ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы по стандартизации —это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной системой стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации — Росстандарт. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Росстандарт осуществляет:

— принятие программы разработки национальных стандартов;

— утверждение национальных стандартов;

— учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

— введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ) (сейчас их 7 ед.), а также российские службы стандартизации.

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Росстандарта и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Росстандарт, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении и пр.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Основные функции ТК:

1) определение концепций (направлений) развития стандартизации в своей области;

2) подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

3) составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

4) оказание научно-методической помощи организациям, применяющим стандарты;

5) привлечение в работу по стандартизации союзов и обществ потребителей;

6) участие в работе международных ТК.

В настоящее время зарегистрировано более 370 ТК.

Как мы уже говорили, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта, в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей, общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции; обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно- исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

 

Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ) являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как стандартизация, статистика, производство продукции и предоставление услуг, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт и т.д. Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности.

Главный результат работ по ТЭСИ- создание общероссийских классификаторов – официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские и классификаторы предприятия. Общероссийские классификаторы приравниваются к национальным стандартам с обязательными требованиями.

Разработка ОК обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики (Росстар) и Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России).

 

Единая система классификации, кодирования (ЕСКК)

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации создаются в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ), в которую входят общероссийские классификаторы, средства их ведения, нормативные и методические документы по их разработке, ведению и применению.

Основные положения по системе ЕСКК изложены в следующих документах:

ПР 50.1.019-2000 "Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации"

ПР 50.1.020-2000. Порядок разработки общероссийских классификато­ров;

ПР 50.1.021-2000 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России";

ПР 50.1.022-2000 "Положение о ведении Общероссийского классификатора изделий и конструкторских документов (Классификатора ЕСКД)".

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Действующие общероссийские классификаторы

1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).

14. Общероссийский классификатор валют (ОКВ).

15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).

Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК ТЭСИ осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Российское статистическое агентство.

Например, структура кода для Общероссийского классификатора продукции представлена на рисунке 13.

Рисунок 13- Структура кода для Общероссийского классификатора продукции

 

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП) частей. Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс – подкласс – группа – подгруппа – вид), систематизирующих продукцию по определенным признакам. Ассортиментная часть – свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные марки продукции.