Социология в России: основные этапы становления
В Россию социология была привнесена, а не самостоятельно возникла на основе потребностей общества.
В 1842 г. Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной философии" и через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки - социологии - заявил талантливый исследователь Валериан Майков. Однако периодом становления социологии в России следует назвать, по меньшей мере, 60-70-е гг. XIX века - время, когда Россия в первом приближении вступает на путь капиталистического развития.
Становление русской социологии:
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) начал спор о путях развития российского общества, положил начало дискуссии между западниками и славянофилами. «Философские письма» (1829-1831)
В идейном противостоянии западников и славянофилов рождается оригинальная концепция Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) о КИТах (культурно – исторических типах), произведение «Россия и Европа» 1871 года.
Данилевский резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого просвещения; он же, напротив, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Человечество – только отвлеченное понятие; географическое и историческое деление (древняя, средняя и новая история) не корректны; стоит говорить о «культурно-исторических типах».Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (новосемитский), и германо-романский, или европейский. Россия с славянством образуют новый КИТ, совершенно отличный и отдельный от Европы. Эти КИТы отличаются друг от друга культурой, развитием, языками.
Заимствованный русскими социологами позитивизм был очень развит во множестве концепций. Так, А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд представляли общество как биологический организм. Лев Ильич Мечников (1838-1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (не завершена, вышла посмертно в 1889) разрабатывал концепцию географического детерминизма. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и географической среды, в которой она существует. Вся история человечества, по Мечникову, разделяется на 3 фазы – речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. История развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, – до средиземноморской и океанической эпох существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар.
Субъективная школа. (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)
Пётр Лаврович Лавров (1823-1900) начал своё социологическое теоретизирование как истинный позитивист. Лавров пытался проанализировать, за счет чего происходит прогресс (произведение «Исторические письма»), и приходит к выводу, что общество движется вперёд за счет гибели тысяч людей, по сути, счастье одних строится на костях других. Общество разделено на две категории людей: одни работают головой, другие работают физическим трудом и тем самым дают возможность выживать и здравствовать первой категории людей – генераторов мыслей и идей. Историю, в конечном счете, делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство – «критически мыслящие личности».
Люди, обладающие благами образования и благополучной жизни, должны пересмотреть свои взгляды, направить свои силы и действия на улучшение жизни других людей.
Отсюда – идея «хождения в народ». С теоретической точки зрения позитивизм заканчивается у Лаврова там, где начинаются рассуждения о возможностях субъектов (критически мыслящих личностей) по своей воле (волюнтаризм) преобразовать социальную действительности, изменить ход истории.