Трудовые пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливает Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях).
Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи в связи со смертью кормильца.
В соответствии с Законом о трудовых пенсиях установлены следующие виды трудовых пенсий:
- по старости (может состоять из базовой, страховой и накопительной частей);
- по инвалидности (также может состоять из базовой, страховой и накопительной частей);
- по случаю потери кормильца (состоит из базовой и страховой частей).
Порядок установления конкретных видов трудовых пенсий определен Федеральным законом 173-ФЗ (ст.7,8,9), а так же их размеры (ст. 14,15,16).
Главой II Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
Пенсионный возраст, как и до принятия этого Закона, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.
Лица, имеющие право на трудовую пенсию, - граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором). Таким образом, можно отметить два признака трудовых пенсий. Во-первых, трудовые пенсии предоставляются с целью компенсировать заработную плату (доход), получаемую ранее, а членам семей - доход, утраченный в связи со смертью кормильца. Во-вторых, право на трудовую пенсию имеют только застрахованные лица, т.е. лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Тем самым приобретенное право на трудовую пенсию бессрочно и может быть реализовано гражданином в любое время после его возникновения.
Для возникновения правоотношений по предоставлению трудовой пенсии требуется волеизъявление лица, выраженное в письменной форме. Соответственно пенсионные правоотношения носят волевой, сознательный характер.
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В связи с реформой пенсионного законодательства РФ середины 90-х - начала 2000-х годов в РФ появился новый правовой институт негосударственного пенсионного обеспечения. Любой гражданин вправе вступить в правовые отношения по негосударственному пенсионному обеспечению, что не исключает права на получение государственной пенсии. Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" раскрывает понятие негосударственного пенсионного обеспечения. Так, договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию. В свою очередь, негосударственная пенсия - это денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Несмотря на то, что на территории РФ допускается деятельность негосударственных пенсионных фондов, порядок их деятельности регулируется федеральным законодательством РФ, то есть государством. В частности, Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 года N 60 "Об утверждении форм Типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации" регламентирует содержание договора о негосударственном пенсионном обеспечении и иные вопросы, которые возникают непосредственно при заключении такого договора.
Таким образом, пенсионное законодательство РФ допускает получение одновременно двух видов пенсий: негосударственной и государственной, в зависимости от оснований на государственное пенсионное обеспечение.
Кроме того, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" прямо предусмотрено, что правом на получение двух пенсий обладают некоторые категории граждан. Сразу следует оговориться, что Законом декларируется именно право на получение двух пенсий, а не обязанность. Иными словами, гражданин может отказаться от получения двух пенсий одновременно, но при его желании пенсионный орган обязан назначить ему две пенсии. Желание это должно быть выражено в заявлении, которое подается по общему правилу.
Перечень граждан, имеющих право на получение двух пенсий, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Предоставление права на получение двух пенсий одновременно объясняется стремлением законодателя повысить уровень пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны, родителей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, вдов военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак, отдельных членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, и в какой-то мере компенсировать им повышенные расходы на восстановление здоровья или частично возместить утрату помощи от погибших (пропавших без вести) детей или супругов.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости. При этом пенсии инвалидам назначаются в следующем размере, предусмотренном указанным выше Федеральным законом, а именно при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - 300 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин);
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин);
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 175 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин).
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Статьей 7 закона РФ от 12.02.1993 № 4468 « О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних денл и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» внесены дополнения введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ , а именно: « Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".