Показатель способа размножения

Вопрос 4. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы

Вопрос 3. Размещение объектов в уголке живой природы

Вопрос 2. Требования к подбору объектов для уголков

Вопрос 1. Значение уголков живой природы

Сезонные изменения в уголке природы.

Оборудование для уголка природы

Размещение объектов в уголке живой природы.

Требования к подбору объектов для уголков.

Значение уголков живой природы.

 

Литература основная:

1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000.- 319 с.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999.- 184 с.

Литература дополнительная:

1. Ванин С.А. Зоосад – в детский сад. – СПб, 2005. – 112 с.

2. Живой уголок в детском саду. – Мн., 2000. – 144 с.

3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989. – 144 с.

 

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных. растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

В д/у создаются уголки природы для:

1. Организации деятельности детей

· постоянного общения детей с растениями и животными

· проведения интересных наблюдений за растениями и животными,

· организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.)

· для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения)

· для организации экспериментальной деятельности детей.

2. Умственного воспитания детей:

· в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание

· в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),

· дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности

· на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе

· формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

3. Нравственное воспитание детей:

· формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.

· формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе

· дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

4. Эстетическое воспитание детей:

· красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия.

· эстетические чувства

5. Трудовое воспитание детей

· формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными

· формируются навыки и умения ухода за растениями и животными

6. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.

 

 

 

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне красивыми, яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей, т.е. не должно быть ядовитых, колючих, агрессивных, и т.д.

5. Животные должны быть здоровые и иметь справку от ветеринара.

6. Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

7. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.

8. Подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.

9. При отборе объектов уголка природы важно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты.

 

1. В д/у уголок природы организуется для каждой группы отдельно. Расположить его можно в групповой комнате или в раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители могут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и д/у.

2. Объекты уголка природы размещаются в светлой части комнаты так, чтобы они хорошо были освещены. Окно для уголка природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.

3. Объекты уголка природы размещаются на низких столах и подоконниках, чтобы они не загораживали свет из окна.

4. К каждому объекту должен быть свободный подход для наблюдений и ухода за ним.

5. Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

Так, одни комнатные растения – растения субтропиков и пустынь (герань, кактусы и др.) нуждаются в большем количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие – обитатели тропических лесов и болот (например, традесканция, аспидистра, плющ, узамбарская фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи, их помещают в затененное место, около окон северной стороны, в простенках между окнами.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

6. Растения уголка не следует располагать около открывающихся для проветривания окон, форточек, около источников отопления, так как резкие колебания температуры вредны для них.

7. Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

8. Клеточки с птицами держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

9. При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

 

 

В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» указывается, что в каждом дошкольном учреждении для организации труда в уголках природы

должно быть следующее оборудование

  2-3 лет 4-5 лет 6-7 лет Разновозрастная
Аквариум прямоугольный 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Сачок 2 шт. 2 шт. 2 шт. 1 шт.
Кормушка для рыб 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Мотыльница для кормления рыб живым кормом   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Оргстекло для предохранения воды от пыли 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды     1 шт. 1 шт.
Термометр для измерения температуры воды     1 шт. 1 шт.
Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
Пульверизатор для опрыскивания растений 4 шт. 4 шт. 4 шт. 3 шт.
Щетка для мытья цветочных горшков 3 шт. 3 шт. 3 шт. 3 шт.
Совок для насыпания земли 2 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт.
Палочка деревянная для рыхления земли 7 шт. 7 шт. 7 шт. 7 шт.
Кисточка для очистки растений от пыли   2 шт. 2 шт. 2 шт.
Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов   10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 шт.
Комнатные растения (в соответствии с программой «Пралеска») 8 видов 10 видов 15 видов 15 видов
Поддонник пластмассовый 12 шт. 12 шт. 12 шт. 12 шт.
Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень   3 шт. 3 шт. 3 шт.
Теплица для содержания черенков комнатных растений     1 шт.  
Лупа школьная для осмотра растений     1 шт.  
Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма   2 шт. 3 шт. 2 шт.
Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Емкости для хранения корма разного вида   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Сито для просеивания песка   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Клетка для содержания мелких млекопитающих животных   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Ящик для хранения песка и опилок   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Дощечки, ножи для нарезания корма животным   по 2 шт. по 2 шт. по 2 шт.
Терка для овощей и фруктов   1 шт. 1 шт. 1 шт.
Губки жесткие для мытья поддона   3 шт. 3 шт. 3 шт.
Клеенка размером 2 х 2 м   2 шт. 2 шт. 2 шт.
         

Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку на которой указывается:

1. Показатель светового режима:

· тенелюбивое

· теневыносливое

· светолюбивое

· Высадка растения в емкость с грунтом

· Высадка растения в емкость с водой