Новый вектор развития свободы печати 1 страница
В. В.Путин не просто являет собой иной тип политика по сравнению с прежним президентом России Б. Н. Ельциным. Он и работает в другом «климате», который сам влияет на его политику, в том числе и в отношении регулирования СМИ.
Начнем с того, что после прошедших в 1999-м и 2003 г. выборов в Государственную Думу у президента не осталось причин соперничать и сражаться с парламентом, наименее оппозиционным Кремлю за всю постсоветскую историю России. Это означает, что больше нет нужды доказывать — с помощью различных привилегий — прессе и общественности, кто самый «лучший друг» свободы слова и печати. Ранее дарованные прессе экономические льготы шаг за шагом отбираются у нее обеими ветвями власти.
Рост цен на нефть позволил России меньше зависеть от западных денег. Следствием этого стала меньшая политическая зависимость от того, что мир подумает о нашей стране, в том числе и о свободе массовой информации в ней. Это подтверждается ограничениями, введенными в отношении СМИ, когда последние пытались критически для Кремля освещать конфликты и катастрофы, беспрецедентным давлением администрации президента на поли тику национального телевидения.
Кремль стал меньше зависеть от так называемых олигархов. Руководители финансовых и промышленных структур, влиятельные в коридорах ельцинской администрации, превратились с уходом первого президента в мишень для атак со стороны Кремля. И Борис Березовский, и Владимир Гусинский попали под критику прези-
дента Путина, который в публичных выступлениях назвал их манипуляторами общественного мнения и тайными вдохновителями попыток развязать политический кризис1. Другие же олигархи проводят более тонкую политику в формировании политического и правового базиса страны. Это выражается в их способности манипулировать депутатами Думы и правительственными чиновника ми, проталкивая нужные решения и законопроекты.
Правительство теперь играет все большую роль в управлении процессами в сфере СМИ. И хотя чехарда, вызванная реформированием в марте—мае 2004 г. Министерства печати в Министерство куль туры и массовых коммуникаций нанесла урон стройной системе контроля, сложившейся под руководством экс-министра Михаила Лесина, правительство продолжает играть заметную и активную роль в разработке положений, регламентирующих выдачу лицензий на вещание, в то же время вынося все больше официальных предупреждений различным средствам массовой информации. Так, примерно за полгода со дня своего создания Министерство культуры и массовых коммуникаций вынесло российским СМИ 18 официальных предупреждений, сохраняя темп, заложенный Минпечати.
Не последнюю роль здесь играет и тот факт, что Владимир Путин лично не участвовал в утверждении свободы печати в России. Он не играл никакой роли в составлении Конституции РФ и чувствует меньше ответственности как гарант существующих прав. Хотя президент и проявляет уважение к правам человека, они редко попадают в число главных тем его заявлений.
Остается желание президента и правительства защищать и продвигать через СМИ свои интересы, обычно представляемые как национальные. Как это следует делать — все еще открытый вопрос. То, что исходит сверху, является сочетанием давления, как правило, грубого и неуклюжего, и манипуляций с использованием электоральных технологий в постэлекторальный период.
В экономической области прослеживается желание отказаться от общей и всесторонней поддержки средств массовой информации. В августе 2004 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и при-
1 «Они разворовали деньги, они купили СМИ, и они манипулируют общественным мнением... Они лгут. Они лгут. Они лгут. Их логика очень проста. Они обрабатывают огромную аудиторию, и они делают это, чтобы показать политическим лидерам страны, что мы в них нуждаемся... что мы должны их бояться, подчиняться им и позволять им продолжать разворовывать страну. Вот настоящая цель ил действий», — сказал о медиамагнатах Владимир Путин. См.: Экология и права человека (бюллетень ECO-HR), 156. 2000. 2 сент. То же цитирует Moscow Times. 2000. 2 сент.
знании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». В законе более двухсот страниц, и большинство журналистов и журналистских организаций не сразу обратили внимание на то, что им признаются утратившими силу федеральные законы «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Указанная норма вступила в силу 1 января 2005 г.
Напомним, что Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет» был принят 24 ноября 1995 г. «в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформы местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении». В соответствии с ним осуществлялась экономическая поддержка местных газет путем выделения средств из федерального бюджета на развитие их материально-технической базы и оплату расходов, связанных с производством и распространением газет (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). В соответствии с этим законом в 2000 г. дотации получили 1950 газет на сумму 150 млн руб. В бюджете на 2001 г. эти расходы составили 225 млн руб., а в 2002-м, 2003-м и в 2004 гг. — по 170 млн руб. Теперь, с вступлением в силу этого закона, расходы местных газет федеральный бюджет покрывать не будет.
Что касается Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. (№191-ФЗ), то еще в 2002 г. было прекращено действие ряда его положений, что лишило редакции СМИ большинства федеральных льгот, просуществовавших шесть лет. Теперь же были упразднены и положения этого закона, установившие ограничения на приватизацию предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции, в том числе монополистов.
С 1 января 2005 года прекратила свое действие и норма Налогового кодекса РФ, предоставлявшая редакциям СМИ пониженную ставку по уплате налога на добавленную стоимость. Заметим, что все эти льготы никогда не предоставлялись рекламным и эротическим СМИ.
Закон от 22 августа 2004 г., как указано в его преамбуле, приближает нас к жизни по «принципам правового государства с со-
циально ориентированной рыночной экономикой». Его нормы «не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина». Однако по своей сути ничем не оправданное и не объясненное обществу лишение средств массовой информации экономических преференций означает, что государство фактически более не признает за СМИ особого статуса, требующего создания специального экономического режима максимального благоприятствования. Следовательно, государство более не вправе рассчитывать на «социальную» отдачу от возможных льгот от редакторов и журналистов: средство массовой информации становится таким же рыночным предприятием, как и, скажем, мебельная фабрика, работающая исключительно по законам капиталистической конкуренции. Социальная функция СМИ — информировать общество обо всем важном для его развития, заниматься просвещением и образованием людей — представляет теперь интерес лишь для теоретиков журналистики. СМИ же будут стремиться лишь «подороже продать товар», а продаются лучше всего материалы «жареные».
Конечно, в экономической области остаются еще гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, остаются региональные законы, дающие субсидии и льготы государственным телерадиоорганизациям и периодическим изданиям. Но с отменой федеральных, общих для всех СМИ льгот Россия становится первой из крупных стран Европы, которая отказывается от создания привилегированного общенационального режима для СМИ. Учитывая, что Россия к тому же — одна из немногих цивилизованных стран мира, в которой нет общественного телерадиовещания, приходится признать, что политика нашего государства действительно «новаторская», но это «новаторство» идет вразрез с декларируемой защитой прав и законных интересов человека и гражданина на получение массовой информации. При этом нельзя не отметить, что правительство по-прежнему не готово к такой сложной задаче, как внедрение прозрачности в экономические отношения в сфере СМИ.
В сфере идеологии Кремль опирается на доктрину, в которой указываются национальные (государственные) интересы в информационной политике. Совет безопасности РФ принял 23 июня 2000 г. Доктрину информационной безопасности, вступившую в силу после подписания ее президентом РФ В. Путиным 9 сентября того же года1. Хотя этот документ охватывает самые разные вопросы, начиная от развития национального рынка телекоммуникаций и заканчивая интеллектуальной собственностью, его пронизывает
1 См.: Российская газета. 2000. 29 сент.
одна идея: необходимость усиления правительственного контроля за распространением информации через создание правовой базы для такого контроля. Номинально «присягая» принципам свободы прессы и запрета цензуры, документ содержит лексику, которая порой ниспровергает эти общие принципы.
Согласно доктрине российские граждане в настоящее время подвергаются ряду угроз со стороны СМИ, включая использование средств массовой информации для ограничения права человека на свободу мысли, «пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе», и злоупотребление свободой массовой информации. Россияне, говорится далее в документе, подвергаются еще большим угрозам из-за рубежа, включая деятельность иностранных структур, международных террористических и других преступных организаций и групп, направленную против интересов Российской Федерации в информационной сфере, ослабление влияния государства на общественную жизнь, уменьшение его экономических возможностей по защите законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, а также «усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни от зарубежных информационных структур». Хотя эта доктрина не имеет юридической силы, она указывает на определенную озабоченность Кремля и на возможную эволюцию государственной политики в информационной сфере.
В политической области Кремль «изнуряет» своих наиболее упрямых противников среди владельцев СМИ. За два-три года был фактически ликвидирован наиболее влиятельный в стране частный холдинг ЗАО «Медиа-мост». Внезапное решение Министерства печати в 2000 г. выставить на открытый конкурс лицензию, которую до этого использовала московская компания «ТВ-Центр», привело к тому, что это враждовавшее с Кремлем средство массовой информации умерило свою критику. Судебные иски влиятельных фигур на умопомрачительные суммы наносят удар за ударом по последней ежедневной газете ссыльного олигарха Б. Березовского «Коммерсантъ».
2.2. Действующее законодательство
в сфере СМИ: краткая характеристика
федеральных законов
В Конституции РФ устанавливается приоритет международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, над на-
циональным законодательством1. Россия стала в 1996 г. членом Совета Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека. Это означает, что законодательство Совета Европы начинает влиять на регулирование средств массовой информации в нашей стране. Постановления Европейского суда по правам человека, в том числе и по статье 10 Конвенции о защите прав и основных свобод («Свобода выражения мнения»), проявляются в решениях российских судов — от Конституционного до районных. Вступление любой страны в Совет Европы означает среди прочего распространение на национальное право прецедентов Европейского суда по правам человека (г. Страсбург) — органа, который за 50 лет своей работы многократно демонстрировал, как именно следует рассматривать иски о защите чести и достоинства.
Угроза, таящаяся в несоответствии российских судебных решений требованиям Страсбурга, казалась эфемерной, пока в 2002 г. Евросудом не была удовлетворена первая жалоба против нашей страны. Этот случай воодушевил многих, и россияне быстро вышли на первое место по числу поданных жалоб. На сегодняшний день иски в Европейском суде у России выиграли уже несколько десятков человек, а сумма выплаченных им из госбюджета компенсаций превысила миллион евро. Перед отечественной судебной системой стоит задача избежать новых пощечин.
Сама Конституция была принята общенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ст. 29 говорится, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Закон «О средствах массовой информации», принятый парламентом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации; о возможности учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства массовой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В статье 18 закона говорится, что учредители не могут вмешиваться в деятельность редакции средства
1 Ст. 15 Конституции РФ.
массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в договоре о регулировании взаимоотношений, который обязаны заключить учредитель и редакция, имеется явное указание на допустимость подобного вмешательства.
В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спонсорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данного положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учредитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций предстают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.
Со времени принятия данного закона вступили в силу около пятидесяти других и несколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств массовой информации. Далее следует краткое перечисление соответствующих федеральных законов1.
Уголовный кодекс РФ, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клевету как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законодательства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информационными технологиями.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ 1995 г. и ст. 43 закона «О средствах массовой информации» возлагают ответственность за правильность распространяемой информации на ответчика (т.е. на журналиста или редакцию СМИ). Из всего российского законодательства особое внимание необходимо уделить ст. 152 Гражданского кодекса РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», по нормам которой решаются более 90% всех судебных споров с участием редакций. В стране, пожалуй, не осталось ни одной маломальски крупной общественно-политической газеты, хотя бы раз не вы ступившей ответчиком в процессе о защите чести и достоинства.
По статистике судами удовлетворяются две трети всех исков к СМИ по 152-й статье. И тогда редакция обязана опубликовать опровержение и в денежной форме компенсировать тот моральный вред, который позорящая и недостоверная публикация нанесла
1 Для ознакомления с текстами соответствующих федеральных законов см.: интернет-сайт www.medialaw.ai.
обиженному лицу. Причем, как показывает недавнее решение арбитражного суда по иску Альфа-банка к газете «Коммерсантъ», компенсация подобного вреда может доходить до умопомрачитель ной суммы в 300 млн руб. (позднее снижена до 30 млн руб.).
Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой уголовную ответственность, однако вопрос о том, является ли журналист субъектом такой ответственности, остается открытым. Федеральный за кон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. определяет содержание этого понятия и ответственность за разглашение такой тайны.
Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает закон «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1993 г. То, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса РФ, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда. Сфера действия закона распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и необнародованные, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства, а также способа выражения.
Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. предусматривает освещение ряда событий, связанных с деятельностью государственных органов в соответствующих государственных СМИ. В число событий входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента. Большинство норм этого закона до сих пор не работает. Редакции государственных телерадиопрограмм его по большому счету игнорируют. Не в последнюю очередь это происходит в силу того, что контроль за исполнением закона был возложен на так и не созданную Федеральную комиссию по телерадиовещанию. Причина безразличия к нарушениям норм об освещении деятельности государственных органов, воз можно, заключается и в том, что, по мнению органов исполни-
тельной власти, в этом законе слишком много внимания уделяется освещению власти законодательной.
Действующий Федеральный закон «О связи» вступил в силу 1 января 2004 г. Он устанавливает правовые основы деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в предоставлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицензий на передачу их сигналов. Как и по действовавшему до него Федеральному закону «О связи» 1995 г., лицензия выдается, продлевается, приостанавливается и аннулируется федеральным органом исполнительной власти в области связи (в настоящее время — Министерством информационных технологий и связи РФ). Эта лицензия вторична — ее получают физические или юридические лица на основе уже существующей лицензии на вещание.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Закон определяет большое число понятий и задач, связанных с информацией. В нем имеются положения о доступе к информации, регулируются также вопросы права на информацию.
Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного контроля за ее распространением. Этим законом введен полный запрет на телевизионную рекламу алкогольных напитков и табака.
Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом РФ 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информационного обмена, в том числе посредством массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных позиций России в международной информационной инфра структуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранными информационными продуктами и услугами, пополнение и защита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие
информационному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифицируемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреждениям право контролировать различные аспекты международного обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения национальных банков данных.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. предусмотрена возможность прекращения судом деятельности СМИ по заявлению не только регистрирующего органа, но и прокурора. Это происходит, когда экстремистская деятельность влечет за собой нарушение прав и свобод человека, причинение вреда здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности или законным экономическим интересам физических или юридических лиц, обществу и государству или даже просто создает реальную угрозу причинения такого вреда.
В избирательном законодательстве России главным законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он действует с 1997 г., хотя в нынешней редакции был принят в 2002 г. В самом тексте этого закона говорится о том, что по отношению к другим законам, которые регламентируют избирательную деятельность и предвыборную кампанию, он является основным. Это означает, что в том случае, когда другие нормативные акты противоречат закону об основных гарантиях, действует последний. В 1999 г. были приняты новые редакции федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации». В дополнение к ним в каждом субъекте Федерации существуют свои законы о выборах местных губернаторов (президентов) и органов власти. Все они составляют законодательную базу деятельности СМИ во время предвыборной кампании. В этих законах предусмотрен запрет на увольнение или перевод на другую работу журналистов и руководителей средств массовой информации, участвовавших в деятельности по информационному обеспечению выборов или референдума, в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании.
2.3. Основные законопроекты, находящиеся на рассмотрении законодателей
Созданный в 2002 г. Индустриальный комитет СМИ уже три года предлагает Президенту РФ представить в Государственную Думу проект нового закона «О средствах массовой информации», в ко тором предполагается аннулирование свидетельства о регистрации СМИ, приостановление и прекращение действия лицензии на вещание при нарушениях любых положений этого закона, а не только в случае злоупотребления свободой массовой информации, как это происходит по действующему закону о СМИ.
Ограничение свободы массовой информации равнозначно ограничению свободы слова. В соответствии с добровольно принятыми Россией на себя обязательствами оно допустимо в строго определенных случаях. Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода выражения мнения») предписывает:
«Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмот рены законом и необходимы в демократическом обществе в интере сах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».
Российской законодательной структуре в сфере СМИ все еще недостает закона о телерадиовещании. Работа над ним началась почти десятилетие назад. Парламент принял проект закона 12 мая 1995 г., однако Президент РФ Б. Ельцин наложил на него вето. В марте 1996 г. новая Дума (избранная в декабре 1995 г.) предприняла попытку пре одолеть вето (одобрив предыдущую редакцию), но Совет Федерации отклонил проект закона 10 апреля 1996 г., хотя ранее однажды одобрял его. 3 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла в первом чтении новый законопроект «О телевизионном вещании и радио вещании». Однако в мае 2000 г. парламент вновь его рассмотрел и отклонил. С тех пор подобный законопроект парламентом не рас сматривался.
3 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О праве на информацию», который был представлен Президентом РФ. В декабре 2000 г. парламент пересмотрел
и отклонил законопроект. В октябре 2004 г. Минэкономразвития России (МЭРТ) внесло в правительство согласованный со всеми заинтересованными ведомствами проект закона «О доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Ключевым принципом подготовленного МЭРТ законопроекта является то, что вся незакрытая по соображениям секретности информация станет открытой, это касается деятельности не только органов исполнительной и законодатель ной власти, но и Центризбиркома, судов и всех силовых ведомств. Любой гражданин может запросить эту информацию в электрон ном виде и анонимно. Законопроект содержит перечень обязательной к раскрытию информации. В него входят все нормативно-правовые акты, план деятельности министерств и контракты по госзакупкам. Информация будет предоставляться бесплатно. Вместе с тем, чтобы предотвратить злоупотребление правом, МЭРТ предлагает ввести незначительную плату за тиражирование и доставку ин формации, а также за предоставление информации, превышающей по объему 24 машинописных страницы. Вслед за законом об информационной открытости планируется разработать и принять законы о конфиденциальной информации и персональных данных. Первый закон будет регламентировать процедуру закрытия информации (засекречивание), второй — какую и в каком объеме информацию о гражданах могут собирать государственные органы1.
Государственная Дума 20 февраля 1997 г. приняла в первом чтении законопроект «Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации». Новый законопроект, разработанный думским комитетом по культуре, разрешает в соответствии со ст. 242 Уголовного кодекса 1997 г. продажу и распространение «порнографических материалов или предметов». В то же время впервые в современной истории России закон ставит продажу и распространение таких материалов под контроль государства и устанавливает ряд ограничений на ввоз, изготовление, рекламу, распространение товаров и услуг порнографического характера. В их число входят в первую очередь требование получить лицензию за плату; запрещение вовлекать несовершеннолетних в сферу производства и распространения порнографии; специальные ограничения на время и место распространения подобных материалов и услуг. Закон определяет порнографические материалы или предметы как «особый вид продукции сексуально. К моменту сдачи этой главы в печать законопроект не был рассмотрен и одобрен правительством.
знании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». В законе более двухсот страниц, и большинство журналистов и журналистских организаций не сразу обратили внимание на то, что им признаются утратившими силу федеральные законы «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Указанная норма вступила в силу 1 января 2005 г.