Правительство РФ
Президент РФ
Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент РФ является главой государства, осуществляет государственную власть и возвышается над законодательной, исполнительной и судебной властью.
Организационно он не входит ни в одну из ветвей власти, хотя и обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, формирует Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженными силами РФ, осуществляет руководство внешней политикой, подписывает международные договоры РФ, может вводить ЧП и т.д.
Правительство РФ юридически зависимо от Президента РФ, что находит свое отражение в следующем:
- Президент РФ может председательствовать на заседании Правительства РФ;
- Он принимает решение об отставке Правительства РФ;
- Президент РФ представляет Государственной Думе РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ;
- Президент вправе отменять и приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
- Указы Президента РФ и распоряжения Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории страны.
Президент РФ избирается на 6 лет. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35-ти лет и проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет. Одно и то же лицо не может быть избрано более двух раз подряд.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве РФ” Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Решающая роль при формировании Правительства принадлежит Президенту РФ.
Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом, поскольку предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей, определяет основные направления работы Правительства, предлагает Президенту структуру Федеральных органов исполнительной власти. Кроме этого, Председатель распределяет обязанности между своими Заместителями, представляет Правительство РФ в международных делах, по оперативным вопросам издает распоряжения, подписывает решения Правительства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 “Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти” Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации координируют работу министерств, федеральных служб, федеральных агентств, и других подведомственных органов.
Министры, как члены Правительства, участвуют в его заседаниях.
Постоянным органом Правительства является его Президиум в составе Председателя, его первых заместителей, и министров (иностранных дел, внутренних дел и т.д.)
Правительство РФ занимает первый уровень федеральных органов исполнительной власти.
Основными функциями Правительства является:
- Разработка и обеспечения исполнения Федерального бюджета;
- Проведение в стране единой финансовой, кредитной, денежной политики;
- Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
- Организация разработки и исполнения прогнозов социально-экономического развития страны;
- Проведение в жизнь мероприятий по управлению федеральной собственностью, ликвидации крупных аварий, катастроф.
Кроме этого, Правительство РФ осуществляет меры по защите интересов государства, по обеспечению обороноспособности страны, государственной безопасности, по защите прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью и т.д.
Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются распоряжения и постановления, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.
Другие федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы, федеральные агентства)
В деятельности этих органов можно выделить общие и специфические черты:
Общие черты:
1. В организационно-правовом положении они самостоятельные, обособленные звенья.
2. Выполняют специализированные задачи и функции в пределах своей компетенции.
3. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Федеральными Законами, правовыми актами Президента и Правительства РФ.
4. Руководители этих органов обладают однородными полномочиями в решении своих задач: они утверждают структуру и штатное расписание своих органов, назначают и освобождают своих работников, утверждают положения о структурных подразделениях органа.
5. Перечень этих органов устанавливается Президентом РФ и их правовыми актами деятельности являются приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции и т.д.
Специфические черты:
1. Характер деятельности.
Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Это единоличный орган.
Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью и т.д. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба может быть коллегиальным органом.
Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в установленной сфере деятельности, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
2. Подчинение этих органов. Одни федеральные органы исполнительной власти подчинены Правительству РФ, другие – Президенту РФ.
3. Определение статуса органов исполнительной власти. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждает Президент. Положение о других федеральных органах власти, подведомственных Правительству РФ, утверждает Правительство.
4. Назначение и освобождение руководителей федеральных органов исполнительной власти. Президентом назначаются и освобождаются от должности руководители подведомственных ему органов. Правительством – руководители органов, подведомственных ему.
5. Правовое положение руководителей этих органов: Министерства возглавляют входящие в состав Правительства министры. Министры участвуют в заседании Правительства и принятии правительственных решений. Руководители других федеральных органов исполнительной власти не входят в состав Правительства РФ по должности.
6. Способ решения подведомственных вопросов: Министерства являются единоначальными органами, т.е. министры несут персональную ответственность за принятое решение, другие же федеральные органы исполнительной власти могут быть как единоначальными, так и коллегиальными.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сферах:
- Экономики,
- Социально-культурной деятельности,
- Административно-политической деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти, функционирующие в сфере экономики и социально-культурной деятельности, осуществляют общее руководство подведомственными им отраслями.
Главными их функциями являются:
1. Анализ состояния и определение основных направлений развития соответствующих сфер.
2. Создание более благоприятных условий для функционирования соответствующих предприятий.
3. Получение и обработка информации по вопросам компетенции данного органа.
Вышеперечисленные функции федеральные органы исполнительной власти реализуют посредством подготовки проектов решений, принимаемых Правительством РФ или Президентом РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, функционирующие в административно-политической сфере, наделены более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства, поскольку их функционирование подчинено задаче обеспечения обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности.
В зависимости от характера деятельности, федеральные органы исполнительной власти классифицируются на следующие группы:
- Органы, осуществляющие руководство отраслями или их однородными комплексами.
- Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и их координацию.
- Органы контроля и надзора, которые осуществляют специализированные функции.
- Органы по определенным общегосударственным социально-экономическим проблемам.
- Органы по оказанию государственных услуг.
- Иные органы.
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Различают две группы органов исполнительной власти субъектов РФ:
- По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
- По предметам ведения, не отнесенным к ведению РФ и ее совместному ведению с субъектами РФ.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается этими субъектами самостоятельно и различна в разных субъектах РФ.
На формирование системы органов исполнительной власти субъектов РФ оказывают влияние следующие факторы:
- Исторические и национальные традиции;
- Субъективный взгляд тех лиц, от которых зависит формирование этих органов.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ в Республиках определяется их конституциями, в других субъектах РФ – их уставами.
В этих системах выделяют президентов, глав субъектов РФ или глав их администраций. Несмотря на существующие различия в объемах выполняемых функций все они в сфере исполнительной власти обладают компетенцией общего характера.
Компетенция органов исполнительной власти общего характера устанавливается путем:
- Прямого закрепления их полномочий.
- Подчинения им системы отраслевых и межотраслевых органов.
Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, комитеты, главные управления, управления, департаменты, комитеты, отделы.
Также как и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ функционируют в сферах экономической, социально-культурной, административно-политической деятельности.
Органы местного самоуправления не являются нижним уровнем структуры государственного управления (структуры органов исполнительной власти).
Особенности организации органов исполнительной власти имеются в городах федерального значения.
Для эффективной работы всех видов органов исполнительной власти необходимо соблюдение следующих условий:
1. Наличие стабильного и качественного законодательства.
2. Стабильность всех систем органов исполнительной власти.
3. Установление правовой ответственности служащих государственных органов за нарушение дисциплины, принимаемые управленческие решения.
4. Постоянный государственный и общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти всех уровней.
5. Определение правового статуса всех звеньев исполнительной власти и их взаимодействие с другими ветвями государственной власти.
6. Ограничение действия закона Паркинсона.