Римляне в повседневной жизни
1.Лицо императорского Рима. Мы хорошо можем представить себе людей, живших в Риме в императорскую эпоху. Римские скульпторы не знали себе равных в искусстве портрета. Они изображали своих современников с удивительной точностью, даже художественной беспощадностью, не скрывая недостатков.
Сохранилось множество римских скульптурных портретов не только императоров и членов их семей, но и вольноотпущенников, воинов, горожан. Богатая портретная галерея императоров представлена на монетах.
2.Жилища римлян. Жилища богатых аристократов представляли собой просторные дома или даже дворцы с садами (виллы), искусственными водоемами и холмами, водопадами и террасами. Помещения делились на гостевые и предназначенные для частной жизни. В центре дома находилось открытое помещение - атрий. Посередине атрия был бассейн, в центре которого устанавливалась статуя. Бассейн окружали колонны. В крыше над ним делался проем, чтобы через него проникал свет. Стены богатых домов украшались росписями. Полы были мозаичными.
Мозаика - узор или изображение, выполненное из кусочков камней или разноцветных плиток.
Загородные виллы римских богачей окружали великолепные сады со статуями. Нередко здесь были домашние зоопарки с диковинными животными. Хозяева любовались удивительными рыбами, которых разводили в специально сооруженных водоемах.
В Риме и других городах существовали многоэтажные дома - инсулы с комнатами-каморками, в которых жила беднота. Эти дома напоминали муравейники. Дома ремесленников в городах строились из подручных материалов. Они были невелики и не очень удобны. К жилому помещению примыкала мастерская.
Крестьяне жили в хижинах, при постройке которых использовались дерево, солома. Огород являлся источником пропитания крестьянина и его семьи.
3.Одежда римлян. Римлян называли "народом, облаченным в тогу". Эта верхняя одежда из отбеленной шерсти была знаком принадлежности к свободным римлянам. Юноша облачался в тогу, когда становился взрослым и получал права гражданина. Претенденты на государственные должности надевали белую тогу (кандиду). Отсюда произошло слово "кандидат".
Тога представляла собой полотнище до 5 м в длину и 2 м в ширину. Один его край был прямым, а другой - закругленным. По тому, как тога драпировалась на теле, судили о ее владельце - его положении в обществе, образовании, культуре, вкусе. Обучение драпировке тоги было столь же важным, как и обучение красноречию.
Сенаторы носили тогу с пурпурной каймой. Тога полководца-триумфатора была пурпурного или красного цвета. Впоследствии такая тога стала знаком императорского достоинства. В Риме одежда подчеркивала общественное положение, знатность и богатство.
Простолюдинов презрительно именовали "народцем, носящим тунику". Действительно, в короткой рубахе без рукавов - тунике - было удобно работать. Тунику носили и как нижнюю одежду. Tory же простые римляне надевали в особо торжественных случаях. Женщины поверх туники носили столу - одежду вроде широкой юбки. У римлян в обиходе были разного рода плащи - короткие и длинные.
Бедняки нередко ходили босиком. Вообще же римская обувь была довольно разнообразной - кожаные сандалии на плотной подошве, башмаки-сапоги с ремешками. Воины носили специальные сапоги - калиги, подошва которых крепилась особенно прочно. Обувь красного цвета была знаком знатности, высокого положения в обществе. Женщины носили обувь на платформе, которая зрительно удлиняла ноги и увеличивала рост.
Изобретательность женщин в прическах не знала предела. Волосы красили, завивали, посыпали золотой пудрой. Мужчины коротко стриглись. Начиная со 2 века в моду вошли бороды. Ювелирные украшения были разнообразны. Их носили и женщины, и мужчины. Голову императора венчала диадема - венец из золота, украшенный драгоценными камнями.
В последние два века империи римская одежда испытала сильное влияние варваров. Мужчины, особенно воины, стали носить штаны (варварские бракка, отсюда "брюки").
4.Еда и питье римлян. Сегодня, говоря об итальянской еде, мы сразу вспоминаем макароны. Но в древности их и в помине не было. Основной пищей римлян были хлеб, маслины, оливковое масло, сыр, овощи. Потребление мяса и рыбы зависело от количества денег в кошельке. Богатые могли есть их постоянно, а бедные - только по праздникам.
Римские званые обеды - пиры - были непременной частью жизни знатных и богатых людей. На них затрачивались огромные средства. Подавалось огромное количество блюд. Восхищение гостей вызывали блюда необычные и дорогие, привезенные из дальних стран фрукты.
5.Бани. Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани - термы. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.
Императоры строили бани для римского народа. В начале 4 века в Риме было двенадцать императорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно скромнее императорских.
О размерах императорских терм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядят грандиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини в Риме - крупным современным транспортным узлом. В термах императора Каракаллы могло одновременно свободно находиться более полутора тысяч человек.
6.Римская школа. В римской школе могли учиться все имевшие возможность заплатить за обучение. Большинство граждан посылало своих детей в школы. Существовало множество частных школ, но со времен императора Веспасиана государство все больше брало на себя заботу об образовании, давая деньги на содержание школ и оплату учителей.
Школы для небогатого люда обычно размещались при какой-нибудь лавке, мастерской художника или ремесленника. Лишь занавес отделял школу от основного помещения. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле. Перед ним был небольшой поставец (кафедра). Обстановка в школе царила непринужденная, хотя применялись и телесные наказания. За провинность или невыученный урок ученика могли высечь розгами. Ученики, как правило, хором повторяли слова учителя. Дети из состоятельных семей могли обучаться дома. Для этого к ним приглашали педагогов-наставников. Часто учителями были греки.
Образование родители стремились дать не только мальчикам, но и девочкам. Те, кто хотел достичь высот в науках, могли продолжить обучение в высших школах, таких, например, как Афинская или Александрийская, где преподавали выдающиеся философы и ученые. В начальной школе детей учили читать, писать и считать. На более высокой ступени обучения изучались грамматика, диалектика - искусство правильно мыслить и рассуждать, риторика - ораторское искусство, затем математические науки, куда входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На занятиях по музыке изучали теорию мировой гармонии, а не искусство игры на различных инструментах.
До нас дошел учебник, написанный в последний век Римской империи. В нем подробно изложены предметы, изучавшиеся в римской школе.
Образование в Древнем Риме ценилось. Оно давало возможность молодому человеку сделать общественную карьеру, добиться лучшего положения в обществе.