Объект оценивания
Экспертиза научного и технического творчества
Рассматривая диссертацию как объект экспертизы, целесообразно провести некоторые параллели между техническим и научным творчеством ввиду того, что этим сферам деятельности присущ целый ряд весьма сходных коренных черт, а именно:
непосредственным продуктом той и другой деятельности, приводящим к практической отдаче, является идея, обладающая новизной и полезностью. При этом в техническом творчестве идея должна найти воплощение в техническом, инженерном, конструкторском, организационном или ином практически применимом решении, ограниченном нормативными рамками, а в научном творчестве идея может иметь и иные формы воплощения: теория, метод, методика и др.;
– подобно тому, как в образовательной и научной деятельности рассматриваются защищаемые учебно-научные и научно-квалификационные работы (являющиеся результатами познания и научного творчества) трёх уровней – курсовые, дипломные работы (проекты, задачи) и диссертации, в технической деятельности также рассматриваются работы трёх уровней технического творчества: рационализаторское предложение, изобретение, открытие;
как в научной, так и в творческой технической деятельности устанавливаются и юридически охраняются авторские права на полученные новые результаты согласно срокам и объёмам их официальной публикации;
в той и в другой деятельности организована государственная экспертиза новизны, достоверности и практической значимости предлагаемых решений, которая в нашей стране осуществляется в области научно-квалификационных работ сетью диссертационных советов и экспертными органами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, а в области промышленно применимых решений – Государственным патентным ведомством Российской Федерации.
Отмечая сходные черты, нельзя не обратить внимания и на некоторые существенные отличия.
В области изобретательской деятельности, представляющей одну из наиболее важных сфер технического творчества, считается, чтобы стать экспертом, недостаточно просто быть изобретателем, а необходимо пройти обучение в специализированных учебных заведениях или на соответствующих курсах, где осуществляется подготовка экспертов-патентоведов, получающих требуемые знания и навыки экспертной работы. В отличие от этого, чтобы стать экспертом в научной деятельности, считается вполне достаточным иметь учёную степень доктора или кандидата наук. Никакой специальной подготовки экспертов для оценки работ в научной области не организуется.
Между тем, попробуйте задать вопросы специалистам-экспертам в области изобретательства: какими признаками различаются рационализаторское предложение, изобретение и открытие; что является и что не является новым техническим решением; что может быть объектом изобретения и что не может? На эти и многие другие вопросы они дадут весьма чёткие ответы, которые почерпнут, например, из Правил составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение (Приложение 5 к Патентному закону Российской Федерации) и некоторых других нормативных документов.
Задайте схожие вопросы специалистам, занимающимся экспертизой диссертаций: какими признаками различаются между собой дипломная работа, кандидатская и докторская диссертации; что является и не является научной задачей и научной проблемой; что может быть признано вкладом в науку и что не может? В подавляющем большинстве ответы, опирающиеся лишь на некоторые строки действующих нормативных документов, будут весьма нечёткими и противоречивыми, особенно если не ограничиваться уровнем примитивного понимания (например, когда различия упомянутых научно-квалификационных работ усматриваются лишь в объёме исследований), а попытаться выяснить принципиальные отличия (в виде чётких отличительных признаков работы каждого вида).
Уровни развития нормативной базы экспертизы технического творчества и квалификационного научного творчества несопоставимы, и в этом нет ничего удивительного.
Нормативная база поддержки экспертизы изобретательских и рационализаторских предложений получила серьёзное развитие не вдруг и не случайно, а в связи с заказом социально-экономического характера – потребностью корректного юридического регулирования прав на размеры авторского вознаграждения, в то время как в области науки экспертиза традиционно основывалась "на общественных началах". С выходом Патентного закона Российской Федерации и некоторых других нормативных актов нормативная база экспертизы промышленно применимых решений, а также охраны авторских прав, получила дальнейшее существенное развитие и распространилась, наряду с изобретениями, на ряд новых промышленно применимых объектов научно-технического творчества, таких как полезные модели, программы для ЭВМ, банки данных.
Следует сразу отметить, что для развития нормативной базы в области подготовки и экспертизы диссертаций не надо ничего придумывать заново. Надо лишь выбрать то уже имеющееся, что оказывается подходящим с учётом здравого смысла, и дополнить, прибегая к аналогиям, тем, что является явно целесообразным, так как проверено опытом в наиболее близкой области - оформление и экспертиза рационализаторских и изобретательских предложений.
Из накопленного положительного опыта создания нормативной базы в упомянутых областях технического творчества следует, что для поднятия на должный уровень экспертизы творческих работ в любой области деятельности требуется разумная канонизация некоторых наиболее важных требований, в частности, необходимо:
– выделить обобщённый объект оцениваниятворческого вклада;
– дать однозначно трактуемые всеми специалистами предельно краткие, но, по возможности, наиболее ёмкие опорные определенияосновным объектам различного творческого уровня, подлежащим оцениванию;
– указать рассматриваемые экспертизой конкретные объекты творчества;
– регламентировать в интересах экспертизы и охраны прав автора компактную форму изложенияв документах сущности творческого вкладас чётким очерчиванием объёма авторских притязаний.
Здесь всё просто. Как известно, в практике изобретательской и рационализаторской деятельности в качестве обобщённого объекта оценивания творческого вклада выступает техническоерешение. Его аналогом в научном творчестве нельзя не признать более широкий обобщённый объект оценивания – научное решение.