Анализ внешней среды организации
ЛЕКЦИЯ 13
Стратегический анализ
ЛЕКЦИЯ 12
Стратегический анализ — средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации, включает исследование:
> внешней среды организации;
> внутренней среды организации.
К инструментам стратегического анализа относятся:
> формальные модели и количественные методы;
> самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.
Анализ разрыва — выявление ситуации, когда существует разрыв между целями фирмы и ее возможностями.
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
> сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
> анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив, формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. В процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии— того, который в наибольшей степени соответствует условиям внутренней и внешней среды, а также выбранным целям деятельности.
Анализ внешней среды— процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Внешняя среда оценивается по трем параметрам:
> изменениям, оказывающим влияние на деятельность организации;
> факторам, представляющим угрозу для деятельности организации;
> факторам, предоставляющим возможности для достижения поставленных целей.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы и добиться:
> разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз;
> прогнозирования возможностей;
> составления плана на случай непредвиденных обстоятельств;
> разработки стратегий.
Дляэтого необходимо выяснить:
> гденаходится организация в настоящий момент;
> гдеона должнанаходиться в будущем;
> чтодля этого необходимо сделать.
Послеэтого руководство предприятия начинает этап стратегического планирования, которое включает:
> оценкуизменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
> определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии организации;
> анализ деятельности конкурентов;
> определение факторов, предоставляющих больше возможности для достижения общеорганизационных целей путем корректировки планов.
Значение анализа внешней среды:
- позволяет лучше понимать изменения в макросреде;
- позволяет более адекватно оценивать существующую обстановку;
- способствует лучшему пониманию роли международных организаций;
- содействует повышению уровня качества принятия решений, связанных с распределением ресурсами.
- позволяет обеспечивать управление рисками;
- помогает сосредоточить внимание на первичных признаках стратегических перемен;
- позволяеторганизации вовремя прогнозировать угрозыи возможности и принимать соответствующие меры.