Информационные ресурсы сети Интернет

Обычно под словом «Интернет» понимается глобальная компью­терная сеть [II], или «Сеть сетей». С точки зрения пользователя Ин­тернет можно рассматривать как мощное глобальное средство обмена информацией. Одним из распространенных и перспективных сервисов Интернет является сервис прямого доступа Word Wide Web — WWW, представляющий собой систему документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интер­нет и связанных между собой гиперссылками.

Классификация источников информации в Интернете может про­водиться по разным основаниям. По способам представления инфор­мации могут быть выделены следующие виды:

• web-страницы — наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Этот ресурс представляет собой страницы гипертекста. Страницы наряду с текстовой могут со­держать графическую, звуковую, видеоинформацию;

• файловые серверы представляют собой реализацию в Интернете традиционного способа представления информации;

• телеконференции могут являться важным источником информа­ции. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике. Уча­ствующие в телеконференциях могут написать свое сообщение или послать комментарии на чужое сообщение;

• базы данных могут быть доступны через сеть "Интернет. В них часто содержатся, кроме текстовой, также и другие виды инфор­мации.

Информационные ресурсы также могут быть разделены по языко­вому признаку. В сети Интернет представлены практически все ос­новные языки, однако главным языком в силу исторически сложи­вшихся традиций является английский. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.

Наиболее важным аспектом классификации информационных ре­сурсов сети Интернет является содержание информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы.

1. Сведения о фирмах, организациях. Эта группа сведений существен­но различается по своему наполнению для различных организаций. Различия определяются степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг. Различают три типа серверов данной группы (категории):

• серверы присутствия в Интернете. Эти серверы могут быть разделены [11] на рекламные и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько стра­ниц. Информирующий сервер содержит более подробную ин­формацию о фирме и производимой ею продукции или оказы­ваемых услугах;

• информационные серверы. Целью этих серверов является пре­доставление различного рода информации потребителям. Серверы данной группы ведут информационно-аналитиче­ские агентства и другие структуры, в том числе государствен­ные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;

• интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:

— предоставление клиенту необходимой информации о това­ре или услуге;

— оформление заказа;

— оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);

— отправка полученного товара, если товаром является ин­формация.

2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-анали­тических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов сети Интернет. Однако сама инфор­мация, как правило, платная. Информация о состоянии нацио­нальной экономики обычно размещается на серверах государ­ственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различ­ных экономических институтов.

3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рын­ков осуществляют специализированные маркетинговые и консал­тинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интер­нет, можно получить:

• из профессиональных баз крупнейших мировых информаци­онных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;

• в самих консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты также представлены в Интернете;

• в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно пуб­ликующих обзоры рынков. Одни издания, например мно­гопрофильный журнал «Эксперт», представляют на сайтах оглавления номеров журналов. Другие, как, например, журнал «Профиль», размещают в открытом доступе публикуемые ма­териалы.

4. Деловые новости. Подавляющее большинство мировых инфор­мационных агентств предоставляют потребителям доступ к про­фессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зару­бежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди отечественных агентств следует выделить:

• «Интегрум-Техно», предоставляющий доступ к материалам 250 центральных и крупнейших региональных газет, а также к зарубежным новостям;

• РИА «Новости» — государственное информационно-аналити­ческое агентство РФ;

• «ИТАР-ТАСС» — государственное информационное теле­графное агентство РФ;

• агентство «Интерфакс», входящее в состав международной информационной группы Interfax Information Services. Интернет предоставляет бесплатный доступ к ежедневной элек­тронной интернет-газете «Gazeta.ru». Ряд крупнейших газет име­ют в Интернете электронные версии. Доступ к некоторым из них платный, например к электронным версиям печатных изданий Издательского дома «Коммерсантъ». К другим, например к элек­тронной версии газеты «Аргументы и факты», — бесплатный.

5. Справочная информация представлена в сети Интернет весьма широко. Это и списки web-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации поназванию фирмы и виду деятельности, и телефонные справочни­ки городов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Также в Интернете имеется информация о расписании движения поез­дов, авиарейсов, о погоде и многое другое.