Характеристика пенсий.

 

Пенсионная реформа осуществляется в России уже не первый год.

Пенсионное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

В основе современной системы пенсионного обеспечения лежит целый пакет федеральных законов и различных подзаконных актов. Так, приняты и вступили в силу Федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и др.

Другим законодательным актом, который в настоящее время наряду с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ устанавливает нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

Первые из названных пенсий финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане.

По отношению к военнослужащим положения Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ носят обязательный характер и соответственно распространяются на все правоотношения, возникающие при их пенсионном обеспечении, в том числе, по нормам иных нормативных правовых актов. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации за счет средств собственных бюджетов могут устанавливать соответствующие пенсии и доплаты к ним.

Данное положение согласуется с п. 3 ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которым поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также с подп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, устанавливающим, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ на пенсионные правоотношения, возникающие в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не распространяются.