структуры и экономики российские медиа сегодня не име ют почти ничего общего с советской системой СМИП. Это, ко нечно, не распространяется на все стороны деятельности средств массовой информации. Наследие прошлых времен особенно явно проявляется во взаимоотношениях СМИ и политической элиты, которые — по ряду понятных причин — кажутся наиболее типич ными для современных СМИ. Но все-таки рассмотренные с эко-


номической и структурной точек зрения российские масс-медиа сегодня демонстрируют разительные отличия от советского про шлого и очевидное сходство с моделями СМИ, существующими в условиях рыночных демократий.

2. Экономические особенности СМИ России

За последние годы российский медиаландшафт радикально из менился. Важнейшим фактором преобразования стал переход пред приятий СМИ на рыночные принципы деятельности. Выйдя на ры нок в начале 1990-х годов, российская журналистика столкнулась с массой проблем, о которых прежде и не подозревала. К удивлению журналистов, на первом плане оказались не проблемы творчества и профессионального мастерства, а вопросы собственности, прибы ли, управления финансовыми потоками и персоналом. Однако все эти явления свидетельствовали о том, что российские СМИ суще ственно изменили свой статус: из сферы, подчиненной партийно му руководству и централизованному планированию, они начали превращаться в самостоятельную отрасль экономики, живущую по законам рынка.

2.1. Российская медиаиндустрия: Общая характеристика

В течение последнего десятилетия российская индустрия СМИ развивалась динамично и поступательно. Несомненно, этому спо собствовали и наметившийся в последнее десятилетие экономи ческий рост, и вызывающий рост рекламного рынка, и наличие либерального законодательства о СМИ, и стабильный интерес россиян к отдельным видам СМИ — качественным газетам, глян цевым журналам, нишевому ТВ, музыкальному радио, Интернету. Несколько обстоятельств повышают значение современной медиа-индустрии в экономике России.

Во-первых, перейдя к рынку, российская экономика ощутила необходимость в новой форме информации — рекламе. Известно, что для нормального функционирования рыночной экономики необходимо постоянное общение производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Физическим местом простейшей фор мы их общения выступает рыночная площадь. В современной, бо лее сложной и разветвленной экономике, когда предложение то варов и услуг практически неограниченно, роль форума продавцов и покупателей начинают выполнять СМИ. Осознавая этот факт,


многие теоретики — Д. Смайт, Д. МакКуэйл, Р. Пикар, В. Моско — подчеркивают, что СМИ выполняют важнейшую роль «конструкто ра» необходимой для рекламодателей аудитории. Именно благодаря предложению аудитории определенного типа содержания СМИ фор мируют нужные для рекламодателей группы покупателей, что от кровенно стимулирует сбыт и — как следствие — развитие экономи ки. Это положение особенно ярко иллюстрирует пример США — страны с наиболее развитой экономикой, ориентированной на мас совое потребление, самым богатым рынком рекламы и наиболее прибыльными СМИ. Именно в соответствии с этой закономерно стью развитие российской экономики будет в дальнейшем напря мую определяться ростом рекламного рынка и медиаиндустрии.

Во-вторых, развитие экономики России в последнее десятиле тие демонстрирует положительную динамику, что сказывается и на развитии СМИ. Стабилизация российской экономики в услови ях роста спроса на нефть приводит к повышению покупательской способности населения. Несмотря на сохранение неравенства внутри российского общества, укрепляется «средний класс», который и выступает основным потребителем как СМИ, так и товаров и ус луг, в них рекламируемых. Развитие среднего класса в России при носит ряд социальных изменений: изменение стиля жизни в сто рону разнообразия потребления, диверсификацию форм проведе ния свободного времени, повышение роли образования в профессиональном росте. Это напрямую связано с развитием не которых СМИ, прежде всего тех, которые носят откровенно раз влекательный или четко выраженный специализированный харак тер. Эта же социальная тенденция объясняет повышение интереса к качественным общеполитическим изданиям, аналитическим про граммам на центральном ТВ. Специалисты предполагают, что эта тенденция станет очевидной в ближайшее десятилетие1.

Повышение покупательской способности россиян, несомнен но, способствует и развитию платных форм телевидения (кабель ного, спутникового), Интернета, а также мобильной телефонии как среды для распространения информационных продуктов — новостей, сводок погоды, рекламы.

В-третьих, на фоне существующего экономического роста ста новится очевидным и развитие рекламного рынка в России. Как и для любой индустрии СМИ в развитых странах, это имеет боль шое значение: массмедиа и в России являются важнейшими рек-

1 Мартынов Д., Оськин В. Дистрибуция прессы. Международный опыт и рос сийский путь развития / Ассоциация распространителей печатной продукции. М., 2005. С. 7.


 


ламоносителями. Специалисты отмечают прямую связь между со стоянием национальной экономики, уровнем развития рекламно го рынка и состоянием индустрии СМИ. Показательно, что в Рос сии в последние годы доля рекламной индустрии, рассчитанная как процентное отношение объема рекламного рынка к валовому внутреннему продукту, составляет 0,9%'. Причем рост за 4 года составил почти 300%, что лишний раз говорит о динамизме раз вития медиаиндустрии (табл. 8). Доля рекламной индустрии Рос сии в ВВП вполне сопоставима с аналогичным показателем, на пример, по Австрии, где он составляет около 1%.

По общему объему российского рекламного рынка — 3,855 млрд долл. (данные 2004 г.) — Россия находится на 13-м месте в мире и


на 6-м в Европе. В последние годы наша страна прочно обоснова лась в первой десятке стран с самыми высокими темпами роста рекламных расходов. В этой десятке по объему рынка наша страна уступает только Китаю (его показатель составляет 8,5 млрд долл.). Важно подчеркнуть, что общий экономический рост ведет и к повышению роли региональных рекламных рынков, что прино сит региональным СМИ новые доходы. Если в середине и конце 1990-х годов для рекламодателей наиболее привлекательными рекламоносителями были общенациональные СМИ, прежде все го ТВ, то в течение последних лет востребованность региональных СМИ на рекламном рынке существенно возросла. В 2004 г. объем региональной рекламы в общем объеме российской рекламы со ставил 28%, показав более чем 30%-ный рост. Правда, следует уточ нить, что российский рекламный рынок все еще недостаточно развит. Россия отстает от многих стран по ряду параметров, преж де всего по отношению общего объема рекламного рынка к ВВП и по рекламным затратам на 1 человека — 36 долл.

Наконец, в-четвертых, динамика российской индустрии СМИ обусловлена и глобальными причинами. Очевидно, что в случае воз можного вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) резко изменится ситуация на российском медиарынке. По сравнению со многими развитыми странами Европы и Северной Америки наш потребительский рынок остается весьма неразвитым, соответственно очень привлекательным для глобальных рекламода телей. Устранение многих входных барьеров для иностранных компа ний, заинтересованных в российском рынке, приведет к активному внедрению зарубежного капитала и в сферу медиабизнеса. В рамках этого же процесса, безусловно, ускорится развитие рекламного рынка. Именно поэтому с 2000 г. многие зарубежные медиакорпорации ста ли более активно приобретать медиакомпании или создавать свои дочерние предприятия в России. «Второй приход» зарубежного медиакапитала, в отличие от «первого», проявившегося в начале 1990-х годов, экономически более мотивирован. Первой, наиболее I очевидной причиной стал рост российского рынка рекламы, а вто-I рой, явно просматривающейся, выступает «подготовка позиций» ! глобальными медиаконцернами, которые могут принести им зна-1 чительные дивиденды в случае вступления России в ВТО.

Таким образом, развитие современной российской журналис тики напрямую связано с формированием российских массмедиа в качестве отдельной индустрии, стабильно увеличивающей свою привлекательность и для российских рекламодателей, и для зарубежного капитала.


2.2. Структуры собственности

Экономическая структура российского рынка СМИ более раз нообразна, чем во многих развитых странах. Причина заключается в том, что на российском медиарынке до сих пор ощутимо при сутствие государства, выступающего полным или частичным соб ственником многих медиапредприятий. В целом насчитывается три типа владения медиапредприятиями: частный, государственный и смешанный. Но при этом спектр структур собственности достаточ но обширен. В России до сих пор существуют предприятия, кото рые целиком находятся в собственности государства, предприятия смешанной формы собственности, где частный и государствен ный капитал может контролировать самые разные доли с вытека ющими из этого различными возможностями финансирования и оказания влияния на процесс принятия решений, а также част ные компании разных размеров и масштабов деятельности, имею щие самые разные организационные формы. Среди последних встре чаются и дочерние компании немедийных, прежде всего ресурс ных концернов, и многопрофильные медиахолдинги, и компании, находящиеся в руках самих журналистов. Соответственно столь не похожие организационные формы медиакомпаний оказывают раз личное влияние на процесс организации журналистского труда и работы редакции, на объемы и формы инвестирования, на рек ламные стратегии. Следует отметить одну из наиболее типичных особенностей российского медиарынка: вне зависимости от фор мы собственности главным источником финансирования для рос сийских медиапредприятий остается реклама.

Как и в медиаиндустрии других стран, в российских СМИ су ществует несколько источников доходов — прямые или непрямые государственные дотации, спонсорство, прямая или скрытая рек лама. Появляются и новые, нетрадиционные источники прибыли — product placement в аудиовизуальных СМИ и книгах, продажа кли ентских баз данных предприятиями новых медиа. Важнейшим на правлением развития российского медиарынка, несомненно, ос тается превращение рекламы в основной источник финансирова ния медиапредприятий, вне зависимости от формы собственности. В этом российские СМИ абсолютно четко соответствуют не только особенностям современной медиаэкономики, но и законам рынка.

На этом фоне особенно очевидно магистральное направление развитие медиарынка — стремительное становление частной соб ственности в этом секторе экономики. Крушение Советского Со юза вывело на рынок предприятия СМИ, находившиеся только в государственной, партийной или общественной собственности, что


по существу не представляло большой разницы, поскольку в их деятельности практически отсутствовали коммерческие мотивы. Сегодня же даже для государственных предприятий становится жизненно необходимым не только действовать на рынке рекламы, но и принимать во внимание коммерческие мотивы деятельности. Это, конечно, помогает многим медиакомпаниям выживать и даже уходить от прямого влияния политиков, но, с другой стороны, ставит деятельность журналистов в сильную зависимость от требо ваний рынка.

Ключевой особенностью современного рынка СМИ в России является его экономическая неоднородность. Это связано не толь ко с неравномерным экономическим развитием столицы и регио нов, но и с наличием разных структур собственности на медиа-рынке. Так, на рынке печатных СМИ государственным структурам принадлежит около 20% федеральных и около 80% региональных изданий. На телевизионном рынке в начале 2000 г. насчитывалось 100 государственных (из них 88 в регионах) и 150 негосударствен ных телекомпаний; 9 телевизионных каналов (из них только 2 на ходятся в собственности государства) принимаются более чем по ловиной населения России, в 200 городах России действуют по 10—12 открытых телеканалов1. В сфере радио ситуация также харак теризуется большим разнообразием. После разрешения частного вещания в крупных, а затем и всех остальных городах начался бур ный рост радиоиндустрии за счет появления негосударственных станций. Например, в 1990 г. в столице действовали три негосудар ственные радиостанции, в 1991 г. — 10, в 1994 г. — ЗЗ2. К настояще му моменту соотношение частных и государственных радиостан ций в Москве составляет 50:12, в Санкт-Петербурге — 30:1, в Ро стовской области — 22:17, в Свердловской — 17:12.

Бурное развитие негосударственного сектора в экономике СМИ уже имеет и заметные международные последствия. За последние годы два известных медиапредприятия — РБК и «Рамблер» — раз местили свои акции на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Стремясь повысить свою инвестиционную привлекатель ность, о намерениях пойти по этому же пути говорят и другие крупные медиапредприятия России, например, «Проф-медиа». Безусловно, все эти шаги по направлению к большей открытости и прозрачности медиарынка говорят о дальнейшей интеграции

-----------

1 Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение. М, 2001.

С. 82.

2 Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000. С. 95.


российской индустрии СМИ в глобальную экономику, об усиле нии ее рыночного характера.