Стадия диагенеза.
ВОПРОС 3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей
ВОПРОС 2. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов
ВОПРОС 1. Конфликт между супругами
Семейные конфликты» Вопросы
ЛЕКЦИЯ №7
1. Конфликт между супругами
2. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских кон-
фликтов
3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей
Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.
У семьи выделяют несколько функций:1) хозяйственная; 2) воспитательная; 3) продление рода; 4) супружеская; 5) психотерапевтическая (психологическая ласка); 6) резонатора (один из супругов жертвует своими интересами ради самореализации другого).
Поэтому семья является неким функциональным образованием, состоящим в свою очередь из ряда подсистем. Идеальная семья - эта та, где подсистемы работают в чистом виде, не пересекаясь (мой муж замечательный любовник, но у моего сына нет отца).
Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально-психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором - о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения.
Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений.
Вторая - влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения.
В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у различных супружеских пар.
Порой и сами супруги не в полной мере осознают реальные причины конфликтов. Кроме того, оппоненты могут скрывать или подменять истинный объект конфликта. Но в любом случае нахождение подлинной причины конфликта является одним из важнейших условий успешного его разрешения.
Исследования психологов показывают, что в 80 - 85% семей постоянно происходят конфликты. В оставшихся 15 - 20% фиксируются ссоры по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи.
1) Конфликтная семья.Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания привходят в
столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак или благодаря взаимным
уступкам и компромиссным решениям. Как правило, в таких семьях речь
о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения
конфликтов.
2) Кризисная семья.В таких супружеских союзах противостояние
интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не
соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным можно отнести союзы, которые распадаются или находятся на грани
распада.
3) Проблемная семья.Для нее характерно возникновение особо
трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супру
гов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и
ряд других проблем.
4) Невротическая семья.Здесь основную роль играют не наследст
венные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизнен
ном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство
сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.
Супружеские конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:
• неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение - обиды, оскорбления, необоснованная критика, ревность;
неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов, имеющая различную основу — пониженная сексуальность – одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни, мужская импотенция или женская фригидность, различные болезни супругов, незнание физиологических и психологических различий между мужчиной и женщиной;
• неудовлетворение потребностей одного или обоих супругов в положи
тельных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, пси
хологическое отчуждение супругов;
• пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным иг
рам, наркотикам;
• неудовлетворенная потребность в материальном обеспечении семьи -
содержание семьи, вклады каждого из партнеров в семейный бюджет;
• различия в потребностях по проведению досуга, увлечений;
• неудовлетворенная потребность во взаимопомощи, взаимоподдержке,
сотрудничестве, а также распределении семейных ролей;
• неудовлетворенная потребность супругов в питании, одежде, благоус
тройстве домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из
супругов;
• одной из важнейших потребностей человека является потребность в
самоактуализации своего Я (в повышении уровня образования, социаль
ного статуса, росте материального благосостояния, общественном при
знании и т. д.), которая приходит в противоречия с интересами семьи.
Конфликты подобного рола могут быть вызваны и чрезмерным эгоизмом
одного из супругов;
• конфликты, связанные с неспособностью или нежеланием супругов
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, часть - с отсутствием
объективных возможностей для такой адаптации. Например, развитие ры
ночных отношений в России вынуждает многих людей менять профессию,
место жительства, социальный статус и т. п. Одни это делают и выжива
ют, другие, в силу различных обстоятельств, не могут или не желают это
го делать.
На конфликтность супружеских отношений действуют также и другие факторы. В первую очередь, к ним можно отнести кризисные периоды развития семьи.Выделяют три таких периода:
Первый кризисный периодсвязан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разного рода причин:
• возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению
обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется «злостью не
только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего, этого раньше
не замечать»;
• смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему:
семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребно
стей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;
• несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;
• трудностей в становлении ролевой структуры семьи - распределения
ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и
притязаний и т.д.
• возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с
родительскими семьями;
• материальных и жилищных затруднений.
Второй кризисный периодсвязан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:
• необходимость изменения ролевой структуры - появляются родитель
ские роли - (уход за младенцем, воспитание детей);
• изменяется статус мужа - жена концентрирует внимание на ребенке в
ущерб отношениям с мужем;
• ухудшаются возможности профессионального роста супругов, стано
вится меньше возможностей для свободной реализации в лично-
привлекательной деятельности (увлечения, хобби);
• возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с
уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость
и возможное временное снижение сексуальной активности;
• по-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными ос
таются материальные и жилищные затруднения.
Третий кризисный периодсвязан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы:
• возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супру
гов,
• выходом на пенсию,
• возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей,
• монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в
отношениях,
• переживаниями по поводу семейной жизни детей.
• в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости
жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа сексуаль
но проявить себя на стороне, «пока не поздно».
Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских кон^ фликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи,точнее ^ целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития нахо дится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. •Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.
Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий:
1) добрачный период;
2)семья до рождения ребенка;
3)семья с детьми — дошкольниками;
4)семья с детьми школьного возраста;
5)семья с взрослыми детьми;
6)семья после отделения взрослых детей.
Рассмотрим основные конфликты и проблемы, возникающие у супругов при переходе от одной стадии к другой.
На первой стадии развитиясемьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей.
Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания.
Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины.
Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что:
• добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины ■и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) - освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «пере скакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка;
• появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи К. Аннтила и Я.Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка.
Вторая стадия супружества,которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т.д. Неопределенность супругов с момента начала брака в плане своей идентичности ведет к непредсказуемости и неустойчивости их отношений в дальнейшем.
До вступления в брак каждый из будущих супругов формирует в своем воображении образ (роль) будущего мужа или жены. Эти образы складываются у молодых людей из опыта родителей, рассказов знакомых и друзей, из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и другой информации. Сформировавшиеся ролевые ожидания нередко бывают существенно завышены, и в реальной супружеской жизни не подтверждаются, что обуславливает разочарование и возникновение ролевых конфликтов.
К ролевым конфликтам также относятся конфликты, связанные с проблемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами типа «кто хозяин в доме?» Если на роль хозяина в семье претендуют оба супруга и всячески демонстрируют свои претензии, то в такой семье конфликты неизбежны.
Выделяют также конфликты, связанные с неумением или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции. Для счастливой жизни каждый из супругов обязан жертвовать частью своих благ и значительную часть сил и времени тратить на создание и поддерживание семейного очага. Однако не каждая супружеская пара в состоянии выдержать испытание повседневным семенным бытом. С рождением детей у супругов появляются дополнительные роли (роль отца и роль матери), исполнение которых требует значительных физических затрат и моральных сил.
На третьей стадиивозможны конфликты
• по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспи-f тания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми;
трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», ЗО-ЗЗ-х лет).
Четвертая стадияможет характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю.Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей.
На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность.
На пятой стадииактуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношение с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т.д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки, зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов.
Шестая стадияразвития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка. Проблемы, которые возникают здесь, мы рассматривали выше.
Супружеские конфликты могут проявляться в различных видах (типах). Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:
1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных
всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги
Долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет на
пряженность;
3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье сте
реотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в усто
явшихся между супругами отношениях;
4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне
взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определен
ное время не реализоваться в поведении супругов;
5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительно плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д.
В брак вступают люди в основном со сложившимися взглядами и представлениями (в том числе и о семейной жизни), интересами, нравственными позициями, нормами поведения, т. е. определенной субкультурой.
Различия субкультур могут быть обусловлены множеством субъективных и объективных факторов. Например, различиями социальной среды, в которой происходила добрачная социализация супругов, этническими особенностями культур, уровнем образования, профессиональной принадлежностью, кругом интересов.
Порой тип субкультуры, присущий каждому из супругов, может иметь значительные различия, что также влияет на их взаимоотношения.
Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт. Конечно, лучший способ разрешения супружеских конфликтов - это предупреждение их возникновения. Один из многих способов предупреждения супружеских конфликтов - это правильный выбор брачного партнера. Мотивы вступления в брак:
• брак по любви (самые непрочные браки, так как часто человек
заполняет своей любовью одиночество), часто возникает экспектация -
думал одно, а получил другое. Согласно статистике у нас в России 70-
75 % молодых людей образуют свои семьи по любви. И, несмотря на это
половина браков распадается в первый год совместной жизни, а две
третьих - в последующие пять лет;
брак по расчету (самые прочные браки), все экспектации удовле
творяются, но есть томление души, которое компенсируется либо любо
вью к ребенку (гиперопека), либо параллельной жизнью (но семьи при
этом не разрушаются). В западных странах наряду с официальной проце
дурой бракосочетания обыденным явлением стало заключение брачных
контрактов. С 1996 г. такие контракты официально признаны и в России.
В брачном контракте будущие супруги могут детально оговорить любые
вопросы семейной жизни и тем самым застраховать свои супружеские от-^
ношения от непредвиденных обстоятельств;
• от усталости (хочется стабильности)
• в отместку
Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия.
Разрешение супружеских конфликтовзависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками.
Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу.
Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».
Стратегии выхода из конфликта:
1)стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликт
ной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внима
ние позицию каждого из них. Такая ситуаций ведет к накоплению раздра
жения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда и к рукоприкладству.
2)«уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием
нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а кон
фликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей си
туации, причин разногласий и окончательного принятия решения.
3)«сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из кон
фликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений.
Но это получается далеко не всегда.
4)стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризу
ется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, кото
рое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора кон
фликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет
самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из парт
неров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а
на самом деле в любой момент может наступить кризис.
В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Это обусловлено тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску.
Разрешение конфликта надо начинать с установления истинныхпричин его возникновения.Для этого необходимо, по возможности, отде лить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера. Причины эмоциональных конфликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они проявляются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к другу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые длительное время конструктивные конфликты. В любом случае решение эмоциональных конфликтов является одной из самых сложных проблем в конфликтологии. Сами супруги решить такие конфликты, как правило, не в состоянии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посредников, которыми могут быть родственники, друзья, знакомые, а порой и незнакомые люди, а также психолога и сексологи.
Для решения неэмоциональных супружеских конфликтов имеется много способов:
1. В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и
уважительное отношение к оппоненту.
2. В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль»
оппонента и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как
бы я поступил (поступила) на его месте?»
3.Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой
трудно совместимых. Например, роль жены, матери, домохозяйки, со
трудницы учреждения и т. д. Тоже можно сказать и о супруге. Если воз
никают конфликты по причине несовместимости этих ролей, то оба суп
руга должны определить приоритеты ролей (ребенок или работа, карьера
или семья и т. д.).
4.В супружеской жизни большое значение имеют такие принципы, как
взаимовыручка, взаимозаменяемость и т. п. Но если эти принципы не сра
батывают, то как один из способов решения возможен вариант четкого
распределения обязанностей супругов.
5. В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава се
мьи, есть несколько вариантов решения: а) договориться о совместном
принятии решений по важнейшим вопросам семейной жизни; б) не акцен
тировать внимания на этом вопросе и лидер определится естественным
путем; в) распределить сферы доминирования.
6. Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться
выслушать друг друга, успокоить, посоветовать что-то и тем самым раз
рядить внутреннее напряжение партнера по браку.
7. Не переносить служебные (производственные отношения) на супруже
ские.
Не акцентировать внимания на недостатках, просчетах и ошибках парт
нера по браку, стараться помнить о достоинствах.
9 «Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушать возникшее чувство подозрительности»'.
10.В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и со
гласию.
11.Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соуча
стие, доброе слово, шутка, юмор и тому подобное могут уладить немало
конфликтных ситуаций.
Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я»- интегрируются в совместное «Мы».
Конфликты между родителями и детьми - одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.
Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.
Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений.Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния: членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и, поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический "■^фе понимания, принятия и одобрения личности. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение,
напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей;
2. Неэффективность родительского отношения к ребенку.
А.Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности ро
дительского отношения к ребенку:
а) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е.
незнание родителями психологических особенностей определенного воз
раста;
б) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;
в) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя),
которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям со
всем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в вос
питании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;
г) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отно
шения с ребенком.
3. Конфликтное общение родителей,которое влияет на их отноше
ние, к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может
быть не менее сильным.
4. Использование родителями таких деструктивных стилей роди
тельского воспитания, как:
- авторитарный (или автократический) стиль, который характеризу
ется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуаль
ных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисцип
линарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Об
щение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется чет
ко и неприветливо, основывается на запретах,
- либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстра
ненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам
и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется прин
цип «делай, что хочешь»: В такой семье родители, как правило, безраз
личны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивно
сти и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семей
ным конфликтам.
5. Возрастные кризисы детей.Возрастной кризис представляет собой
переходный период от одного этапа детского развития к другому и рас
сматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети стано
вятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессив-
ными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детст
ву);
• кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному
возрасту);
• кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школь
ному возрасту);
• кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного
возраста к подростковому возрасту 12-14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д.Элъконин).
6. Личностные особенности родителей и детей.В качестве неблаго
приятных черт родителей,способствующих возникновению конфликтов
с детьми, различными авторами выделяются такие, как:
-холодность и требовательность, -ригидность и консерватизм мышления, -чрезмерный рационализм,
-недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, -неумеренная аффектация, -повышенная тревожность,
-периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка,
-злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.),
-ортодоксальность убеждений.
Среди личностных особенностей детейназывают такие, как:
- низкая успеваемость,
- нарушение правил поведения,
- игнорирование рекомендаций родителей,
- непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность,
леность.
7. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме роди
телей).Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспита
ния ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с
референтной группой сверстников и более старших детей
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями:
• оппозицией (демонстративными действиями негативного характе
ра);
• отказом (неподчинением требованиям родителей);
• изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов сроди
телями, сокрытием информации и действий).
Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей с взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).
Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей с взрослыми детьми:
• отсутствие контакта с детьми - непонимание того, как они живут,
чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощуще
ние своей родительской ненужности, чуждости ребенку:
• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры
и конфликты по пустякам;
• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны
были бы с точки зрения родителей. Часто при этом родители восприни
мают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких
(сын бросил институт, дочь сделала два аборта);
• проблемы связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением
детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);
• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков;
• сложности^ возникающие из-за готовности родителей давать советы
и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную
Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:
- психологическое просвещение родителей;
- семейное индивидуальное и групповое консультирование;
- семейная групповая и индивидуальная психотерапия.
Таким образом, семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой является семья, Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношении и взаимодействии членов семьи.
Осадок, сформировавшийся в стадию седиментогенеза, представляет собой неравновесную в физико-химическом отношении систему, состоящую из твердой, жидкой и газообразной фаз, с преобладанием двух последних. Характерной особенностью осадка является и обилие микроорганизмов. При этом, чем выше дисперсность осадка, тем больше микроорганизмов, количество которых с глубиной сокращается.
В осадках выделяется окислительная и восстановительная зоны (Н.М. Страхов, 1966). Зона окисления охватывает лишь верхний слой осадка мощностью от долей до нескольких десятков сантиметров. В ней, окислительно-восстановительный потенциал (Eh), имеет положительное значение. Ниже, как правило, развивается восстановительная зона, где Eh имеет уже отрицательное значение.
Отсутствие в осадке равновесия – является движущей силой диагенеза. В результате взаимодействия между составными частями осадка и одновременно с окружающей средой при участии внешних факторов, возникает более или менее равновесная система, в которой составные части приспосабливаются для совместного сосуществования. Диагенез – означает перерождение или преобразование. Граница между седиментогенезом и диагенезом условна и проводится в осадке при отделении его от воздействия внешней среды отложения.
В стадии диагенеза происходят следующие основные процессы.
Уплотнение осадка. Накопившийся осадок имеет невысокую плотность. У глинистых илов она составляет 1,2 – 1,3 г/см3, у песчаных и алевритовых осадков (накопившихся в водной среде) – 1,5 – 1,7, в образовавшихся на суше – 1,3 – 1,4. К концу стадии диагенеза в следствии отжатия воды, перегруппировки частиц и других процессов, плотность глинистых осадков возрастает до 1,6 – 1,8 г/см3 , песков 1,7 – 1,9. Подобные явления происходят и с другими осадками. Скорость и степень уплотнения определяются составом осадка и скоростью отжатия воды – коэффициентом фильтрации. Третьим важным фактором, считают скорость осадконакопления, которая увеличивает литостатическое давление, и прямо пропорционально влияет на скорость и степень уплотнения.
Дегидратация и гидратация осадка. В результате процесса уплотнения, под действием литостатического давления, вода из осадка отжимается и перемещается в вышележащие слои. К концу стадии диагенеза удаляется до 50% исходного количества воды. Осадки, образовавшиеся в воздушной среде (эоловые отложения, пески, лесс), наоборот получают влагу из подстилающих отложений за счет диффузии или же из окружающей среды в виде атмосферных осадков.
Переработка осадка организмами имеет место в континентальных и морских условиях. Интенсивнее всего перерабатываются тонкодисперсные осадки водоемов (пелитовые, карбонатные, фосфатные и др.) с повышенным содержанием органического вещества. Главная роль в этом процессе принадлежит бактериям и илоедам, а само явление максимально развито на первых десятках сантиметров, а ниже быстро затухает. В меньшей степени на преобразование осадка влияют корни живых растений.
Образование устойчивых минеральных образований за счет неустойчивых в данной физико-химической обстановке – характерный для диагенеза процесс. В зоне осадконакопления, в условиях избытка экзогенной энергии, возникают малоустойчивые минеральные модификации минералов, обладающие запасом энергии. При захоронении осадка они отдают эту энергию окружающей среде, а сами образуют устойчивые разновидности. Пример таких превращений – переход гидротроиллита (FeS n H2O) в пирит или марказит (FeS2), гипса в ангидрит, арагонита в кальцит, опала в халцедон и др.
Растворение и разложение неустойчивых составных частей осадка в значительной своей части определяется физико-химическими и биолого-химическими параметрами и свойствами среды – pH, Eh среды, количеством растворенных в воде солей и газов, давлением, температурой, жизнедеятельностью организмов и т.д. Многообразие этих свойств определяет в одном сочетании устойчивость данного компонента, в другом – его химическую активность и подвижность.
Минеральные новообразования. Новые минералы могут возникать в результате реакций между неустойчивыми минеральными и органическими частями осадка, а также находящимися в нем жидкой и газообразной фазами, или же при взаимодействии между последними.
Аутигенез – процесс, при котором происходит образование минералов in situ. Этот термин употребляется для любых минералов, которые образуются после формирования вмещающей породы, но не в процессе трансформации или перекристаллизации.
Псевдоморфизм (pseudos – фальшивый, morphi – форма) – процесс кристаллизации минерала в чуждой ему форме. Наблюдается, когда минерал занимает место первоначального кристалла или организма с сохранением мельчайших деталей поверхности первоначального. Различают псевдоморфизм замещения, выполнения и изменения.
Диагенетическими минеральными образованьями являются марказит, сидерит, фосфорит, кремнистые и глинистые минералы. В обломочных, органогенных и оолитовых карбонатных образованьях новообразованные минералы нередко выполняют роль цемента.
Кристаллизация и перекристаллизация составных частей осадка характерна для хемогенных и коллоидальных образований, а также органических минеральных остатков. Образование конкреций, исходным материалом, для которых большей частью являются коллоиды, обычно сопровождается кристаллизацией вещества, уменьшением его удельной поверхности, адсорбционной способности, что в конечном итоге придает системе большую устойчивость.
Кристаллические образования (кальцит, доломит, сульфаты, галоиды, гипс и др.) в стадии диагенеза могут перекристаллизовываются. Этому способствуют:
- беспорядочное расположение отдельных кристаллических индивидуумов
- наличие дефектов в кристаллических решетках
- высокая поверхностная активность соединений (за счет большой дисперсности).
Наиболее интенсивно перекристаллизовываются тонкозернистые, однородные (лишенные примесей) осадки.
На течение процессов диагенеза оказывают влияние внешние факторы: температура, давление, продолжительность их воздействия, скорость накопления осадка и его аэрируемость. Они способны ускорять, замедлять или даже практически останавливать течение диагенетических процессов.
Стадия диагенеза завершается превращением осадка в осадочную горную породу. Поскольку осадок, по внешним признакам, не всегда можно отличить от породы, принято считать, что стадия диагенеза заканчивается с прекращением жизнедеятельности организмов и достижением физико-химического равновесия в породах. Продолжительность стадии диагенеза колеблется в широких пределах и может составлять десятки и даже сотни тысяч лет.