Признаки рекреации.

Внешний государственный долг Республики Беларусь

Внутренний государственный долг Республики Беларусь

Понятие и виды государственного долга

В экономической литературе под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сумму, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны: во-первых, государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита. Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг, который необходимо выплачивать с процентами.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Государственный долг можно классифицировать как капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризуетдолг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительства Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Правительства Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Управление внутренним государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Обслуживание внутреннего государственного долга предполагает выплату процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.

Порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Внешний государственный долг Республики Беларусь отражает общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы представляют собой займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта, а в качестве заимодавцев (кредитодателей) – иностранные государства, международные организации, а также иные нерезиденты Республики Беларусь.

Государственная гарантия по внешним займам является обязательством Республики Беларусь (гаранта) перед иностранным кредитором нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору внешнего займа.

Государственные ценные бумаги в качестве государственных долговых обязательств, формирующие внешний государственный долг, - ценные бумаги, выпускаемые Республикой Беларусь, размещаемые на рынках ценных бумаг за ее пределами и удостоверяющие, что республике предоставлен внешний займ.

Лимит внешнего государственного долга определяет максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

- покрытия дефицита республиканского бюджета;

- пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

- реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

- решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

- импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

- поддержки экономических реформ.

Законом о бюджете РБ на 2013 год определены:

- лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 25 трлн. рублей;

- лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 25 трлн. рублей;

лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 16,3 млрд. долларов США;

лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3 млрд. долларов США;

 

Таблица - Перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых в 2013 году будет осуществляться с привлечением средств республиканского бюджета

Кредиты Международного банка реконструкции и развития*  
Проект повышения энергоэффективности в РБ (Госкомитет по стандартизации РБ) реализация проекта повышения энергоэффективности в РБ
Проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (Госкомитет по стандартизации РБ) реализация проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере
Проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (МЧС РБ) реализация проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС
Проект развития систем водоснабжения и водоотведения (Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ) реализация проекта развития систем водоснабжения и водоотведения
Заем на цели развития поддержка реформ в области экономической и социальной политики
Проект по обращению с твердыми отходами (Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ) реализация проекта по обращению с твердыми отходами
Проект усовершенствования и модернизации автомобильной дороги (Министерство транспорта и коммуникаций РБ) реализация проекта усовершенствования и модернизации автомобильной дороги
Дополнительный заем по проекту по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Госкомитет по стандартизации РБ) реализация проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС
Кредиты Соединенных Штатов Америки(Товарно-кредитная корпорация) Департаменту по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ закупка зернопродуктов
Кредиты Федеративной Республики Германия Белорусскому государственному университету строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений
Кредиты Российской ФедерацииМинистерству энергетики РБ реализация инвестиционного проекта «Строительство АЭС на территории РБ»
Кредит Внешэкономбанка (РФ) и ЗАО РОСЭКСИМБАНК (РФ) Министерству энергетики Республики Беларусь реализация инвестиционного проекта «Строительство АЭС на территории РБ»
Кредиты Китайской Народной Республики:  
закрытому акционерному обществу «Белорусская сеть телекоммуникаций» реализация инвестиционного проекта «Создание инфраструктуры государственного оператора сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800»
Министерству архитектуры и строительства РБ реализация инвестиционного проекта по строительству линий по производству цемента
  реализация инвестиционного проекта «Строительство завода по производству кальцинированной соды в Мозырском районе Гомельской области»
Министерству транспорта и коммуникаций РБ реализация инвестиционного проекта «Электрификация участков железной дороги Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи.
  реализация инвестиционного проекта «Реконструкция автомобильной дороги Минск – Гомель на участке Жлобин – Гомель»
  реализация инвестиционного проекта «Реконструкция республиканской автомобильной дороги Минск – Гомель на участке Бобруйск – Жлобин»
  реализация инвестиционного проекта «Строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы и реконструкция аэровокзального комплекса со строительством нового терминала»
Минскому городскому исполнительному комитету реализация инвестиционного проекта «Создание интеллектуальной транспортной системы безопасности г. Минска с включением в нее автомобильных дорог Минск – Национальный аэропорт Минск и Кольцевая дорога вокруг города Минска»
Министерству энергетики Республики Беларусь реализация инвест. проекта «Реконструкция Минской ТЭЦ-2»
  реализация инвестиционного проекта «Строительство ПГУ-400 МВт на Березовской ГРЭС»
  реализация инвест. проекта «Строительство ПГУ-400 МВт на Лукомльской ГРЭС»
концерну «Беллесбумпром» реализация инвест. проекта «Строительство завода «под ключ»по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»
  реализация инвест. проекта «Техническое переоснащение филиала «Добрушская бумажная фабрика (ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои»)
Государственному военно-промышленному комитету Республики Беларусь реализация инвестиционного проекта «Создание национальной системы спутниковой связи и вещания РБ»
Кредит Международного валютного фонда** поддержка платежного баланса и экономических реформ
Кредит Боливарианской Республики Венесуэла покрытие стратегических долговых обязательств и улучшение показателей платежного баланса
Кредиты Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса
Кредит Европейского банка реконструкции и развитияМинистерству жилищно-коммунального хозяйства РБ реализация проекта «Беларусь: экологический инфраструктурный проект – первый этап»
Кредит Северного инвестиционного банка Министерству жилищно-коммунального хозяйства РБ реализация проекта «Беларусь: экологический инфраструктурный проект – первый этап»
Размещение государственных облигаций Республики Беларусь на внешних финансовых рынках финансирование дефицита республиканского бюджета
Кредиты ФРГ, Итальянской Республики, РФ (Сбербанк России ОАО), Азербайджанской Республики, Республики Индия, Европейского банка реконструкции и развития, Евразийского банка развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Р погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь

**Международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Начал свою деятельность 1 марта 1947 года (соглашение подписали 22 страны). МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает около 25 % своей квоты в СДР (специальные права заимствования - искусственно созданная международная денежная единица) или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран - бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда

Возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Несмотря на некоторое сокращение в последнее время удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, т.е. располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

 

*Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ. Соглашение о МБРР, вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса. В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

 

Рекреационный туризм представляет собой определенный тип туризма, имеющий основную целевую функцию - восстановле­ние физических и психических сил человека средствами туризма. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспо­собности человека, что субъективно выра­жается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объек­тивно - в улучшении функционального со­стояния организма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным. Следует отме­тить, что термин «спортивно-оздоровитель­ный туризм», имеющий определенный го­сударственный статус, отражает существен­ную связь оздоровительного и спортивного туризма.

В этой связи отражена способность спортивного туризма мигрировать в сторо­ну рекреационного по результатам занятий спортивным туризмом с нефорсированны­ми нагрузками. Кроме того, имеет место смещение рекреационного туризма в сто­рону реабилитационного при определенных климатических условиях и средствах туриз­ма в виде дозированной ходьбы и других занятий, способствующих лечению некото­рых заболеваний. В целом рекреационный туризм рассматривается нами как фор­ма активного туризма в рамках физичес­кой рекреации с определенными огра­ничениями по физическим нагрузкам. Выход за верхние ограничения приво­дит к спортивному туризму, выход за нижние ограничения - к реабилитаци­онному туризму. К сожалению, рамки фи­зической рекреации в теории физической культуры очерчены недостаточно определен­но. Так, например (как пишут Выдрин В.М. и Джумаев А., 1989), в одних источниках ука­зываются рекреативные формы и места за­нятий физическими упражнениями, в дру­гих физическая рекреация находит свое выражение в таких терминах и понятиях, как «массово-оздоровительная» и «оздорови­тельная физическая культура», «производ­ственная гимнастика», «массовый спорт» «массово-оздоровительный отдых», «актив­ный отдых», и т. д.

По данным Ю.Е. Рыжкина (2001), различные авторы выделяют многочисленные при­знаки, составляющие основное содержание физической рекреации, под которой понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил затраченных в процессе профессионально го труда. Перечислим эти признаки физической рекреации:

• основывается на двигательной активности;

• в качестве главных средств использует физические упражнения;

• осуществляется в свободное или специ­ально выделенное время;

• включает культурно-ценностные аспекты

• содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

• осуществляется на добровольных, само­деятельных началах;

• оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

• включает образовательно-воспитательные компоненты;

• носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

• характеризуется наличием определен­ных рекреационных услуг;

осуществляется преимущественно в природных условиях;

• имеет определенную научно-методическую базу.

Все эти признаки являются необходимыми, но недостаточными для характеристик рекреационного туризма как вида физической рекреации.

В отличие от других видов физической культуры в физической рекреации наиболее значимыми являются не общепринятые компоненты физической нагрузки, а субъектив­ные ощущения, связанные с выполнением тех или иных действий, которые в большей степени доставляют удовольствие, а не из­нуряют. Именно принцип удовольствия яв­ляется одним из основных отличительных принципов физической рекреации. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной де­ятельности (Выдрин В.М., 1999). Рекреационный туризм как один из видов физической рекреации в этом случае не яв­ляется исключением.