Целевая ориентация управленческих решений

Анализ альтернатив действий

При выработке управленческого решения необходим анализ нескольких вариантов, альтернатив действий. При этом должны использоваться как количественные, так и качественные методы выработки и обоснования управленческого решения.

Методы разработки и выбора УР имеют три варианта набора процедур – три альтернативы:

Разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование.

Корректировка ранее разработанных и успешно реализованных УР, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование.

Выбор из имеющихся, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование.

 
 

 

 


Рисунок 7.1 – Выбор альтернатив УР

Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентиро­ван на достижение выработанной в компании цели. Это вытекает из обобщенной схемы цикла ПРУР, приведенной ранее. При этом цель ПРУР может отличаться от цели компании, на­пример в случае, когда УР направлено на реализацию только части цели компании. Таким образом, первичной является цель компа­нии, а вторичной — цель УР.

 

 


?
?
?

Конкретные задачи УР
Конкретные проблемы УР
  Цели УР

           
     

 


Рисунок 7.2 - Схема взаимодействия целей и задач.

 

 

Тем не менее, иногда цели УР прямо противоположны целям компании из-за непрофессионализма руководителей или специали­стов («все в одной лодке, но гребут в разные стороны»).

Цель рассматривают как процесс и как явление.

Цель компании. Как процесс цель отражает принятую в компании тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированные документы, касаю­щиеся развития компании, — бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.

Цель управленческого решения. Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку УР, философия УР или стратегия УР.

В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям:

• быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специа­листа) (Ж);

• иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации (В);

• быть необходимой для коллектива компании и общества (Н);

• находиться в рамках исторической приемлемости для бли­жайшего окружения внешней среды (ИП);

• текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение. Например, достижение, расшире­ние, сокращение, развитие, получение максимальной при­были и т.д.

Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобра­зование, недостижимость абсолютных значений.

Цели могут усиливать или ослаблять друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализа­ции остальных, в другом — отсутствие какой-либо цели может су­щественно усилить воздействие оставшихся. Это свойство и называ­ется суперзависимостью.

Например, для ранее упоминавшейся цели компании: «Макси­мальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в ка­чественной продукции» УР должно реализовать хотя бы три цели:

• реконструкция технологического оборудования;

• совершенствование системы управления качеством;

• постоянное повышение квалификации персонала.

Если все три цели будут выполняться согласованно, то они будут усиливать действие друг друга (свойство — суперзависимость). Если какая-либо цель не будет выполняться, то затраты на выполнение других целей не приведут к достижению общей цели компании.

Суперзависимость приводит либо к положительной синергии, либо — к отрицательной.

Свойство иерархии проявляется в том, что большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчи­ненные основной идее большой цели. Обычно УР направлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее двух задач. Если получается только одна, то цель перерождается в задачу.

Свойство обратного преобразования заключается в том, что набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач.

Свойство недостижимости абсолютных значений определяется тем, что все процессы в управлении и экономике являются посто­янно изменяющимися непрерывно или дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. Например, можно ли считать целью авто­мобильного завода следующий текст: «К 2100 году полностью пе­рейти на выпуск грузовых электромобилей»? Наверное, нет, так как трудно прогнозировать полную реализацию этой цели. А вот предложение: «Совершенствовать технические характеристики гру­зовых машин» — это цель.

При формировании задач также используют шаблонный набор слов типа: построить, сдать, разработать, оценить, помочь, отчи­таться.