Анализ внешней среды организации

ЛЕКЦИЯ 13

Стратегический анализ

ЛЕКЦИЯ 12

 

Стратегический анализ — средство преобра­зования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации, включа­ет исследование:

> внешней среды организации;

> внутренней среды организации.

К инструментам стратегического анализа отно­сятся:

> формальные модели и количественные методы;

> самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитиче­ских и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Анализ разрыва — выявление ситуации, когда существует разрыв между целями фирмы и ее воз­можностями.

Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:

> сравнение намеченных фирмой ориентиров и ре­альных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;

> анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив, формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. В процессе страте­гического анализа руководство организации склоня­ется к выбору одного из возможных вариантов стра­тегии— того, который в наибольшей степени соответствует условиям внутренней и внешней среды, а также выбранным целям деятельности.


Анализ внешней среды— процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изу­чают внешние по отношению к предприятию факто­ры, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Внешняя среда оценивается по трем парамет­рам:

> изменениям, оказывающим влияние на деятель­ность организации;

> факторам, представляющим угрозу для деятель­ности организации;

> факторам, предоставляющим возможности для достижения поставленных целей.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы и добиться:

> разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз;

> прогнозирования возможностей;

> составления плана на случай непредвиденных обстоятельств;

> разработки стратегий.

Дляэтого необходимо выяснить:

> гденаходится организация в настоящий момент;

> гдеона должнанаходиться в будущем;

> чтодля этого необходимо сделать.

Послеэтого руководство предприятия начинает этап стратегического планирования, которое включает:

> оценкуизменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

> определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии организации;

> анализ деятельности конкурентов;

> определение факторов, предоставляющих больше возможности для достижения общеорганизационных целей путем корректировки планов.

Значение анализа внешней среды:

- позволяет лучше понимать изменения в макросреде;

- позволяет более адекватно оценивать существующую обстановку;

- способствует лучшему пониманию роли международных организаций;

- содействует повышению уровня качества принятия решений, связанных с распределением ресурсами.

- позволяет обеспечивать управление рисками;

- помогает сосредоточить внимание на первичных признаках стратегических перемен;

- позволяеторганизации вовремя прогнозировать угрозыи возможности и принимать соответст­вующие меры.