Маркетинг-микс

Лекция 2. Комплекс маркетинга и маркетинговая среда

1. Маркетинг-микс

2. Микро- и макросреда маркетинга

Маркетинг-микс - это комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга. Он нацелен на выработку и реализацию гибкой, динамичной, многомерной маркетинговой стратегии, адекватной сложности и изменчивости рынка.

Традиционно выделяют 4 основных проблемно-функциональных блока маркетинга-микс, формирующих маркетинговую страте­гию. Это комплексы целей фирмы, взаимосвязанных проблем, способов и инструментов их решения, определяющих политику в отношении товара (услуги), цен, коммуникаций, сбыта и продаж.

В зарубежных учебниках и практике работы для обозначения этой совокупности направлений маркетинговой политики популярна формула «4Р»:

Product (товар)

Price (цена)

Promotion (продвижение)

Place (распределение).

В настоящее время маркетинг-микс предлагается дополнять такими элементами, как people (люди) – персонал, клиенты, т.е. все, кто прямо или косвенно задействован в процессе оказания услуг; process (процесс) – последовательные действия по оказанию услуги; physical evidence (дословно – вещественные доказательства) – обстановка и атмосфера, в которой потребителю оказывается услуга, информирование потребителей об услуге и материальные предметы, помогающие продвигать услугу на рынке.

 

 

Таким образом, классический маркетинг-микс «4Р» становится неактуальным, а на смену ему приходит маркетинг-микс модели «7Р».

 

Но эта модель также не последняя - набирает популярность концепция маркетинга отношений, для которой необходимо введение еще одного – восьмого - элемента в систему маркетинг-микс – рartnerships (партнерство) – отношения производителей или поставщиков услуг с потребителями: длительные наблюдения и анализ всей доступной информации о клиенте, покупателе позволяют смоделировать личность каждого потребителя, что в конечном счете позволит контролировать и прогнозировать ее поведение.

 

На базе маркетинговой модели «4Р» была построена также и теория (концепция) «4C». Эта маркетинговая теория была предложена в 1993г. Робертом Ф. Лотерборном.

Теория основана на 4 основных «координатах» маркетингового планирования, при этом по сравнению с теорией «4P», осуществлен перенос якоря маркетинговой деятельности с продукта на потребителя:

Consumer - Потребитель

Cost - Стоимость

Convenience - Удобство

Communication - Коммуникации.